Главная » Статьи » Самопознание |
Урок 9 класс "Жизнь - бесценный дар"
Жизнь длится лишь мгновенье; сама по себе она - ничто; Ценность ее зависит от того, что удалось сделать. Только добро, творимое человеком, остается, И благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит. Ж.Ж. Руссо Цель урока: - Формирование ценностного отношения учащихся к жизни Задачи: - раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь»; - развитие потребности обрести смысл жизни; - воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни. Методы и приемы: беседа, чтение, работа с эпиграфом, творческая деятельность. Ресурсы урока: фломастеры, видеоролик, формат листа А-3 или ватмана Ход урока Круг радости. Добрая песенка для друзей. 1. Учитель: В жизни мы часто слышим выражение «как удачно сложилась жизнь», «жизнь преподнесла сюрприз», «жизнь не задалась», да и зачастую сами так говорим. Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие «жизнь»? Что есть человеческая жизнь? (Ответы учащихся) Слово учителя Авторы разных словарей дают определения понятию «жизнь». Словарь Ожегова: «Физиологическое существование человека, животного, всего живого» Словарь Даля. «Жизнь – живот, житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности». Словарь Кузнецова: «Совокупность всего сделанного и пережитого человеком» «Жизнь – величайшая ценность. Правильно прожитая жизнь – это большое искусство, а искусству нужно учиться, т.к. люди учатся правильно жить. Жизнь прекрасна, когда она гармонична, когда мы достигли равновесия в чувствах, мыслях и поступках» (Все напечатанные определения вывешиваются на доску под названием «Словарь») Какое определение вам ближе всего и почему? (Ответы учащихся) Вывод: У каждого человека свое понимание жизни, потому, что мы все разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни. 2. Чтение притчи. След на земле. В.А.Сухомлинский Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Нечего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город , нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой. Наступила старость. Вспомнил своё село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию - никто не помнит его. -Что ты оставил по себе? - спрашивают люди. -Есть ли у тебя сын или дочь? -Нет у меня не сына, ни дочери, - отвечает. -Может быть, ты посадил дерево? -Нет не посадил я дерева? -Может быть, взлелеял поле? -Нет, не взлелеял поле. -Ну так значить, ты песню сложил? -Нет и песни я не сложил. -Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь? Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему, то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке - окаменевший след маленькой ножки». Вот и всё, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. -Но ведь этого мало... Не так надо было жить! Не так...» • Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь? (ответы учащихся) • Как нужно прожить жизнь, Чтобы вас помнили люди? (ответы учащихся) • Что вы можете сделать полезного будучи школьниками? (ответы учащихся) Вывод: Мы все умрем: людей бессмертных нет, И это всем известно и не ново, Но мы живем, чтобы оставить след- Дом иль тропинку, дерево иль слово. Расул Гамзатов Вывод: Жизнь дается человеку один раз, и прожить её нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя? 2. Творческое задание Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели. Дети зачитывают свои цели по желанию, затем все помещается в сосуд и остается на хранении в школе. Учитель: Ребята, вы можете прийти в школу через 5 лет, 10 лет . Взять данный сосуд из архива, прочитать, то что вы сейчас написали и подумать, а все ли получилось, что я задумал, а может что-то я еще успею сделать. Вывод: Самая главная цель в жизни человека-это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека. 3. Просмотр видеоролика. Жизнь – высшая ценность. Посмотрев этот видеоролик какой вывод для себя вы сделали? Надо ценить свою жизнь именно сейчас, а не потом, не завтра, не через год. Надо просто жить и радоваться солнцу, небу, весне и своим самым родным. 4. Выполнение коллажа « Жизнь – это» 5. Притча об отношении к жизни. Когда тебя спрашивают: "Как дела?" - не плачься и не жалуйся на трудности. Если ты отвечаешь: "Плохо", то Всевышний говорит: "Это ты называешь «плохо»?? Ну, так Я покажу тебе, что такое «плохо» на самом деле"! Когда тебя спрашивают: "Как дела?", а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: "Хорошо!!!", то Всевышний говорит: "Это ты называешь «хорошо»?? Ну, так Я покажу тебе, что такое «хорошо» на самом деле!!! Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО! 6. Творческая работа. На доске прикреплен плакат «Жизнь», на котором изображено солнце. На лучиках ученики записывают свои слова с которыми у них ассоциируется слово «жизнь» (семья, здоровье, любовь, родители, свобода, дружба, удача, добро, креативность, шанс, самосовершенствования и прочее). Юность - лучшая пора жизни человека. Познать себя - важное открытие, ведь найти самих себя - самое прекрасное, что может испытать человек. В этих поисках - глубокий смысл. 7. Минутка – тишины. Ребята, я приглашаю вас совершить самое необыкновенное путешествие. А для этого сядьте поудобнее, закройте глазки (звучит музыка). А теперь представьте себе, что вы на волшебной ракете поднялись высоко-высоко в голубое небо (пауза). Вы поднялись так высоко, что уже видны звездочки. Звездочки радостно улыбаются вам и моргают своими ресничками (пауза). Но одна звездочка улыбается и радуется вам больше всех. Это ваша звездочка (пауза). Она зажглась в день вашего рождения (пауза). Улыбнитесь своей звездочке, скажите ей: «Я тебя люблю» (пауза). Как гласит легенда, для каждого человека в день его рождения загорается на небе яркая звездочка. Посмотрите на свою звездочку, полюбуйтесь ею (пауза). Эта звездочка зажглась только ради вас. Поэтому она навсегда останется с вами (пауза). Она будет дарить вам и вашей душе большую радость. Наше путешествие заканчивается. Волшебная ракета медленно возвращается в наш класс. Мы – в своем любимом классе. Откройте, пожалуйста, глазки. Потянитесь ручками высоко-высоко. А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы! Конечно же, когда в душе человека рождается добро, то все вокруг радуются! Радуются мамы, папы, бабушки, дедушки, братишки, сестренки, а также знакомые и незнакомые. Радуется золотое солнышко и птицы, радуется разноцветная радуга-дуга, зеленая трава, пестрые цветы и многое-многое другое. Поэтому нам всегда радостно, светло и весело. 8. Видеоролик «Мама, так хочется жить». Первое сентября - это не только день знаний. Это еще и всемирный день мира. И день большого траура в городе Беслане. Семь лет назад, 1 сентября 2004 года в городе Беслан террористами была захвачена школа. В заложники попали 1128 человек. Большинство из них - дети. Каждый четвертый заложник погиб. Каждый год в первый день сентября в 13.05 во дворе разрушенной школы звенит колокол, зажигают свечи и отпускают в небо белые шары. Почтить память ушедших близких приезжают даже те, кто давно не живет в Беслане Вывод: Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг. А сегодняшний урок, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь». Ведь идея уроков «Самопознания» заключается в воспитании счастливых людей, которые будут жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. 9. Круг от сердца к сердцу. Ребята у меня в руках свеча, как символ света, теплоты и жизни. | |
Просмотров: 4344 | | |
Всего комментариев: 0 | |