Главная » Статьи » Физическая культура |
Формирование у младших школьников потребности в самостоятельном физическом совершенствовании
Чтобы самостоятельно заниматься, нужно следующее: уметь самостоятельно ставить перед собой задачу, ведущую к достижению поставленной цели; выбирать необходимые для решения этой задачи средства и способы действий; выполнять эти действия, контролировать их правильность и уметь в случае необходимости корректировать их. Перечисленные умения являются составными компонентами учебной деятельности. Таким образом, если мы научим школьников учиться, то заложим прочное основание в дело подготовки к самостоятельным занятиям физкультурой, вооружим их необходимыми умениями для физического самосовершенствования. Чтобы ученики самостоятельно занимались физическими упражнениями, надо заинтересовать их, научить, чем и как заниматься. Основа подготовки школьников к самостоятельным занятиям - формирование у них учебных умений: активное оперирование полученными на уроках знаниями, умение сопоставлять и анализировать разные способы действия и с целью выбора оптимального варианта, способность оценивать правильность действий товарищей, а затем и своих собственных. Начинать такую работу нужно с начальной школы. На уроках физкультуры дети должны радоваться, получать удовольствие от занятий. Но наряду с этим им обязательно надо дать к почувствовать, что уроки физкультуры - это серьезная подготовка к самостоятельной, взрослой жизни. Успешность усвоения знаний зависит от того, как организуется процесс обучения. С этих позиций выделяют три типа учения. Первый тип - обучаемого ориентируют на какой-то образец (правило, формулу, двигательное действие); целью при этом является точное воспроизведение образца. Второй тип - обучаемому не просто предлагают образец, но и дают подробнейшие указания для правильного выполнения задания, намечают систему ориентиров. Третий тип - обучаемого учат самостоятельно выделять систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания, обобщенному способу действия до сообщения конкретных знаний, формирования умений. С самого начала обучение носит сознательный характер. Обучаемый не только осознает то, чему ему предстоит научиться, но и овладевает способом такого обучения. Это позволяет ему впоследствии самостоятельно решать новые задачи. Прежде всего, учитель должен постоянно видеть конечную цель - подготовку ученика к самостоятельным занятиям физкультурой. Для этого нужно с 1 класса отказываться от натаскивания, когда ученики механически повторяют указания учителя. Учащиеся должны ясно понимать, для чего их обучают двигательному действию, как оно воздействует на организм, каков механизм выполнения этого действия и т. п. Это не значит, что, прежде чем приступить к обучению, учитель должен прочитать целую лекцию. Нет, все это делается на протяжении нескольких уроков, на которых идет усвоение, повторение и совершенствование двигательного действия. Причем желательно, чтобы эти знания преподносились не в готовом виде, а учащиеся добывали их в процессе учебной деятельности. Даже объясняя технику выполнения нового двигательного действия, не следует рассказывать, а надо постараться вместе с учащимися выяснить, почему лучше выполнить щ упражнение так, а не иначе, какие еще могут быть варианты и т. п. Секундные потери времени на этом этапе позволят впоследствии избежать вопросов, когда у детей не будет что-то получаться. Кроме того, это опосредованно готовит детей к самостоятельным занятиям физкультурой. Ведь подготовка к ним - это не только формирование определенных навыков и умений, но и развитие творческого начала, стремления самим познавать, осваивать учебный материал. При обучении метанию, прыжкам, гимнастическим элементам, передвижению на лыжах применяются и другие приемы, но суть остается прежней: стараться уходить от натаскивания. Дети учатся с пониманием того, что они делают. Они овладевают простейшими навыками оценки одноклассников. Свои действия учащимся 1 класса редко удается оценить правильно. Бывает, ребенок видит ошибку у товарища, сообщает об этом, а сам допускает точно такую же, не замечая этого. Главное - при таком способе обучения дети учатся активно оперировать полученными на уроках знаниями и умениями, у них формируется положительное отношение к физкультуре, без которого немыслимо воспитание физически культурного человека. Практически все, что проходили на уроке, учитель старался преподносить детям так, чтобы они понимали, зачем это им нужно; он не только обучал их самих, но и добивался, чтобы дети могли объяснить другим, как правильно выполнять двигательное действие, он учил их учиться самостоятельно. Кроме этого, уделялось внимание и некоторым конкретным навыкам и умениям, которые необходимы для физического самосовершенствования, сообщались и соответствующие знания. Разминка, подготовка к выполнению сложных двигательных действий - важные умения самостоятельных занятий. В начале года, проводя разминку в подготовительной части к уроку, учитель каждый раз подчеркивал, что перед сложными упражнениями нужно специально готовить к работе свой организм, мышцы и связки. Для этого учитель вместе с детьми сначала выяснял, какие части тела участвуют в том или ином упражнении: например, при беге, прыжках основную работу выполняют ноги, поэтому их и надо особенно тщательно разминать перед этими упражнениями. На следующих уроках сведения уточнялись и конкретизировались. Дети уяснили, что перед бегом и прыжками необходимо разогреть голеностопный, коленный и тазобедренный суставы: для этого делают приседания, круговые движения стопами, коленями, взмахи ногами. Изменилась и форма разминки. Как уже говорилось, на начальном этапе учитель лишь комментировал вой указания. Затем он стал задавать ученикам на уроках вопросы: какая часть тела «работает» при беге? Что нужно разминать перед летаниями? Какие вы знаете упражнения для мышц ног (рук)? Что значит размять мышцы туловища? Детей подводили уже к конкретным упражнениям. В частности, отвечая на последний опрос, они должны были назвать наклоны, повороты, круговые движения туловищем. Для быстрого получения обратной связи и чтобы не снижать моторную плотность занятия, практиковались ответы не словами, а движениями. «Сегодня вы будете заниматься с мячами,- говорил учитель. - Что вам необходимо хорошо размять? Покажите». Сразу выявлялись те, кто усвоил, что готовить надо части тела, которые будут нести основную нагрузку в упражнении. Учитель наглядно видел, кому еще не все понятно, а кто, не задумываясь, повторяет движения за товарищами. Постепенно от вопросов переходили к делу. Вариантов организации разминки было много. Учитель называл упражнение, допустим наклоны, и вызывал ученика, который перед классом показывал, какие наклоны он знает, а все дети за ним повторяли. Учитель указывал лишь часть тела, которую нужно было подготовить к работе. Ученики сами подбирали знакомые им упражнения, придумывали новые и выполняли их. При этом каждый мог выполнять свое упражнение. Опробован был и такой вариант: как и в предыдущем случае, каждый сам подбирал себе упражнение, но выполняли все одновременно под счет учителя. Это делалось для того, чтобы приучить детей повторять упражнение, необходимое для полноценной подготовки к работе количество раз. У первоклассников, когда им дается свобода действий, есть склонность просто «обозначать» упражнения, делать их 1-2 раза. Поэтому им надо объяснять, что свое воздействие (разогревают, разминают мышцы) упражнения оказывают только при достаточном количестве повторений, как правило, не менее 6-8 раз. Иногда учитель шел, что называется, от противного: он предлагал в разминке какое-либо упражнение, а после его выполнения спрашивал, зачем дети его делали, на какие мышцы оно воздействует. Для разнообразия практиковалось групповое проведение разминки. Например, каждый из мальчиков придумывал и показывал классу одно упражнение. Сначала учитель направлял детей, говорил, кому на какую часть тела придумывать упражнение. Позже он ограничивался лишь сообщением задач урока, чтобы ученики знали к чему готовиться на разминке, и давали соответствующие упражнения. Таким образом, уже к концу 1 класса дети умели достаточно грамотно разминаться бегом, метаниями, прыжками, упражнениями с мячами. Они были убеждены, что подготовка к выполнению сложных двигательных действий необходима. Отношение к предмету «Физическая культура» у них было самым серьезным. А это залог того, что на базе интереса к физической культуре, уважения предмета, серьезного, осмысленного отношения к нему легче научить школьников заботиться о своем здоровье. Эта подготовка неотделима от учебно-воспитательного процесса и, по нашим данным, положительно влияет на усвоение учебного материала программы, так как любая задача, поставленная перед ребенком, имеет для него совершенно определенный смысл и понятна ему. Вполне может случиться, что для формирования потребности, интереса к физическим упражнениям именно выполнение этого условия сыграет свое решающее значение. Литература: 1. Шаулин В.Н. Готовность к самостоятельным занятиям физкультурой с 1 класса//Начальная школа. – 1989. - №1. 2. Головина, Т. В. Формирование ценностного отношения к физической культуре у младших школьников / Т. В. Головина : дис. . канд. пед. наук: 13.00.04. Омск, 2003. - 161 с. | |
Просмотров: 1031 | |
Всего комментариев: 0 | |