Главная » Статьи » Самопознание |
Интегрированный урок самопознания и географии для 10 класса "Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика"
интегрированного с предметом «Самопознание» Школа: ГУ «Школа-интернат общего типа г Щучинска» Дата: 20.11.15 Педагог: Боженок Н.Н., Хасенова А.У. Класс 10класс. Кол-во уч-ся: 12 человек Тема. Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. Ценность Праведное поведение Качества: долг, гражданская и социальная ответственность. Цель урока: Понимание демографической политики через ценность Праведное поведение. Задачи урока: 1.Показать, что география населения – одна из главных ветвей экономической и социальной географии. Выявить закономерности динамики численности мирового населения. 2. Совершенствовать навыки работы со статистическим и картографическим материалом. 3.Воспитывать долг, гражданскую и социальную ответственность перед обществом. Ресурсы: (материалы, источники) Оборудование: учебник, атлас, компьютер, электронный учебник “География. 10 класс” Национальный центр информатизации. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами практикума. Ход урока: Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания) Позитивный настрой. Концентрация на дыхание. Учитель: Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени. Вдоо-оо-ох…, вы-ыыыы-ыдох. (9-10раз, медленно) 2.Изучение нового материала. Численность населения. География населения – одна из важнейших ветвей экономической и социальной географии. Изучает население мира. Почему важно изучать население? Населения – основной фактор развития любой страны. Это главный преобразователь природы, производственная сила и потребитель материальных благ. География населения имеет тесные связи с демографией, наукой о закономерностях воспроизводства населения, этнологией, наукой о происхождении народов. Откуда мы узнаем о численности населения? Из переписей. В Европе они проводятся с 17 века, в России с 1897 г., в развивающихся странах Азии и Африки – с середины 20 ст. (Оман, Катар – не проводились). (Сообщение учащегося о переписях населения, проводимых в Казахстане) Зачем государствам необходимо проводить переписи населения? Вспомните страны – рекордсмены по численности населения. (ЭУ ГЕОГРАФИЯ – 10 класс. Национальный центр информатизации). 1. Китай 1284 млн. 6. Пакистан 145 2. Индия 1027 7. Россия 143,5 3. Индонезия 284 8.9 Бангладеш и Мексика 131 4. США 281 10 Нигерия 130 5. Бразилия174 11. Япония 127 млн Всегда ли столько людей жило на Земле? На протяжении всей истории человечества рост населения был медленным. Ускорение наступило только в 19в., но особенно быстрый рост характерен для 20в. (работа с графиками и ЭУ ГЕОГРАФИЯ – 10 класс. Национальный центр информатизации). 1820 г. – 1 млрд 1927 г. – 2 млрд удвоение 107 лет 1960 г. – 3 млрд 1975 г. – 4 млрд удвоение 48 лет 1987 г. – 5 млрд 1999 г. – 6 млрд удвоение 39 лет Максимально быстро росло население во второй половине 20в. Максимальный среднегодовой прирост был в 70-х гг. 20в. – 2 % или 20 человек на 1000 жителей. Но одинаково ли растет население в разных регионах? Темпы роста населения в различных регионах мира разные. - Наблюдается ли за последние 20 с лишним лет динамика роста рождаемости населения в Казахстане? Цитата: Из послания Президента -2050 «Наше будущее – это наши дети» Н.А.Назарбаев Как вы понимаете смысл цитаты? Внутренняя интеграция. 2. Типы воспроизводства населения. Понятие: воспроизводство, естественное движение населения – совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Формула: Р – C = Eп. Может быть в абсолютных величинах: абсолютный ежегодный прирост в Индии – 15 млн. Например: 0,5 % или 5 %о (5 человек на 1000 жителей). 1-й тип. Невысокие показатели рождаемости, смертности, естественного прироста. Характерен для экономически развитых стран. Выделяют 3 группы стран с 1-м типом воспроизводства: 1. Еп = 0,5 % или 5 %о (5 человек на 1000 жителей). США, Канада, Австралия). Такое воспроизводство называется расширенным. Еп 0 2. Еп = 0. Бельгия, Дания, Португалия, Польша, Словакия. Численность населения не растет 3. Еп 0. Отрицательный естественный прирост. Смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление – депопуляцией или демографический кризис. Понятие: депопуляция – уменьшение населения страны, района в результате суженного производства, приводящего к абсолютной убыли населения. Воспроизводство в странах 2 и 3 групп называется соответственно служебным. Минимальное воспроизводство. Минимальная рождаемость. Причины низкой рождаемости? - высокий уровень социально-экономического развития (высокие доходы, эмансипация женщин, вовлечение женщин в производственную и общественную деятельность, увеличение сроков обучения детей, возрастание “цены” ребенка). - высокий уровень урбанизации – 75 % (в сельской местности рождаемость выше) - увеличение доли старших возрастов – “старение нации” (Великобритания, Франция), уменьшение доли молодых возрастов. На показатели смертности в развитых странах влияют: - последствие войны и военных конфликтов - производственный и дорожный травматизм (автокатастрофы – ежегодно 250 тыс. человеческих жизней, ДТП – 60 тыс.) - болезни - терроризм - природные катастрофы 2-й тип. Высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Характерен для развивающихся стран. Понятие: такой феномен быстрого роста населения стран второго типа воспроизводства в середине 20 века получил название – демографический взрыв. 95 % годового прироста планеты. Рождаемость традиционно на высоком уровне. Из 145 млн. детей 137 млн. ежегодно рождается в развивающихся странах. Каковы причины высокой рождаемости? - низкий уровень развития экономики с преобладанием сельского хозяйства - невысокий уровень урбанизации – 41 % - зависимость положения женщины, ранние браки - религиозные обычаи, поощрение многодетности - запрет по планированию семьи в мусульманских странах - значительная детская смертность - недостаточный уровень образования Смертность же в развивающихся странах после завоевания ими независимости резко сократилась, так как они получили возможность использовать достижения современной медицины, санитарии и гигиены в первую очередь для борьбы с эпидемическими заболеваниями (чума, холера и т.д.) Средний показатель естественного прироста – 1,8 % или 18%о (18 человек на 1000 жителей), т.е. в 18 раз выше, чем в развитых странах. Типы воспроизводства на карте мира. В более “продвинутых” развивающихся странах началось заметное снижение показателей Еп (Бразилия, Чили, Индия, Турция, Марокко, Тунис), а Китай, Аргентина, Таиланд уже фактически перешли к 1-му типу воспроизводства. Анализ формул воспроизводства для регионов мира. Выписать в тетрадь. Можно ли влиять на рождаемость? 4. Демографическая политика. Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на увеличение рождаемости. Пример стран: Франция, Япония. • Единовременные ссуды молодоженам • Пособие при рождении ребенка • Оплачиваемые отпуска Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства направлена на сокращение рождаемости. Например, Индия. • Национальная программа планирования семьи • Повышение возраста вступления в брак (мужчины –21, женщины – 18) • Массовая добровольная стерилизация населения • Политический девиз “Нас двое – нам двоих”. Например, Китай. • Комитет по планированию деторождения • Поздний возраст вступления в брак (мужчины – 22, женщины – 20) • Ежемесячная доплата государства за одного ребенка в семье • “Одна семья – один ребенок” Существовало мнение среди кочевников, что в семье должно быть пятеро детей. Один (старший) - для бабушки и дедушки, второй – заменяет отца, третий – заменяет мать, четвертый – на случай войны и пятый ребенок – как ребенок. Внутренняя интеграция: Отрывок из видеоролика «Тайна природы женщины». - В чем заключается ценность создания семьи? - Почему бережно относятся к целомудрию девушки? - Каково главное предназначение женщины? - Какова роль мужчины в семье? - Как вы думаете, какими качества обладают родители, воспитывающие своих детей достойными людьми? - Приведите пример таких родителей. Примечания Творческое задание: Задание для групп учащихся: открыть и показать построенные заранее столбиковые диаграммы роста численности по разным регионам, круговую диаграмму “доля регионов мира в населении мира”, построить столбиковую диаграмму “темпы роста населения регионов мира”. Выводы: за 20 столетие быстрее всего росло население Латинской Америки (в 8 раз), Африки (в 6), Австралии и Океании (в 5), Зар. Азии (в 3,8), Сев. Америки (в 3,7), стран СНГ (в 2,2). Медленнее всего росло население Европы (в 1,7). Весь мир – в 3,7 раза. Почему в разных регионах население растет неодинаково? Какие процессы на него влияют? Рост численности зависит от характера (типа) воспроизводства. Домашнее задание выучить определения параграф 29, Написать Эссе по теме «Численность и воспроизводство населения мира» Оценивание. 4. Закрепление материала Какова численность населения? Что такое воспроизводство? Для каких стран характерен первый тип воспроизводства? Для каких стран характерен второй тип воспроизводства? Что такое демографический взрыв? Что такое демографический кризис? Что такое демографическая политика? Заключительная минута урока: Мир, Мир, Мир, Мир везде. Мир, Мир, Мир, Мир на всей Земле! | |
Просмотров: 1432 | |
Всего комментариев: 0 | |