Главная » Статьи » Технология

Урок технологии в 5 классе "Физиология и рациональное питание. Роль овощей в питании. Первичная и тепловая обработка овощей.
Методическая разработка урока технологии
5 класс
Раздел 2. Технология приготовления пищи.
Урок 3
Тема: Физиология и рациональное питание. СГТ, ОРМ, Роль овощей в питании. Содержание в овощах питательных веществ. Первичная и тепловая обработка овощей.
Практическая работа. Приготовление блюд из овощей (нарезка из сырых овощей, винегрет овощной и т. д.).
Цели: 1. Ознакомить учащихся с физиологией питания;
2. Развить понимание того, что рациональное питание является источником нормального жизнеобеспечения и здоровья человека;
3. Сформировать умение выполнять первичную обработку овощей;
4. Познакомить с технологией приготовления салатов;
5. Научить нарезке овощей для приготовления блюд и их украшения;
6. Дать понятие о дегустации блюд, органолептической оценке готовых блюд;
7. Развить творческое мышление, внимательность при выполнении работы (нарезке)
4. Воспитывать культуру труда.
Оборудование: таблицы «Значение питательных веществ», «Формы нарезки овощей», «Первичная обработка овощей», «Оформление блюд», «Правила пользования приспособлениями при нарезке овощей»; « Приёмы работы с ножом и приспособлениями» презентация (на диске), тетрадь, учебник.
Ход урока:
I. Орг. часть. а) готовность, отсутствующие; б) психологический настрой;
II. Вводный инструктаж.
• Объявление темы урока.
III. Повторение.
- Проверка Д/задания:
1. сервировка стола к завтраку (зарисовать в тетрадь, записать последовательность).
2. Работа по вопросам: - Что такое кулинария? - Какая бывает посуда? – Как надо вести себя за столом? - Какие с. – г. требования нужно соблюдать при работе с продуктами? и т.д.
3. проверка знаний - тест: «Санитарно - гигиенические правила + ТБ при работе» (ответы записывают на листочках в таблице) Задание: определить вид правил, ответить на вопрос, обозначая ответ буквой. С – санитарно-гигиенические требования. Т – техника безопасности.

№ Санитарно-гигиенические требования.
Техника безопасности. Буквенное обозначение С или Т
(определить)
1 Руки мыть с мылом
2 Перед включением электрического прибора проверить исправность шнура.
3 Надеть фартук, косынку.
4 Включать и выключать электрический прибор сухими руками.
5 Перед работой закатать рукава одежды.
6 Ногти должны быть коротко острижены.
7 Различные виды продуктов обрабатывать на разных разделочных досках.
8 Иглы хранить в игольнице.
9 Ножницы передавать кольцами вперёд.
10 Иглы и булавки не брать в рот и не вкалывать в одежду.
Критерии оценки: 10 – «5»; 9 – 8 – «4»; 7 – 6 – «3».
Правильные ответы: 1 – С, 2 – Т, 3 – С, 4 – Т, 5 – С, 6 – С, 7 – С, 8 – Т, 9 – Т, 10 – Т.
(проверка ответов после сдачи листочков)
IV. Изучение нового.
А) Знакомство с понятиями:
Физиология питания – наука о переваривании пищи в человеческом организме. Рациональное питание – это питание с наибольшей пользой для человеческого организма.
Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов.
Б) Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, органических кислот, углеводов.
В своем составе они содержат вкусовые, красящие, ароматические вещества, азотистые и дубильные (вяжущие) вещества, пектин (вещество срединных пластинок и клеточных оболочек). Многие вещество содержат фитонциды – бактерицидные вещества.
- Учебник стр. 20, таблица 1.
Овощи способствуют возбуждению аппетита, лучшему усвоению пищи и позволяют значительно разнообразить питание. Овощи обладают и лечебными свойствами, которые используются как народной, так и научной медицине. Овощи применяются в качестве диетических продуктов при некоторых заболеваниях.
Какие можно приготовить блюда из овощей? (Ответы учащихся.)
Из овощей готовят самые разнообразные холодные и горячие блюда
1. Закуски (салаты, винегреты)
2. Первые блюда (овощной суп, щи, борщ, свекольник и др.)
3. Вторые блюда (картофель, жаренный или отварной, рагу, котлеты)
Овощи тоже используют для приготовления гарниров к рыбным, мясным блюдам и соков.
Овощи широко используются для приготовления холодных закусок – салатов.
В) Что же такое салат?
Салат - холодное блюдо из мелко нарезанных овощей, яиц, мяса или рыбы, фруктов (запись определения в тетрадь).
Для приготовления салата необходим следующий набор инвентаря и посуды, а какой мы узнаем, посмотрев на таблицу.
Как Вы думаете, какие продукты могут входить в салат? (Ответы учащихся.)
Входящие в состав салата продукты могут быть:
 сырыми (редис, зеленый салат, огурцы, помидоры, лук, капуста, сладкий перец);
 вареными (свекла, картофель, морковь);
 маринованными;
 соленными (квашеная капуста);
 продукты, прошедшие сложную и длительную обработку (колбасы, копченая рыба, консервы);
 фрукты.
Г) Чтобы приготовить салат нужно знать два вида обработки пищевых продуктов? А какие? (Ответы учащихся.)
Механическая кулинарная обработка овощей
Первичная обработка овощей - учебник стр. 22
 Сортировка (по размерам)
 Мытье
 Очистка (от кожуры)
Важно! Очищенный картофель, оставленный без воды, быстро темнеет, поэтому при очистке картофель кладут в посуду с водой.
 Промывание
 Нарезка
Тепловая кулинарная обработка овощей
 Варка
 Жаренье
 Тушение
 Пассирование
 Запекание
 Припускание
Д) Чтобы приготовить салат овощи нарезают различными способами в зависимости от того, какое блюдо готовиться.
Овощи измельчают вручную или используют приспособления (овощерезка, шинковка, терка, специальные ножи).
Формы нарезки овощей - учебник стр.24 -26, таблица.
Соломкой (квадратное сечение 0,2*0,2 см, длина 4-5 см) нарезают картофель для жарки во фритюре. Морковь, петрушку, сельдерей, свеклу, репчатый лук – для щей, борщей, рассольников, супов из овощей.
Брусочками (от 0,7*0,7мдо 1*1 см, длиной 3,5-4 см) нарезают картофель для жарки, супов, борщей; морковь, петрушку, сельдерей – для бульона с овощами.
Кубики крупные (2*2 см) – для картофеля в молоке; средние (1,5*1,5 см) – для супов; мелкие (0,5-0,5 см)– для гарнира, холодных блюд.
Ломтиками (0,1-0,2*1-1,5 см) нарезают картофель, морковь, свеклу в щи, салаты, винегрет.
Кружочками – картофель толщиной 1-2 см для жарки во фритюре и основным способом, морковь нарезают толщиной 0,1 см в супы и гарнир. Кружочками толщиной 0,1-0,2 см нарезают лук для шашлыка, жарки, маринадов.
Лук нарезают мелкими кубиками (0,3*0,3 см) в суп харчо, крупные – в супы, щи.
Капусту нарезают шашками (2*2 см) для щей, борщей, также применяется рубка – измельченная соломка для фаршей.
Для украшения блюд из овощей нарезают звездочки, гребешки, шестеренки, «розочки» и так далее. Для оформления салата используют листья салата, зелень петрушки, укропа, сельдерея, продукты входящие в состав салата и имеющие яркую окраску (помидор, огурец, перец).
Е) Чем можно заправить салаты? (Ответы учащихся.)
Заправка салатов
 Майонез
 Сметана
 Растительное масло
 Уксус
 Острые соусы
Для разнообразия вкуса салата, добавляют сахар, горчицу, готовые острые соусы.
Ж) Санитарно-гигиенические требования к обработке продуктов для салатов
1. Осмотреть продукты. Удалить некачественные части.
2. Вымыть овощи. Овощи нужно чистить непосредственно перед варкой, иначе они теряют много витаминов.
3. Тщательно промыть всю зелень и свежие овощи, сначала сырой водой, а затем кипяченой.
4. Отварные продукты держать отдельно от сырых. После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены.
5. Овощи варить в эмалированной посуде. Это способствует сохранению в них питательных веществ и витаминов, особенно витамина С.
6. Нарезать продукты для салата и заправлять его соусом рекомендуется непосредственно перед подачей к столу.
7. Готовые, но не заправленные салаты можно хранить не более 12 ч, а заправленные - не более 6 часов.
8. Нельзя держать салаты в металлической посуде.
9. При обработке овощей следует пользоваться ножом из нержавеющей стали, так как витамин С от соприкосновения с железом разрушается.
10. Нарезку сырых и вареных овощей надо производить на разных разделочных досках.
11. При оформлении салатов использовать только съедобные украшения.
Правила приготовления салатов
1. В салатах использовать и сочетать любые совместимые по вкусу продукты.
2. Овощи должны быть одинаково нарезанными.
3. Для каждого салата необходима своя заправка.
4. Правильное использование соли (солить перед подачей на стол).
5. При составлении меню следить, чтобы продукты не повторялись.
6. Овощи для салатов можно приготовить заранее (за 1-2 часа до подачи на стол).
Требования, предъявляемые к качеству салатов
1. Вареные продукты для салатов должны быть мягкими, но не разваренными
2. По вкусу салаты – острые, сладковатые; салаты с квашенными и солеными овощами – кисловатые.
3. Цвет и запах блюд – свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены.
Последовательность приготовления салата
1. Изучить набор продуктов, входящих в его рецептуру.
2. Если в состав входят вареные продукты, то их надо подготовить заранее, чтобы они успели остыть.
3. Затем обрабатывают сырые продукты - моют, чистят, нарезают. Часть продуктов подготавливают для оформления салата.
4. Нарезанные продукты кладут в большую миску, перемешивают и заправляют.
5. Заправленный салат укладывают горкой в салатник и оформляют подготовленными продуктами.
Сервировка стола при подаче салата. (Фотографии)
Салаты из овощей
 Вкусные и питательные закуски, они уместны на любом столе.
 Их делают из сырых и вареных овощей.
 Подают перед основным блюдом.
 Используют в качестве самостоятельного блюда и в качестве гарнира к мясным и рыбным блюдам.
 Должны быть сочными и свежими, сочетаться с последующими кушаньями.
 Чем свежее овощи, тем больше в них содержится витамин С.
 Главное при обработке овощей – сохранить цвет и содержание в них витаминов.
Чтобы приготовить салаты
З) Какие правила безопасной работы нужно соблюдать
 при пользовании электронагревательными приборами?
 при работе с горячей посудой и жидкостью?
 при работе с ножом и приспособлениями?
V. Практическая работа.
Нарезка сырых овощей; винегрет овощной стр. 30- 31.
Органолептическая оценка готовых блюд стр. 32
Учащиеся соблюдают правила безопасной работы (при пользовании электронагревательными приборами, при работе с горячей посудой и жидкостью, при работе с ножом и приспособлениями).
VI. Анализ и оценка выполненных работ.
Дегустация блюд.
Способы оценивания блюд
1. Оценивание приготовленного блюда самими девочками
2. Оценивание коллективом
3. Оценивание учителем
o Что Вы будите учитывать при оценке салата?
o Вкусным ли получился салат?
o Эстетично ли он был оформлен?
o Удалось ли рационально использовать продукты, сохранить витамины?
o Дорогим или дешевым получился салат?
o Сами ли его придумали, или воспользовались готовым рецептом?
o Все ли удалось? Что бы Вы сделали по-другому, если бы начали работать заново?
o Какую оценку за приготовление салата Вы поставите?
• Учитель обобщает типичные ошибки учащихся.
VII. Закрепление материала.
• Чем украшают салаты из свежих овощей?
• В чем полезность салатов?
• Какие существуют формы нарезки овощей?
• В каком виде используют овощи для приготовления салатов?
• Можно ли приготовить салат из фруктов?
• Назовите санитарно-гигиенические требования к обработке продуктов для салатов?
VIII. Подведение итога урока.
Чему научились Вы сегодня на уроке?
Домашнее задание. стр. 18 – 33, нарезка овощей, салат.
Спасибо за работу.
Категория: Технология | Добавил: nadin (08.01.2017) | Автор: Надежда E
Просмотров: 1218 | Теги: овощи, кулинария, нарезка овощей, урок., физиология питания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]