Главная » Статьи » Физическая культура

Физическая реабилитация при сколиотических поражениях позвоночника у детей, болеющих детским церебральным параличем.
Физическая реабилитация при сколиотическом поражении позвоночника у детей, страдающих детским церебральным параличом
К. А. Булкина, В. Г. Калоеров, Ю. А. Гришаня, А. М. Корчак, Н. Е. Штефан.
Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта при Национальном университете физического воспитания и спорта Украины.
Актуальность темы.
Распространение сколиоза у детей ставит необходимость его коррекции и профилактики как одну из актуальных проблем в системе здравоохранения детей и подростков, особенно тех, которые болеют детским церебральным параличом (ДЦП).
Слабость и асимметричный тонус мышц, контрактуры, деформации конечностей у детей с церебральным параличом приводят к формированию сколиоза в раннем возрасте. Усиление деформации позвоночника приходится на младший школьный возраст, когда наблюдается интенсивный рост ребенка и увеличивается нагрузка на опорно-двигательный аппарат, вызывает прогрессирование сколиоза. Сколиоз вызывает нарушение функций со стороны всех органов и систем человека, особенно кардиореспираторной, что приводит к снижению качества и сокращения продолжительности жизни. Развитие сколиоза у детей с церебральным параличом осложняет течение основного заболевания, требует соответствующих изменений реабилитационных мероприятий [1,2].
Проблеме физической реабилитации (ФР) детей с ДЦП посвящены научные исследования многих ученых, как отечественных, так и зарубежных [5,7,8]. Разработаны программы ФР с использованием лечебной гимнастики, массажа, физиотерапевтических процедур и т.п., решают вопросы повышения двигательной активности, физического и психического развития, социальной адаптации детей с ДЦП. Особого внимания заслуживает метод динамической проприоцептивной коррекции с использованием специального костюма, направленный на уменьшение спастичности мышц и гиперкинезов, улучшения вертикальной устойчивости и ориентировки в пространстве, коррекцию позы пациента [3].
Анализ научных работ не обнаружил в медицинской и специальной литературе комплексных программ ФГ детей младшего школьного возраста с ДЦП, осложненным сколиозом, которые были бы направлены на коррекцию и профилактику сколиоза, улучшения биогеометричного профиля ребенка, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также нарушений функций кардиореспираторной системы и функции внешнего дыхания, что и определило выбор направления исследования.
Цель работы - теоретически разработать и практически проверить эффективность комплексной программы ФР при сколиотических поражениях позвоночника у детей 5-6 лет, больных ДЦП.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Донецкого учебно-воспитательного комбината (НПК) «Корн» в подготовительной группе с детьми в возрасте 5-6 лет, страдающих ДЦП, осложненный сколиозом. Эксперимент продолжался в течение семи месяцев на занятиях по лечебной физической культуры (ЛФК) и плавание.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе до начала эксперимента в генеральной группе (20 детей) мы определили массу и длину тела, силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, угол искривления позвоночника по шкале Чаклина, реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по пробе Шалкова, жизненную емкость легких методом спирографии, кислородное обеспечение организма с пробами Штанге и Генчи. Для определения вида и степени сколиоза выполняли расчеты по рентгенограммам позвоночника [4].
По полученным результатам были отобраны дети с спастической диплегией, левосторонним С-образным сколиозом I-II степени шейно-грудного и грудного отдела позвоночника и разделены на две группы по 10 человек: контрольную и экспериментальную.
Дети контрольной группы (6 мальчиков и 4 девочки) и экспериментальной группы (5 мальчиков и 5 девочек) после физических упражнений и статических нагрузок чувствовали усталость, боль в области позвоночника и мышц спины справа, тяжесть в правой руке.
В контрольной группе коррекционные меры предусматривали обычную лечебную гимнастику с классическим комплексом физических упражнений, которая используется инструкторами ЛФК в НПК «Корн», массаж и плавание, физкультурные паузы в середине каждого общеразвивающего предмета. Лечебную гимнастику проводили 3 раза в неделю по 30 минут занятия по плаванию - дважды в неделю по 30 минут массаж - 15 минут (1,5 массажные единицы).
Экспериментальная группа занималась по предложенной нами программе ФР. Количество и продолжительность занятий по ЛФК и плавание, процедур по массажу были идентичными с контрольной группой. Определяющей чертой программы является комплексное применение лечебной гимнастики, лечебного плавания и массажа и современного физиотерапевтического средства - динамической электронейростимуляции путем использования прибора «ДЭНАС-Вертебра» на позвоночный столб; выполнения корректирующих физических упражнений в форме веселых игр с программы «В мире животных», которые проводились под музыкальное сопровождение.
Весь период ФР был разделен на три этапа. Первый этап длился с сентября до конца октября и содержал дыхательную гимнастику, лечебную гимнастику с элементами игры, массаж при сколиозе, вытяжение позвоночника, занятия в бассейне при низкой дозировке физических упражнений. В комплексах лечебной гимнастики применяли подвижные игры, которые положительно влияют не только на развитие физических качеств, но и на состояние психоэмоциональной сферы детей, способствуют развитию внимания, мышления и коммуникативности, снижают агрессивность [5,6].
Главная цель первого этапа ФР - укрепление мышечной системы, связочно-суставного аппарата, повышение двигательной активности детей и подготовка к выполнению игровой программы «В мире животных».
Второй этап длился с ноября по декабрь и содержал те же составляющие, причем лечебная гимнастика осложнялась упражнениями на равновесие, а массаж дополнялся вытяжением. Большинство времени на занятиях ЛФК посвящена выполнению корректирующей игровой программы «В мире животных». Для улучшения функционального состояния легких и кардиореспираторной системы детей использовались упражнения с задержкой дыхания и обучение нырянию. Занятия в бассейне содержали специальные корригирующие упражнения. На этом этапе процесс ФГ сочетали с сеансами электронейростимуляции, продолжительность 15 минут.
Заключительный этап длился с января по март. Программа ФГ осложнялась за счет увеличения дозировки физических упражнений и проведения игр по программе «В мире животных» как борьбу за лучшее исполнение задачи и поощрения победителя через небольшие призы (при увеличении плотности занятий с 50% до 70% от максимума).
Методы исследования:
- соматоскопические обследования, которые проводились перед началом эксперимента и после каждого его этапа, выявляют особенности телосложения, осанку и состояние опорно-двигательного аппарата [4]; измерения массы и длины тела.
Обзор проводили в трех положениях: спереди, сбоку и сзади. При осмотре спереди обращали внимание на возможные асимметрии шее, на форму грудной клетки, треугольники талии, положение таза. Обзор сбоку позволил проверить осанку в сагиттальной плоскости. Однако более детальным является обзор сзади: положение головы; симметричность надплечья, гребней подвздошных костей; уровень лопаток, их расстояние от позвоночника; единообразие треугольников талии; определения положения позвоночника с остистыми отростками позвонков.
С помощью этих показателей была определена форма сколиоза, направление искривления, пораженный отдел позвоночника и степень сколиоза. Полученные данные подтверждены рентгенограмме и записью в медицинской карте ребенка.
- Диагностика двигательных функций детей с диагнозом ДЦП, осложненным сколиозом, по таким показателям [4,7]:
- силовая выносливость мышц спины, измерялась с помощью поднимание туловища из положения лежа на животе, руки отведены назад, ноги фиксированы. Секундомер измерялось время удержанию позы в секундах (средний показатель для здоровых детей 5-7 лет - примерно 2 минуты)
- силовая выносливость мышц брюшного пресса, измерялась количеством поднятий туловища из положения лежа в положение сидя до появления первых признаков усталости: некачественное выполнение, покраснение лица, дрожь, отталкивания от пола руками (в норме этот показатель должен составлять 10-15 раз) [ 4,6];
- угол искривления позвоночника по шкале Чаклина - измерялся по рентгенограмме [4];
- реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку по пробе Шалкова [4,7]. У ребенка в положении лежа определяется пульс и артериальное давление (АД). Сразу же после выполнения 20 приседаний с опорой на шведскую стенку снова измеряется частота пульса и АД (учет острого воздействия физической нагрузки), затем через 3, 5 и 10 минут соответственно определяют эти же показатели (учет восстановительного периода). При положительной реакции эти показатели увеличиваются на 20-25%; при отрицательной - на 30-50% и более по сравнению с состоянием покоя (у здорового ребенка все показатели возвращаются к исходным данным через 3-5 минут, у больных детей - через 5-10 минут и более).
- Жизненная емкость легких (измерялась спирографически). Ее норма для здоровых детей 5-6 лет составляет примерно 2,0 литров (1,9 - 2,1 л.).
Кислородное обеспечение организма определялось с помощью проб Штанге и Генчи [4,7].
Проба Штанге определяет время задержки дыхания на вдохе. По времени задержки дыхания проба оценивается следующим образом: менее 30 сек. - неудовлетворительно; 30-35 сек. - удовлетворительно; более 35 сек. - хорошо.
Проба Генчи определяет время задержки дыхания на выдохе. По времени задержки дыхания проба оценивается соответственно: менее 20 сек. - неудовлетворительно; 20-24 сек. - удовлетворительно; до 25 сек. - хорошо.
- метод электронейростимуляции путем использования прибора «ДЭНАС - вертебро». Прибор предназначен для проведения динамической электростимуляции и электромассажа через воздействие на различные зоны и области спины, а также для обезболивания и коррекции функциональных нарушений при заболеваниях различных органов. Процедуры биокерованои динамической электронейростимуляции улучшают координацию движений мышц, активируют их микроциркуляцию, улучшают мышечный баланс с формированием адекватного динамического мышечного стереотипа положения тела, как в покое, так и в движении.
- Игровой метод. Вследствие того, что дети с ДЦП не могут самостоятельно усваивать необходимые движения, их надо поощрять к этому и учить интересной игры, например, по программе «В мире животных». Эта сказочная игра обогащает детей об окружающем мире, развивает их двигательную активность, фантазию и умственные способности.
- математико-статистический метод обработки полученных экспериментальных данных по методу t - критерия Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные по методам исследования данные на начало эксперимента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Значения показателей в контрольной и экспериментальной группах детей с ДЦП при сколиотических поражениях позвоночника на начало эксперимента
показатели Группы

контрольная Экспериментальная

Рост, (см) 101,0 105,0

Масса тела, (кг)
17,0 16,6

Угол искривления позвоночника, (°) 20,5 21,0

Выносливость мышц спины, (с) 10,3 10,5

Выносливость мышц брюшного пресса, (количество раз) 4,3 4,4

ЖЕЛ, (л) 1,30 1,36

Проба Штанге, (с)
14,3 14,5

Проба Генчи, (с) 9,6 9,3

ЧСС покоя, (уд / мин.) 103 98

ЧСС нагрузки, (уд / мин.) 151 154

АО покоя, (мм рт. Ст.) 110/61 109/62

АО нагрузки, (мм рт. Ст.) 132/74 130/76

Как видно из табл. 1, исследования показателей физического развития свидетельствует о том, что дети с церебральным параличом достоверно отстают от своих здоровых сверстников по таким показателям, как масса и длина тела. Отставание в длине тела было в пределах 8% для контрольной группы и 5% для экспериментальной группы, а массы тела - соответственно в пределах 15% и 17% по сравнению с возрастной нормой.
Анализ результатов проведенных антропометрических измерений подтвердил наличие деформации позвоночника, установленного рентгенографически: у подавляющего большинства детей угол сколиоза равен 20,5 ° в контрольной группе и 21,0 ° в экспериментальной группе, свидетельствует о наличии II степени С-образного левостороннего сколиоза шейно-грудного и грудного отдела позвоночника.
Тестирование показало, что в обследованных детей значительно снижена статическая силовая выносливость мышц спины и живота, которые участвуют в формировании ортоградное позы. Так, показатель статической силовой выносливости мышц спины равен в секундах - 10,3, живота по количеству раз - 4,3 в контрольной группе и соответственно - 10,5 с и 4,4 раза в экспериментальной группе, составляет около 50% от аналогичных показателей у здоровых детей.
При исследовании функционального состояния органов дыхания у детей со спастической диплегия установлено значительное отставание величины фактической жизненной емкости легких (ЖЕЛ) от ее надлежащей величины у здоровых детей (на 35% в контрольной и 32% в экспериментальной группе).
У детей с ДЦП в обеих исследуемых группах наблюдалось снижение адаптации организма к гипоксии, как за счет основного заболевания, так и вследствие сколиотической деформации грудной клетки. Показатели пробы Штанге были снижены от должных значений на 59% в контрольной и на 58% в экспериментальной группе. Показатели пробы Генчи также были ниже нормальные значения на 62% в контрольной группе и на 63% в экспериментальной группе.
Ответной реакцией организма детей на изменения функционального состояния дыхательной системы стало увеличение частоты сердечных сокращений в покое в контрольной группе до 103 уд. / Мин., Что на 14% выше, чем показатель у здоровых детей. Средний показатель в экспериментальной - 98 уд. / Мин., Что также превышает норму на 9%.
При проведении дифференцированной функциональной пробы по Шалкову процент ускорения пульса после выполнения нагрузки (ЧСС нагрузки) составил 47% в контрольной группе и 57% в экспериментальной группах. Артериальное давление повышалось в пределах нормы. Не наблюдалось восстановление пульса в обеих группах после 5 минут отдыха; в контрольной и основной группах он превышал исходный на 48% в обеих группах.
Математико-статистический метод обработки данных средней величины угла искривления позвоночника, выносливости мышц спины и пресса, ЧСС покоя и нагрузки, жизненной емкости легких позволил установить, что по величинам исследуемых показателей между контрольной и экспериментальной группами достоверной разницы нет (Р <0,05 ).
Полученные данные в конце эксперимента представлены в табл. 2.
Таблица 2
Значения показателей в контрольной и экспериментальной группах детей с ДЦП при сколиотических поражениях позвоночника после проведения физической реабилитации
показатели Группы

контрольная Экспериментальная
Рост, (см) 104,0 106,3

Масса тела, (кг)
18,7 20,1

Угол искривления позвоночника,
(°)
19,0 12,6

Выносливость мышц спины, (с)
12,0 19,0

Выносливость мышц брюшного пресса, (количество раз) 9 13
ЖЕЛ, (л)
1,6 2,0

Проба Штанге, (с)
15,5 27

Проба Генчи, (с) 10,0 13,0

ЧСС покоя, (уд / мин.)
101 90

ЧСС нагрузки, (уд / мин.)
184 117

АО покоя, (мм рт. Ст.)
111/60 104,2 / 60

АО нагрузки, (мм рт. Ст.) 108/69 125/71

Использование предложенной программы ФР привело к достоверному увеличению массы тела детей данной группы на 21% по сравнению с исходной, в то время как в контрольной группе масса выросла всего на 10% (достоверная разница между показателями групп p <0,01). Изменения в росте были незначительными и связаны в основном с течением времени.
У детей экспериментальной группы угол сколиоза уменьшился до 12,6 °, что меньше исходных показателей на 40%, в контрольной группе - на 12%, (p <0,01).
В экспериментальной группе выросли показатели мышечной выносливости, которые превысили исходные данные мышц спины на 81% и мышц брюшного пресса на 195%, с возможной разницей обоих показателей (p <0,01).
Жизненная емкость легких в экспериментальной группе увеличилась на 67% и равна возрастной норме, в то время, как в контрольной группе она выросла всего на 23%, (p <0,01). Положительное влияние предложенной программы ФР проявился также при адаптации организма детей экспериментальной группы к гипоксии. Об этом свидетельствует увеличение показателей пробы Штанге на 85%, а пробы Генчи - на 40%, в то время как в контрольной группе эти показатели выросли всего на 9% и 4% соответственно, с возможной разницей обоих показателей (p <0,01 ) и (p <0,05) соответственно.
Частота сердечных сокращений в покое в экспериментальной группе улучшилась на 8%, достигла возрастной нормы (90 уд. / Мин.). В контрольной группе этот показатель улучшился только на 2%. Достоверная разница (p <0,01).
Нормализовались показатели дифференцированной функциональной пробы по Шалкову: время восстановления ЧСС сократился до 5 мин., Что соответствует норме. Пульс после нагрузки увеличился на 30% по сравнению с исходным, что соответствует норме, в то время, как в контрольной группе он увеличился на 83%. АО менялся в пределах нормы, как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
ВЫВОДЫ
1. Исследование показателей детей младшего школьного возраста с ДЦП, осложненным сколиотических поражениями позвоночника, свидетельствует о том, что дети с церебральным параличом отстают от своих здоровых сверстников по физическому развитию, статической силовой выносливости мышц, а также по важнейшим показателям кардиореспираторной системы.
2. Разработана программа ФГ с добавлением современной электронейростимуляции, игровой программы и корректирующих упражнений в бассейне положительно повлияла на функциональное состояние позвоночника, кардиореспираторной системы и физическое развитие детей 5-6 лет со спастической диплегией осложненной левосторонним С-образным сколиозом I-II ступеней. Это пидтверджуеть достижения показателей возрастной нормы для здоровых сверстников, таких как масса тела, ЧСС покоя, жизненная емкость легких и увеличенными показателями выносливости мышц спины и брюшного пресса. У детей экспериментальной группы с применением предложенной программы ФР было уменьшено угол сколиоза. Увеличение адаптационных возможностей к гипоксии выразилось в увеличении показателей проб Штанге и Генчи, нормализации ЧСС после нагрузки и времени восстановления после выполнения функциональной пробы.
3. По полученным данным проведено исследование эффективности разработанной программы ФР детей 5-6 лет с ДЦП, осложненным сколиозом, свидетельствует о ее достоверное преимущество по сравнению со стандартной.
4. Предлагаемая программа ФР может быть рекомендована к применению в оздоровительно-воспитательных учреждениях для детей данной нозологии.
Список литературы:
1. Афанасьев С.Н. Физическая работоспособность детей младшего школьного возраста с церебральным параличом, осложненным сколиозом / С.Н. Афанасьев // Спортивный вестник Приднепровья. - 2004. - № 5. - С.80-84.
2. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина Э.Е. - Киев: Здоровье, 1988. - 365 с.
3. Беркутова И.Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Беркутова // Адаптивная физическая культура. - 2008. - №2. - С. 20-22.
4. Макарова Е. В. Физическая реабилитация детей с начальными проявлениями сколиоза в специализированных дошкольных учреждениях / Е. В. Макарова - Киев: Научный мир, 2002. - 19 с.
5. Методы оценки эффективности медицинской реабилитации в системе интенсивной нейрофизиологической реабилитации / В.И. Козявкин, Н.Н. Сак, А.А. Качмар [и др.] // Украинский медицинский журнал. - V / VI 2007 - №3 (35) - С. 61-66.
6. Рудницкая М. В. Кинезотерапия суставов и позвоночника / В. Рудницкая. - Питер: Лениздат, 2011. - 192 с.
7. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП / Семенова К.А. - М .: Антилор 19
Категория: Физическая культура | Добавил: Екатерина2392 (14.08.2017) | Автор: Булкина Екатерина Андреевна E
Просмотров: 670 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]