Главная » Статьи » Самопознание |
Организационно-педагогические условия подготовки педагогов к работе в современном колледже
XXI век стал веком внедрения и развития инновационных процессов практически во всех сферах деятельности человеческого общества. Следствием это стал тот факт, что перед системой образования во всём мире в настоящее время стоит задача перехода на качественно новый уровень – уровень развития инновационного образования. Такое образование должно способствовать формированию у обучаемых способностей к проективной деятельности, к развивающемуся самообразованию как виду деятельности, направленному в будущее, ответственности за себя и общество, веры в свои профессиональные способности, а также способности влиять на это будущее. В связи с этим, меняется подход к работе педагогов на всех ступенях образования, в том числе и на ступени среднего специального образования. Поэтому в настоящее время очень важным является создание условий для подготовки студентов педагогических специальностей к работе в изменившейся среде, например, среде современного колледжа. В педагогическом колледже или вузе должен быть организован педагогический процесс, который по своей структуре соответствует современным требованиям образовательного учреждения. Он рассматривается в качестве многокомпонентной педагогической системы и педагогического трудового процесса. Основу его составляет модель педагогического сотрудничества и сотворчества, обеспечивающая оптимальные межличностные отношения субъектов обучения, воспитания и развития. Целостный педагогический процесс направлен на достижение главной цели - формирование саморазвивающейся личности будущего специалиста. Несмотря на частные дидактические особенности преподаваемых дисциплин, педагогический процесс строится по одним и тем же этапам его развертывания, протекания и завершения. Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие педагогической деятельности в современном колледже, является характер отношений, который складывается между участниками педагогического процесса, в частности, между педагогами, администрацией, студентами, родителями. Среди всего многообразия отношений особое место занимают отношения в процессе инновационной деятельности. Преподаватель как субъект инновационной деятельности и ее организатор вступает с другими членами педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества. А значит, учитель должен обладать инновационной культурой, которую необходимо начинать развивать во время обучения в колледже или вузе. Инновационная культура человека - это область его духовной жизни, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни [3]. Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является ее творцом. Сложность любой инновации заключается не только в том, что каждая из них есть результат преодоления противоположности различных полюсов диалога культур, но и в том, что инновация есть попытка преодолеть противоречие между культурой и организацией (педагогическим сообществом). Личностная культура педагога может противостоять совершенствованию организационных отношений, форм управления, методов и содержания воспитания, что требует от педагога изменения системы отношений и ценностей. Для того, чтобы подготавливать студентов к работе в современном колледже, в педагогических колледжах и вузах должны создаваться особые условия обучения, способствующие формированию инновационной культуры студентов. Инновационные тенденции в образовании должны найти адекватное отражение в целях, содержании, методах и организационных формах подготовки преподавателя в колледже к работе в современном колледже. В педагогических колледжах и вузах должна быть разработана модель выпускника с четким определением компонентов в части инновационной деятельности. Должны создаваться условия для прохождения непрерывной педагогической практики в современных образовательных учреждениях. Профессиональная подготовка будущих преподавателей колледжей к профессиональной деятельности оказывается эффективной, если определено содержание педагогической практики, предполагающее целенаправленное насыщение программ в виде исследовательских задач и практических заданий по изучению инновационных процессов в образовательных учреждениях. Процесс профессиональной подготовки учителя как субъекта инновационной деятельности является специфической частью профессионального становления будущих педагогов. Он находится под влиянием общих как объективных, так и субъективных условий. Объективные условия, независящие от сознания объектов педагогической системы и определяющие профессиональное формирование студентов педагогического колледжа в целом и как субъектов инновационной деятельности в частности, связаны с реальной системой профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже. К их числу можно отнести: - профессионально-педагогическую направленность подготовки; - содержание учебно-воспитательного процесса; - единство и взаимосвязь учебного и практического аспектов подготовки [4]. Субъективные условия, влияющие на профессиональное становление будущих преподавателей колледжей - это личностные предпосылки овладения профессионально-педагогической деятельностью. К субъективным условиям относятся: - интеллектуальные способности; - педагогические способности и умения; - профессионально-педагогическая направленность личности; - собственная активность в овладении будущей профессией. Таким образом, среди организационно-педагогических условий подготовки студентов педагогического колледжа или вуза к работе в современном колледже можно выделить следующие условия: - субъективные и объективные условия (интеллектуальные способности, педагогические способности, направленность личности, содержание учебно-воспитательного процесса); - инновационные тенденции в образовании должны найти адекватное отражение в целях, содержании, методах и организационных формах подготовки учителя; - должна разрабатываться модель выпускника педагогического колледжа с четким определением компонентов в части инновационной деятельности; - должны создаваться условия для прохождения непрерывной педагогической практики в современных образовательных учреждениях; - инновационная культура студента педагогического колледжа или вуза как область духовной жизни человека, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни. Подготовку будущих педагогов к работе в современном колледже можно рассматривать как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность. Это предполагает стимулирование активной деятельности студентов по овладению общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в колледже, развитие навыков педагогического творчества, осуществления анализа актуальных проблем и определения эффективных путей их решения. Литература: 1. Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. № 5. - С. 39 - 46. 2. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Учеб. метод, пособ. // Балтийская школа . 2004. № 3. 3. Алисов Е. А., Подымова Л. С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности // Среднее профессиональное образование. 2001. №1. – С.61-63. 4. Иноземцева В.Е. Проблемы подготовки педагогических кадров и перестройка системы образования // Педагогическое образование и наука. -М., 2000.№ 1. - С.27-31. | |
Просмотров: 893 | | |
Всего комментариев: 0 | |