Главная » Статьи » Технология |
Cтатья "Использование информационно- коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках производственного обучения"
«… знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно» А. Дистервег Использование информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе придает работе новый облик, позволяет не только закреплять полученные знания. умения и навыки, но и управлять самостоятельной работой учащихся, повышая их профессиональный уровень. Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), которые еще несколько лет назад казались «далеким будущим», быстро стали «реальным настоящим». Цели использования информационно- коммуникационных технологий 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности, формирование информационной культуры. 2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов 4. Активизации познавательной деятельности. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Их применение расширяет педагогические возможности мастера производственного обучения. С их помощью он может сконцентрировать внимание учащихся на главном, позволяет ознакомить их с новейшими достижениями науки и техники, направлением моды и моделями одежды, работой современных потоков швейного производства, принципом действия нового оборудования, с особенностями обработки и последовательностью изготовления деталей и узлов швейных изделий: в замедленном и рабочем темпах показать приемы выполнения операций, организацию рабочих мест. Благодаря своим дидактическим свойствам современные ИКТ способны значительно обогатить образовательный процесс открывают большие возможности для активизации учебного процесса, развитие познавательной деятельности учащихся. ИКТ позволяют создать не только новые технологии обучения, но и преобразовать, улучшить эффективность традиционных технологий Один из важнейших дидактических принципов – наглядность Использование мультимедийных технологий – есть применение наглядного метода иллюстраций, который во взаимосвязи с другими методами, позволяет не только сэкономить время на уроке, но и увеличить яркость восприятия материала, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Текстовый редактор Microsoft Word. Предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью я подготавливаю наглядные пособия, разнообразные материалы программы, дидактические карточки, создаю иллюстрированные тесты, упражнения, задания, инструкционные карты и т.д. Так, например, по всем разделам программы мною изготовлены и разработаны инструкционно- технологические карты, критерии оценивания практических работ учащихся. В настоящее время на уроках производственного обучения мастера всё чаще стали использовать современные компьютерные технологии, к которым относятся технологии мультимедиа. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Например, на уроках производственного обучения в условиях учебной мастерской, для подготовки «Модельеров-закройщиков» при изучении новой темы мною воспроизводятся в электронном виде такие инструктивно-методические материалы, как: инструкционно-технологические карты, почасовые карты, карточки задания, тесты, кроссворды, ребусы, анаграммы и др. Другое преимущество мультимедийной техники заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала. Ещё одна возможность мультимедийной техники показ электронных презентаций, слайдов, учебных фильмов, чередование в определённой последовательности просмотра фрагментов с практическим показом выполнения заданий. Использование электронных презентаций делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Они могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, выполнении практических заданий и при организации текущего контроля знаний. Как правило, я использую технологии мультимедиа на вводном инструктаже при изучении нового и повторении пройденного учебного материала. Так при изучении темы «Постельные принадлежности», я наглядно показываю различие в обработке наволочки двойным швом и швом в подгибку с закрытым срезом, иллюстративно показываю последовательность их обработки, после этого идет практическая отработка темы. Презентация позволяет не просто вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, и тем самым, заставляя их актуализировать знания, высказывать предположения. Например: при повторении пройденного материала на вводном инструктаже, задаю вопросы по теме урока, обучающиеся отвечают. Затем, с использованием анимации и других возможностей программы MS Office Power Point, следует ответ на экране, и все сравнивают свой ответ с электронным. Важно, чтобы всем обучающимся на занятии было интересно. Использование тестов, созданных в программе easyQuizzy-2.0, помогает не только экономить время мастера п/о, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности. Для обработки красочных изображений использую редактор Photoshop. Эффективным является использование электронного учебного пособия. На своих уроках использую созданное электронное пособие, которое охватывает раздел программы по теме: «Изготовление женского х/б халата» и включает одиннадцать уроков с различным дидактическим материалом. Материал излагается в доступной, краткой по объёму, наглядной, форме. Наряду с инструкционными картами имеются презентации с различными заданиями, видео материал, почасовые карты задания, карты критерии оценок, флипчарт- задание, тест, который дает возможность проконтролировать степень усвоения знаний по изученной теме. «Электронное пособие» имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это систематизация и автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. В-третьих, позволяет мастеру перенести акцент на самостоятельную работу обучающихся приучает их к поиску решения проблем своими силами, экономит при этом силы и время мастера. Мастер только руководит познавательным процессом. Такая позиция стимулирует познавательную активность обучающегося, его самостоятельность и способствует формированию ИКТ компетентности. Главное преимущество электронного пособия – это возможность интерактивного взаимодействия между учеником и элементами пособия. Вышеперечисленные достоинства электронного пособия позволяют эффективно использовать его в образовательном процессе. В чём назначение моего пособия? Прежде всего, это индивидуальная работа над темой в процессе обучения, самостоятельное изучение материала на дополнительных занятиях, когда учащемуся недостаточно для усвоения темы одного объяснения мастера п/о на уроке. Компьютер может повторить его столько раз, сколько потребуется, не создавая дискомфорта, который имел бы место в группе, в присутствии других, более успешных учащихся. Таким образом, пособие, пооперационные образцы и компьютер дают возможность учащемуся самому контролировать усвоение знаний. умений по предмету. Второе назначение пособия – использование его мастером п/о на разных этапах урока. Применение мультимедийных средств на уроке должно быть строго продуманным и дифференцированным. Хочу также сказать, что вполне разделяю мнение: информационно-образовательные ресурсы не могут заменять педагогических технологий, и, скорее всего, являются их составной частью. Нет никакого сомнения в том, что уроки с использованием ИКТ призваны влиять на формирование и развитие информационно-коммуникативной и профессиональной компетенции учащихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Методика организации повышения квалификации педагогов в условиях внедрения системы электронного обучения – Алматы: АО НЦПК «Орлеу», 2013,-237с 2 Байназарова А. В., Проскурина И. К. Использование информационно-коммуникационной технологии в организации самостоятельной работы студентов // Ярославский педагогический вестник. –2012 –№ 3. – С. 170-174. 3 Инновационные педагогические технологии [Электронный ресурс]URL: http://revolution.allbest.ru. 4 Осадчук, О. Л. Управление самостоятельной работой студентов [Текст] : метод. пособ. / О. Л. Осадчук. –Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. –56 с. 5 Основные направления использования ИКТ в учебном процессе [Электронный ресурс]URL: http//imc-new/com/index.php/teachingpotential/teaching-technologies / 199 – ikt-inteaching. 6 Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика. -2003.- №9.- С.32-38. 7 Миклушевский В. Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года. http://mon.gov.ru/press/news/5501/ 8 Заикина Н.В. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях обновления содержания образования http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3860/Itemid,118/ 9 Журнал «Техническое и профессиональное образование» Индекс 74465 | |
Просмотров: 1984 | | |
Всего комментариев: 0 | |