Главная » Статьи » Технология

Статья на тему" Мастер и его ученики"
Глобальные перемены, происходящие в обществе, требуют внесения корректировки и в образовательный процесс. В связи с этим меняется цель деятельности педагога. Теперь это не только человек, который передает ученику сумму знаний, формирует специальные умения и навыки, но и учит самостоятельности в суждениях, в принятии решений, в выборе жизненного пути. По большому счету, педагог должен так организовать учебную деятельность, чтобы мотивировать каждого ученика на удовлетворение его образовательных потребностей. Лучший опыт современной педагогической деятельности требует распространения в педагогическом сообществе.
В настоящее время популярно обобщение педагогического опыта в форме мастер-класса. Слово "мастер-класс" пришло к нам из английского языка, а именно, master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области) и class (занятие, урок). То есть мастер доносит до участников свой опыт, показывая его на наглядном примере.
В Павлодарском колледже сферы обслуживания традиционно проводится Декада профессий, во время которой учащиеся разных специальностей : портные, модельеры-закройщики, парикмахеры-модельеры - показывают уровень своего мастерства в овладении профессией.
Для учащихся "швейных" специальностей мастером производственного обучения Грицанчук Р.А. был проведен мастер-класс "Художественное рукоделие". Целью данного мастер-класса было расширение кругозора, развитие эстетического вкуса, творческих способностей.
Лейтмотивом всего занятия можно считать слова В.Сухомлинского: "Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце расцветет красота". Мастер рассказала о истории появления и развития вышивании.
Вышивание - это один из видов народного искусства. Появилось оно в первобытной культуре и связано с первым стежком при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к V- VI веках до н. э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях. В Древней Индии использовали лен. Самые популярные способы вышивания - гладь и крест. Так как все материалы для вышивания были очень дорогими, то примерно до XVIII века это занятие было преимущественно у женщин из богатых семей, а также монахинь. Но в XIX веке вышивкой начали заниматься и обычные крестьянки.
Вышивку применяли в одежде, в убранстве жилища, обуви, предметах домашнего обихода все это символизировало достаток в доме, тепло и здоровье. Узоры передавались по наследству от бабушки к матери, от матери к дочери. На выставке, предложенной обозрению участникам мастер-класса, представлены вышитые изделия из творческого наследства семьи мастера.
В настоящее время вышивание, как способ самовыражения, вновь в моде. Интересный узор можно узнать, купив книгу, журнал со схемами, готовые наборы для вышивания, можно придумать самому. Кроме ручной вышивки, можно заняться и машинной.
В Павлодарском колледже сферы обслуживания имеется две вышивальные машины "Брайзер 750Е" и "Джаноме 350Е". Это современные вышивальные машины, которые выполняют разнообразные рисунки-вышивки. Присутствующие были ознакомлены с устройством и принципом работы вышивальной машины. На их глазах рождались восхитительные картины - настоящие произведения искусства. Неподдельный интерес у присутствующих вызвало то, что вышивкой можно украсить и современные гаджеты. Мастер Ноздрина Н.В. продемонстрировала изготовление чехла для сотового телефона с использованием машинной вышивки.
Далее по предложению ведущей мастер-класса можно было попробовать свое мастерство в создании собственной работы. В атмосфере творческого сотрудничества и при помощи опытного наставника каждому участнику удалось создать свою работу. "Нас восхищают прекрасные произведения искусства, где выражается самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. И это восхищение может быть прекрасной мотивацией для создания собственной вышитой картины", -напутствовала мастер.
Учащиеся убедились, что в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческое начало. Мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, создавая новые образцы народного творчества. И в этом непрерывном процессе может принять участие каждый из нас.
На рефлексивном этапе участники поделились своими размышлениями, что они взяли для себя с этого занятия, чем бы хотели поделиться с другими, как могут применить полученные знания о вышивании в овладении будущей профессией.
По итогам проведения можно заметить, что в ходе мастер-класса учащиеся получили новую информацию и попробовали реализовать себя в новом виде деятельности - вышивание, отделка изделия.
Таким образом, мастер-класс позволяет мастеру передать опыт и знания своим ученикам, благодаря методически грамотной организации учебного процесса обучающиеся лучше воспринимают новый материал и получают мотивацию для самостоятельной деятельности по указанному направлению.
Мастер-класс имеет и практическую значимость: представленный материал может быть широко использован на занятиях в учебное время и самостоятельно для саморазвития и самовыражения.
Народная мудрость гласит: "Тот, у кого нет ученика, не заслуживает, чтобы его звали мастером". Проведение подобных мероприятий доказывает актуальность высказывания и в XXI веке.

Грицанчук Р.А.,
мастер производственного обучения
Павлодарского колледжа сферы обслуживания
Категория: Технология | Добавил: i_r_a_007 (15.03.2016) | Автор: Грицанчук Раиса Анатольевна E
Просмотров: 580 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]