Главная » Статьи » Самопознание

Жизнь бесценный дар, сделаем ее радостнее!
Цели и задачи:
Пробудить у старшеклассников любовь к жизни. Уметь эффективно восстановить силы и преодолеть последствия стрессовых ситуаций. Формировать умение отстаивать свою жизненную позицию. Развивать умение прислушиваться к мнению окружающих.

Эпиграф. Слова Достоевского Ф. М: “Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.”

1. Вступительное слово.
Друзья! Сейчас вы услышите стихотворение на английском языке. Послушайте, пожалуйста, внимательно. (читает подготовленный ученик)
1) Чтение стихотворения матери Терезы «Life» («Жизнь»).
2) – О чём это стихотворение? (о жизни).
Жизнь… Как много прекрасного, удивительного, замечательного вложено в это слово. Жизнь… Как много сложного, а порой и трагичного вложено в это слово. Жизнь
В нашей современной жизни порой происходят такие трагические события, когда внезапно гибнут люди, множество людей. Не оставляет никого равнодушным гибель подлодки “Курск”, авиакатастрофы, теракты, трагедия “Норд Ост”,Беслан.

Видео
И можно продолжать этот страшный скорбный список. В трудные минуты жизни с особенной остротой задумываемся, что такое человеческая жизнь.

Беседа
- как бы вы определили, что такое жизнь?
Предлагаю вашему вниманию определения слова «жизнь» в толковых словарях
1) С.И. Ожегов: ЖИЗНЬ, -и, ж. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. 2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого.
3. Реальная действительность. 4. Оживление, проявление деятельности, энергии.
2) Д.И. Ушаков: ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1.Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений.
- Какое определение вам ближе? Почему толкования разные? (у каждого человека своё понимание жизни, свои взгляды на жизнь, свои интересы, правила, своё отношение)

Одной из злободневных проблем современного мира стала склонность человека к суициду (самоубийству) – осознанного лишения себя жизни. Обратимся к статистике.

Сегодня жить или не жить – личное дело каждого. В группе “жить” лидирует Египет ,там самый низкий процент самоубийств. Радуются жизни в Италии, Греции, на Филиппинах -это понятно. Из бывших союзных республик СССР в компании “радующихся жизни” оказалась лишь Армения- самоубийства там нонсенс. Зато Белоруссия, Украина, Казахстан в статистических таблицах тесно выстроились за лидирующими Литвой и Россией.

2. Что лежит в основе суицида?
Исторически первыми формами самоубийств были так называемые ритуальные самоубийства. В последний путь вместе с властителем отправлялись воины его личной охраны, принимавшие смертельный яд. У древних кельтов ,,доживание до немощной старости считалось позором для воинов. По их мнению, людей, добровольно обретших смерть, ожидало блаженное существование.

В средневековой Японии ритуальное самоубийство - являлось одним из способов смыть нанесенное оскорбление. В случаях, когда не возможно было ответить противнику мечом.
История античного мира рассказывает о ряде самоубийств замечательных людей того времени:КатонУтический в знак протеста против единовластия Юлия Цезаря, Марк Юлий Брут, после поражения в битве при Филиппах, Марк Антоний, сокрушенный в гражданской войне 30г. до н. э, бросились на собственные мечи.
Греческий философ Эмпедокл, бросился в огнедышащее жерло вулкана Этны - этим он хотел укрепить молву, будто он сделался богом.
Итак, мы видим, что суицид - явление, которое имеет свои характерные особенности. Все сказанные факты определяют следующие категории:
-самоубийство людей престарелых или больных;
-самоубийство рабов, слуг, после смерти хозяина;
-самоубийство как реакция на стресс;
-самоубийство как проявление психопатологии.
Во всех этих случаях человек лишал себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а потому, что он должен так поступить.
С распространением христианства отношение к самоубийствам резко изменилось. Люди, обращенные к Богу, никогда самостоятельно не обрывают свою жизнь. Самоубийство расценивается как тяжкий грех, малодушие, отказ проявить духовную силу и выдержать испытание.
Законы Людовика Святого для самоубийц предусматривали конфискацию имущества, если же это был дворянин, замок его ко всему прочему разрушали и герб ломали.

В России Петр I повелел: “Ежели кто себя убьет, мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония чинить над собой не отважились”.

Самоубийц осуждают гневно и ряд других религиозных течений – ислам, иудаизм.

3. Какова же психология самоубийства и его причины в современной жизни?

Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от позора, бессилия и бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и мучительных страданий.

Подростки совершают самоубийства из желания умереть красиво, умереть молодыми, вызвать к себе особую симпатию. Но молодость, как сказал Гете, это недостаток, который быстро проходит, не нужно ее этим обрекать на пустую трату времени. Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становиться сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков.

Так произошло в одном из российских городов. Девочки покончили жизнь самоубийством из-за неразделенной любви.

Ваша позиция по этому поводу?

Ответы по этому поводу учащихся.

Итог: Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.

Причиной самоубийства может быть чувство враждебности.
Пятнадцатилетняя девочка ценой собственной жизни пыталась наладить отношения с матерью. Произошел скандал, и девочка выпила бутылку ацетона. В итоге ожог пищевода, годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье.
Причина скандала: маме сделали замечание, что дочь слишком ярко красится.

Можно ли было иначе решить эту проблему? Ваше мнение?

Ответы по этому поводу учащихся.
Итог: “Человек стоит столько, во сколько он себя ценит”. Рабле.
Человек считает себя единственным хозяином своей жизни и своей смерти. Его жизнь, есть не только его, на которую он имеет абсолютное право собственности. Она также есть жизнь его близких, друзей, общества, наконец, всего мира, частичкой, которой он является.

4. Что нужно делать чтобы жизнь сделать радостней?
Радостное восприятие жизни- это способность быть оптимистом. Народная мудрость гласит:
Все наши потери только для обретения нового, все наши расставания служат для новых встреч, а все переживания душевные – для духовного роста.
Такой подход к событиям помогает сохранить равновесие, а значит, не терять веру в свои силы, хранить надежду на лучшее, сберечь в сердце любовь. Все это наполняет жизнь смыслом.
Расскажите что вас радует в жизни, что поднимает вам настроение?
Видео и простые советы
Жизнь – это вызов, прими его.(требование, приглашение, желание вступить в борьбу, спор)
Жизнь – это долг, исполни его.( служба в армии-долг перед Отчизной; долг перед родителями-забота)
Жизнь – это игра, сыграй в нее. (игра должна быть честной)
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.(друзья, родные, мир-нельзя пренебрегать, отворачиваться)
Жизнь – это таинство, познай его.(обряд приобщения верующего к божественной благодати)
Жизнь – это обещание, исполни его. (обещал-выполни, не давай пустых обещаний)
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее. (быть оптимистом! Проблемы пришли и ушли, а жизнь продолжается)
Жизнь – это борьба, прими ее. (борьба с трудностями – будьте решительными, уверенными)
Жизнь – это трагедия, перебори ее.(потеря родных, близких; надо жить ради живых)
Жизнь – это возможность, не упусти ее.(не упусти средство для осуществления чего-нибудь)
Жизнь – это красота, восхищайся ею. (любуйся, наслаждайся и преумножай)
Жизнь – это блаженство, вкуси его.(вкуси счастье, наслаждение)
Жизнь – это мечта, реализуй ее. (осуществи мечту, воплоти в жизнь)
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.(неожиданный случай, позволивший проверить свои силы, возможности)
Жизнь – это удача, поймай ее. (успех, желательный исход дела)
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
- Жизнь – величайшая ценность. Правильно прожитая жизнь – это большое искусство, а искусству нужно учиться, т.к. люди учатся правильно жить. Жизнь прекрасна, когда она гармонична, когда мы достигли равновесия в чувствах, мыслях и поступках.

Итоги :
Правильно прожитая жизнь- это большое искусство, а искусству нужно учиться, так и люди учатся правильно жить. Жизнь прекрасна, когда она гармонична,когда мы достигли равновесия в чувствах, мыслях и поступках. Тогда добро неизменно победит зло.

А жизнь действительно прекрасна и бесценна…
И если, кажется, что рухнул потолок,
Тогда ломайте заодно все двери, стены,
Всё то, что душу закрывало на замок…

И оглядитесь, этот шанс даётся свыше,
Построить то, что раньше видели в мечтах…
Смотрите вверх – из звёзд с луной устроит крыша?
Вперёд к мечтам, ведь целый мир у вас в руках!

Хотите счастья? И оно вас хочет тоже!
Его искали? А оно внутри у вас…
Любите сердцем… Только искренность поможет…
Не ждите завтра, измените жизнь сейчас…

К чему условности, формальности, законы,
Когда от них черствеет сердце, как батон?
Уставов, принципов и правил миллионы,
Счастливых браков – лишь один на миллион…

Когда поделишься теплом обыкновенным
И осознаешь, что отдать желаешь вновь,
Тогда и вправду жизнь прекрасна и бесценна…
Ведь лишь один закон работает – любовь…

Поздравляю! Вы получили в свое пользование бесценный дар – это ваша жизнь. Какой вы ее сделаете? Сможете ли вы наполнить ее здоровьем, любовью, приключениями, богатством и счастьем? Или она пройдет серо и незаметно, как у многих людей живущих на этой планете. Все в ваших руках. Всегда помните, что мы создаем свою жизнь силой своего выбора




Приложение 1.
Тесты.

1. Что, по- вашему, определяет смысл жизни?

а) внушение, которые делают вам учителя и родители, стремясь научить, что хорошо, а что дурно;
б) представление человека о том, что хорошо ,а что дурно, установленное самим человеком для себя.

2. Согласны ли вы с тем ,что:

а) человек не в силах влиять на продолжительность своей жизни;
б) человек волен продлевать или укорачивать свою жизнь.

3. Должен ли человек оставить после себя след на земле?

а) бессмертие человека возможно только по отношению к человечеству;
б) бессмертие человека возможно.

4. Какое качество вы больше всего цените в людях?

а) поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе;
б) не делай другому того, чего не хочешь себе.

5. С каким мнением вы согласны?

а) думать о смерти вредно, поскольку мысли о ней рождают ощущение обреченности и бессмысленной жизни;
б) задуматься о конечности и не обратимости своей жизни полезно, чтобы не совершать непоправимых и осуждаемых поступков.

6. Чтобы быть счастливым надо:

а) доставлять себе как можно больше развлечений, удовольствий, ни в чем себе не отказывать;
б)ставить перед собой трудные цели и преодолевать их вопреки обстоятельствам.

Список литературы:
1.Карнеги Д. Как завоевать друзей…-М, 1990г.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии- М, 1998г.
3.Школьная библиотека №4 2002г. Статья “Что такое человеческая жизнь?”

РЕФЛЕКСИВНЫЙ САМОАНАЛИЗ ПО ИТОГАМ ЗАНЯТИЯ

Рефлексировать - значит спрашивать себя - "Что я сейчас делаю и почему?"
1. Что нового для себя я открыл, посетив сегодняшнее занятие?

2. Какая идея или мысль на занятии произвела на меня наибольшее впечатление? Почему?

3. С какими идеями, высказанными на занятии, я не могу согласиться? Почему?

4. Какие выводы для себя я могу сделать, поучаствовав в занятии?

5. Какие из мыслей или материалов занятия мне могут пригодиться в дальнейшем? Почему?

6. Что бы я рассказал своим товарищам об этом занятии? Почему?
Категория: Самопознание | Добавил: indi (19.07.2015) | Автор: Тагиева Индира Таваккул-кызы E
Просмотров: 2115 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]