Главная » Статьи » Самопознание

Организационно-педагогические условия подготовки педагогов к работе в современном колледже
Организационно-педагогические условия подготовки педагогов к работе в современном колледже
XXI век стал веком внедрения и развития инновационных процессов практически во всех сферах деятельности человеческого общества. Следствием это стал тот факт, что перед системой образования во всём мире в настоящее время стоит задача перехода на качественно новый уровень – уровень развития инновационного образования. Такое образование должно способствовать формированию у обучаемых способностей к проективной деятельности, к развивающемуся самообразованию как виду деятельности, направленному в будущее, ответственности за себя и общество, веры в свои профессиональные способности, а также способности влиять на это будущее.
В связи с этим, меняется подход к работе педагогов на всех ступенях образования, в том числе и на ступени среднего специального образования. Поэтому в настоящее время очень важным является создание условий для подготовки студентов педагогических специальностей к работе в изменившейся среде, например, среде современного колледжа.
В педагогическом колледже или вузе должен быть организован педагогический процесс, который по своей структуре соответствует современным требованиям образовательного учреждения. Он рассматривается в качестве многокомпонентной педагогической системы и педагогического трудового процесса. Основу его составляет модель педагогического сотрудничества и сотворчества, обеспечивающая оптимальные межличностные отношения субъектов обучения, воспитания и развития. Целостный педагогический процесс направлен на достижение главной цели - формирование саморазвивающейся личности будущего специалиста. Несмотря на частные дидактические особенности преподаваемых дисциплин, педагогический процесс строится по одним и тем же этапам его развертывания, протекания и завершения.
Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие педагогической деятельности в современном колледже, является характер отношений, который складывается между участниками педагогического процесса, в частности, между педагогами, администрацией, студентами, родителями. Среди всего многообразия отношений особое место занимают отношения в процессе инновационной деятельности.
Преподаватель как субъект инновационной деятельности и ее организатор вступает с другими членами педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества. А значит, учитель должен обладать инновационной культурой, которую необходимо начинать развивать во время обучения в колледже или вузе. Инновационная культура человека - это область его духовной жизни, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни [3]. Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является ее творцом.
Сложность любой инновации заключается не только в том, что каждая из них есть результат преодоления противоположности различных полюсов диалога культур, но и в том, что инновация есть попытка преодолеть противоречие между культурой и организацией (педагогическим сообществом). Личностная культура педагога может противостоять совершенствованию организационных отношений, форм управления, методов и содержания воспитания, что требует от педагога изменения системы отношений и ценностей.
Для того, чтобы подготавливать студентов к работе в современном колледже, в педагогических колледжах и вузах должны создаваться особые условия обучения, способствующие формированию инновационной культуры студентов. Инновационные тенденции в образовании должны найти адекватное отражение в целях, содержании, методах и организационных формах подготовки преподавателя в колледже к работе в современном колледже. В педагогических колледжах и вузах должна быть разработана модель выпускника с четким определением компонентов в части инновационной деятельности. Должны создаваться условия для прохождения непрерывной педагогической практики в современных образовательных учреждениях.
Профессиональная подготовка будущих преподавателей колледжей к профессиональной деятельности оказывается эффективной, если определено содержание педагогической практики, предполагающее целенаправленное насыщение программ в виде исследовательских задач и практических заданий по изучению инновационных процессов в образовательных учреждениях.
Процесс профессиональной подготовки учителя как субъекта инновационной деятельности является специфической частью профессионального становления будущих педагогов. Он находится под влиянием общих как объективных, так и субъективных условий. Объективные условия, независящие от сознания объектов педагогической системы и определяющие профессиональное формирование студентов педагогического колледжа в целом и как субъектов инновационной деятельности в частности, связаны с реальной системой профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже. К их числу можно отнести:
- профессионально-педагогическую направленность подготовки;
- содержание учебно-воспитательного процесса;
- единство и взаимосвязь учебного и практического аспектов подготовки [4].
Субъективные условия, влияющие на профессиональное становление будущих преподавателей колледжей - это личностные предпосылки овладения профессионально-педагогической деятельностью.
К субъективным условиям относятся:
- интеллектуальные способности;
- педагогические способности и умения;
- профессионально-педагогическая направленность личности;
- собственная активность в овладении будущей профессией.
Таким образом, среди организационно-педагогических условий подготовки студентов педагогического колледжа или вуза к работе в современном колледже можно выделить следующие условия:
- субъективные и объективные условия (интеллектуальные способности, педагогические способности, направленность личности, содержание учебно-воспитательного процесса);
- инновационные тенденции в образовании должны найти адекватное отражение в целях, содержании, методах и организационных формах подготовки учителя;
- должна разрабатываться модель выпускника педагогического колледжа с четким определением компонентов в части инновационной деятельности;
- должны создаваться условия для прохождения непрерывной педагогической практики в современных образовательных учреждениях;
- инновационная культура студента педагогического колледжа или вуза как область духовной жизни человека, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни.
Подготовку будущих педагогов к работе в современном колледже можно рассматривать как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность. Это предполагает стимулирование активной деятельности студентов по овладению общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в колледже, развитие навыков педагогического творчества, осуществления анализа актуальных проблем и определения эффективных путей их решения.

Литература:

1. Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. № 5. - С. 39 - 46.
2. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Учеб. метод, пособ. // Балтийская школа . 2004. № 3.
3. Алисов Е. А., Подымова Л. С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности // Среднее профессиональное образование. 2001. №1. – С.61-63.
4. Иноземцева В.Е. Проблемы подготовки педагогических кадров и перестройка системы образования // Педагогическое образование и наука. -М., 2000.№ 1. - С.27-31.
Категория: Самопознание | Добавил: Мика8556 (16.08.2017) | Автор: Омарова Меруерт E
Просмотров: 893 | Теги: организационно-педагогические услов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]