Главная » Статьи » Самопознание |
«Воспитательные аспекты игры на уроках самопознания».
Именно на уроках самопознания очень важен благоприятный эмоциональный настрой, хорошее настроение учащихся, атмосфера раскрепощённости, предоставление учащимся возможности проявить себя в новом качестве, показать себя с неизвестной, неожиданной стороны. Для этого хорошо подходят игры из первой группы «Узнай себя – узнай другого»: 1. Визитка. Учитель раздаёт листы и предлагает учащимся написать на них своё имя, причём так, как бы им хотелось, чтобы их называли). Получается эмблема – визитка, которая помогает выбрать необходимую коммуникативную позицию. Можно предложить выбрать себе любое «Новое» имя. Психологически это даёт возможность детям как бы познакомиться заново и проявить себя по-новому. 2. Снежный ком. Учитель предлагает познакомиться друг с другом при помощи любого предмета –символа (это может специально изготовленная эмблема, цветок, игрушка). Первый учащийся называет своё имя и одно из своих увлечений, передаёт символ по кругу следующему участнику. Второй учащийся сначала должен назвать имя и увлечение первого, а затем своё имя и увлечение. Игра продолжается до тех пор, пока последний участник не назовёт имена и увлечения всех предыдущих игроков и не представится сам. 3. Буква имени. Участники поочерёдно называют своё имя и добавляют качество характера, начинающееся на первую букву полного имени учащегося. Например, Адлет – инициативный, Карина – активная и т.д. 4. Оригинальное знакомство. Каждый участник придумывает себе псевдоним, поочерёдно представляется. В качестве псевдонима можно выбрать имя литературного, мультипликационного, телевизионного героя, имя своего кумира. В начале урока самопознания можно продиагностировать состояние и настроение учащихся при помощи методики Цветопись настроения (учащиеся выбирают цвет, соответствующий их настроению). Можно провести упражнение Волшебный конверт: учитель предлагает учащимся выбрать фразу, соответствующую их состоянию и настроению, и закончить её: • Я словно птичка, потому что…. • Я превращаюсь в тигра, когда…… • Я могу быть ветерком, если…….. • Я словно муравей, так как…… • Я чувствую себя прекрасным цветком, потому что…… 5. Игра называется «Расскажи мне обо мне» Дети пишут как можно больше хорошего о каждом. Зачитываем. 6. Игра «Молекулы любви» Молекулы – это мельчайшие частички. Они невидимы, неощутимы так же, как духовная любовь. Молекулы любят гулять, ходить, двигаться по классу. Но как только я произнесу какое-нибудь число, молекулы должны объединиться в группы с таким же количеством человек. Например, три! Вы должны образовать группы по три человека. (Дети разбились на 4 группы) 7. Разминочка «День и ночь» А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминочку, которая называется «День и ночь». Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать? (Ответы детей: помогать по дому, подмести, помыть посуду и т.д.) А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны 8. Игра “Раскрасить любовью” (Звучит спокойная музыка). Настрой: Как вы показываете другим людям, что вы их любите? Каким образом вы сами понимаете, что вас любят? Инструкция: Разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы сейчас мы с вами попробовали подарить любовь своим одноклассникам. Для этого вы сейчас “раскрасите” друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки. Я покажу, как это можно сделать Учитель подходит по очереди к нескольким учащимся и начинает их “раскрашивать” легкими круговыми движениями рук скользить сверху вниз по голове, плечам, рукам, спине. Растопить льдинки недоверия. Говорит каждому ребенку, какой цвет я для него выбрал. Затем такие же действия выполняют учащиеся. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Приготовьте ладошки для раскрашивания. Потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Пока трете ладошки, подумайте, как много любви живет в вашем сердце. (15 сек). Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они…. Теплые? Слегка покалывают? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (15 сек.) Ощутите эту любовь и почувствуйте, как ладони окрашиваются цветом добра, любви, нежности. Откройте глаза. Тот, кто из вас старше, первым будет раскрашивать младшего. Делайте это под музыку. Положите руки сверху на голову партнера. Если вы действительно окрашиваете его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начинайте с головы и спускайтесь ниже. Окрашивайте уши, щеки, затылок. Через плечи спускайтесь по рукам к ладоням. От бедер по ногам переходите к коленям и ступням. (2-3 мин.). Поменяйтесь ролями. Поблагодарите друг друга. Анализ упражнения: Что ты чувствовал, когда “окрашивали” тебя? Что чувствовал, когда окрашивал сам? Видел ли тот цвет, в который тебя окрашивали? Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения, когда окрашивал? Какие нежные и ласковые мысли ты посылал? Что для тебя было трудно в этой игре? Вывод: Понравилось дарить любовь? А что приятнее отдавать любовь или получать? Игра: «Пантомима» (один участник из группы показывает свое пантомима другие группы разгадывают и называют ошибки ) ( не уступил место бабушке в автобусе; сбил в коридоре ученика и не извинился; перебивать взрослых при разговоре) 9. Игра «Передай другому радость». Встанем в круг. По цепочке передаем радость. Делать нужно быстро и осторожно. Передаем: 1) улыбку; 2) ласковое прикосновение (погладить по голове нежно); 3) пожми руку друга; 4) передай тепло сердца; 5) доброе слово. Вывод: Игра для детей это способ познания мира и своего места в нём, а потому, она необходима для развития личности ребёнка. Однако распространённое мнение, что потребность в игре с взрослением отпадает ошибочно. Это заблуждение становится особенно ярко выраженным в том случае, когда мы определяем игру как любую деятельность, цель которой сама эта деятельность. При таком подходе к играм, в которые играют большинство взрослых, относится и театр, и кино, и политика, и многое, многое другое. Игра вовлекает в активную работу на уроке каждого ученика. Игра форма работы, противостоящая пассивному слушанию. В процессе игры интеллектуально пассивные дети обычно выполняют такой объём учебной работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. . | |
Просмотров: 2370 | | |
Всего комментариев: 0 | |