Главная » Статьи » Самопознание |
Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс организаций образования
Авторская Программа Сары Алпыскызы Назарбаевой нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание» призвана решать вопросы духовно-нравственного развития детей и учащейся молодежи в системе образования Республики Казахстан [1]. Педагогика сегодня нуждается не столько в изобретении новых средств и методов, сколько в ясной мировоззренческой ориентации, позволяющей интегрировать нравственно-духовное и интеллектуальное образование. Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание человека через содержание школьных предметов, воспитательных мероприятий, сотрудничество с семьей и обществом. Мировоззренческие основы интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс состоят в целостном понимании мира и человека, обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония, а в сознании человека проявляется как вечные общечеловеческие ценности. В настоящее время приказом МОН РК создано 72 организации образования (детские сады, школы и колледжи), которые в пилотном режиме реализуют программу НДО «Самопознание». Целью пилотного проекта является создание в организациях образования целостной воспитывающей среды, способствующей духовно-нравственному развитию личности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Обучение наукам через призму духовно-нравственных ценностей позволит сделать процесс обучения более осмысленным. Помогая ученику связывать темы уроков с окружающей жизнью, поворачивая их к вечным нравственным вопросам, открывая вместе с ними высокие Слова, можно мотивировать пробуждение его творческой активности, познавательных интересов, эмоционально-сердечной сферы. В ходе реализации Программы НДО «Самопознание», учитывая возможности организаций образования, Центр «Бобек» рекомендует: Введение 2-го часа самопознания: -в 1-4 кл. – «Азбука нравственности» -в 5-8 кл. – «Грамматика нравственности» -в 9-11 кл. – «Наука Совести» Введение факультативных курсов: - «Духовное наследие человечества» (5 кл.) - «Общечеловеческие ценности» (5 - 6 кл.) - «Мировая художественная культура» (7–8 кл.) - «Азбука семейной жизни» (10 кл.) - «Культура лидерства» (10 кл.) Дополнительное образование обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, и поэтому оно может значительно повысить качество всего школьного образования. Основными направлениями дополнительного образования являются: 1.Учебно-познавательное 2.Художественно-эстетическое 3.Спортивно-оздоровительное Все программы дополнительного образования ориентированы на развитие духовно-нравственных качеств обучающихся. Внеучебная работа в школе - важнейшее средство приобщения ребёнка к гуманистическим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Поэтому сегодня для школы очень важно, как будет организована внеурочная деятельность, через которую учащиеся будут вовлечены в творческие и исследовательские проекты, различные занятия, спортивные соревнования, кружки и др. В этом процессе они начнут выявлять в себе общечеловеческие ценности. Школьники научатся принимать решения, научатся искусству отношений и понимания, помощи друг другу. Они смогут формулировать свои интересы, научатся осознавать возможности внеклассной работы, которая организуется после уроков. Сегодня в организациях образования используются различные формы и виды внеклассной работы. Они действуют на добровольной основе и удовлетворяют разнообразным познавательным и творческим запросам учащихся. Необходимым условием реализации Программы является связь с родителями. Практический опыт работы в школе позволил выявить, что позитивное воздействие обучения на формирование характера ученика значительно снижается, если преподаваемые в школе ценности не находят подкрепления в семье. Поэтому семья и школа должны объединиться, чтобы воспитать гармонично развитую личность. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей трансформирует не только сознание учеников, учителей, но и родителей. Участие в школьных мероприятиях помогает наладить трехсторонний диалог между педагогами школы, детьми и их родителями. Такой диалог может стать началом активного участия родителей в школьной жизни. Формой проведения такого диалога с родителями стали Дни Семьи. В эти Дни для родителей организуются: беседы на духовно-нравственные темы, круглые столы, конференции, родительские собрания, открытые уроки и классные часы, показательные выступления учащихся, совместные праздники и др. Так, например, в День семьи «Родительский дом - источник любви» для родителей проводился урок самопознания «Рецепты семейного счастья». Участники мероприятия размышляли о взаимоотношениях родителей с детьми, искали секреты семейного счастья, сравнивали свои представления о счастье с детскими. В этот же день была организована выставка творческих работ учащихся и родителей «Город счастливых семей». Изучение деятельности пилотных организаций по внедрению Программы показывает положительные результаты. Педагоги отмечают, что: -повысился интерес учащихся к изучению учебных предметов и к участию в кружках и факультативах; -у учащихся появилась потребность помогать другим людям; -у детей появилось желание обсуждать с педагогом вопросы, которые их волнуют; -учащиеся научились выражать свою точку зрения, оценивать и анализировать свое поведение; -улучшились взаимоотношения между учащимися в классе; -сократился уровень подростковых правонарушений; -повысился уровень ответственности родителей за воспитание детей; -улучшаются отношения между педагогами и родителями учащихся; -улучшилась посещаемость общешкольных родительских собраний и других школьных мероприятий. Учащиеся отмечают, что предмет «Самопознание»: -учит достойно, по-человечески вести себя, относиться с любовью к людям, природе, животным; -учит пониманию общечеловеческих ценностей: «Истина – это правда, она как корни дерева, и ее нужно искать»; «Человек стремится к истине, когда познает мир и самого себя»; -помогает слышать голос совести; -помогает почувствовать гармонию с окружающим миром: «Жан дүниеміз таза болса, ішкі тыныштық болады»; «Внутренний покой – это спокойное состояние души», когда человек нашел себя». Родители отмечают, что предмет «Самопознание»: -учит познавать себя; -учит хорошему; -воспитывает умение позитивно мыслить; -способствует развитию ребенка; -учит преодолевать трудности; -развивает нравственные качества. Все это подтверждает необходимость распространения в обществе и, прежде всего, в системе образования духовно-нравственных знаний, предлагаемых Программой НДО «Самопознание». Деятельность пилотных детских садов, школ и колледжей помогают координировать и направлять рабочие группы, в состав которых вошли сотрудники отделов нравственно-духовного развития человека Управлений образования, тренеры областных филиалов Центра «Орлеу», сертифицированных по программе «Самопознание», педагоги самопознания, имеющие опыт и мастерство ведения учебных занятий, других форм работы. Создание в каждом регионе пилотных организаций образования дает возможность распространить положительный опыт, способствующий духовно-нравственному становлению человека, гражданина и патриота своей страны. Ученые отмечают, что «готовность учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания учащихся представляет собой сложное образование, состоящее из понимания сущности морали, выраженной в базовых нравственных качествах, из умения организовать взаимодействие учащихся для корректировки и регуляции поведения и межличностных отношений» [2]. Согласно закономерности целостного педагогического процесса (по теории Н.Д.Хмель) о том, что «педагогический процесс неодномоментен, длителен во времени», полагаем, что духовно-нравственное образование – процесс, требующий длительного времени, сил, творческого подхода. Наши наблюдения, результаты мониторингового исследования показывают положительные тенденции в духовно-нравственном развитии детей и учащейся молодежи. Интеграция Программы «Самопознание» несет большие возможности для духовно-нравственного самосовершенствования учащихся, понимания ими смысла жизни и своего истинного предназначения. Литература: 1.Назарбаева С.А. Этика жизни. – Алматы, ННПООЦ «Бобек». - 2001. 2. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. - Алматы: Ғылым, 1998. | |
Просмотров: 1319 | | |
Всего комментариев: 0 | |