Главная » Статьи » Самопознание

Роль педагога «Самопознания» в духовно-нравственном воспитании личности
Роль педагога «Самопознания»
в духовно-нравственном воспитании личности
Абдраимова А.Б.,
тренер
ФАО НЦПК «Орлеу»
«ИПК ПР по Акмолинской области»
Республики Казахстан

В Стратегии «Казахстан – 2050» - Новый политический курс состоявшегося государства», актуализация вопросы, связанные с проблемами духовного единения и преемственности поколения, формирования у нее национального самосознания и нового казахстанского патриотизма, Президент страны Н.А. Назарбаев отметил, что это есть необходимое условие построения цивилизованным путем, в ближайшем будущем, сильного и мощного Государства Казахстан [1].
Нравственно-духовное образование детей и молодежи способствует социальной модернизации общества и является основой утверждения в обществе высоких нравственно-духовных идеалов, воспитания достойных граждан, обладающих блогородным характером и нравственными качествамаи [2].
Школа существенным образом оказывает влияние на воспитание мировоззрения подрастающего человека, его нравственных принципов, ценностей, поэтому столь значимой представляется аксиологическая составляющая педагогической деятельности. Ценностно-ориентированное единство позволяет учителю позитивно влиять на свойх учеников, эффективнее осуществляется процесс ценностного обмена. То, какие чувства и ценности ассоцируются с учителем, имеет первостепенное значение в построении плодотворных отношений с учащимися. Духовно-нравственное воспитание связано, прежде всего, с внутренним миром личности, с усвоением ею духовных ценностей [3].
Поэтому одним из главных «факторов» результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей.
В этом контексте предмет «Самопознание» автором, которого является, Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы может рассматриваться как система, целенаправленно формирующая устойчивые духовно-нравственные ценности как основы смысла жизни и безопасной жизнедеятельности.
Программа охватывает все сферы воспитательной работы в организациях образования и при должной ее реализации будет выполнять роль сильного катализатора механизмов возраждения национальных и общечеловеческих ценностей в их единстве. Основанная на многовековом опыте народной педагогики с использованием вдохновляющих идей самых современнных воспитательных теорий.
Программа по самопознанию для общеобразовательной школы предоставляет школе большие возможности для духовно-нравственного самосовершенствования учащихся, понимания смысла жизни и предназначения человека.
Роль педагога заключается, в первую очередь в выстраивании отношений участников педагогического процесса как процесса взаимодействия, когда ученик не является объектом передачи знаний, умений, а духовным наследником, тем, кому передается культурная традиция, звеньями которой они оба являются. Ученик вместе с педагогом постигает «тайну жизни» [4].
Одно из основных целей образования, общества и государства в современных условиях является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина нашей страны. Но не все понимают сущность и значимость профессии учитель. Благодаря программе курсовой подготовки повышения квалификации по программе нравственно- духовного образования «Самопознание», педагоги понимают свою роль как Учитель, ответственность за подрастающее поколение. Во время курсовой подготовки педагоги получают огромный теоритический и практический опыт. Осознают значимость себя как учителя, родителя, коллегу, сестру, маму.
Весь лекционно-практический материал, семинары, конференции направлены на получение знаний педагогов в работе с детьми на выявления нравственно- духовных ценностей, на подготовку будущих граждан нашего общества. Педагоги проводят благотоворительные акции в помощь людям нуждающихся в заботе и милосердии. Темы благотворительных акций дети сами предлагают, привлекают своих родителей, друзей, школу. Практические действия оставляют глубоки след в душах детей.
Современным решением модернизации образования стало введение интеграции в систему обучения. Такое обучение в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствует развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Актуальность интеграции предмета «Самлпознание» в учебные предметы продиктована новыми социальными запросами, предъявяемыми к современному образованию. Особеннность и самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом, порождают серьезные трудности в формировании у детей целостной картины восприятия окружающего мира. И самое главное – препятствуют ограниченному восприятию культурного наследия, которое в свою очеред является важнейшим признаком цивилизованного общества, так как включает в себе духовно-нравственные и материальные ценности, которые не просто переходят от одного поколение к другому, а требует приложения огромных усилии и средств в национальном, государственном масштабе, чтобы не потерять их.
Интеграция духовно-нравственного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его духовно-нравственной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим [5].
Однако иногда учителя не понимают интеграцию предмета. Например, учитель биологиии говорит, что интегрировала самопознание, так как на уроке, задавая вопросы по биологии, она кидала мячик учащимися, а они, отвечая, кидали мячик ей обратно. Но это не интеграция. Это просто использование некоторого методического приема, который также используется на уроке самопознания, что не имеет никакого отношения к интеграции самопознания и биологии. Интеграция должна происходить на более глубоком уровне содержания, «Самопознание» составляет общечеловеческие ценности, а все методические приемы: позитивный настрой, рассказывание историй, пение песен, творческая работа, игры должны иметь глубокий нравственно-духовный смысл.
Проблемы неглубокого понимания интеграции связаны с мировоззренческой позицией учителя. Если учитель сам не ищет, не развивается духовно-нравственно, не видит единства в многообразии мира, а озабочен только усвоением материала учебника, подготовкой к контрольной работе, к экзаменам, думает лишь о рейтинге школы, или о том, как соответсвовать рыночной экономике, то такой учитель не сможет интегрировать духовно-нравственное образование и свой предмет, не сможет сделать знания живыми и одухотворенными.
Программа предлогает ряд педагогических принципов, которыми следует руководсвоваться в процессе интеграции предмета «Самопознание» и других учебных предметов в школе:
1. Принцип общечеловеческих ценностей.
2. Принцип выявления и саморазвития личности в процессе обучения.
3. Принцип единства.
4. Принцип вдохновленного научно-исследовательского творчества учащихся.
5. Принцип социального взаимодействия или принцип служения обществу.
6. Принцип позитивности.
7. Принцип культуросообразности.
8. Принцип природосообразности.
При правильном подходе к интеграции со временем предмет «Самопознание» может стать стерженевым предметом образования (метопредметом), обеспечивая целостность, человечность процесса образования.

Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан «Казахстанский путь- 2050; Единая цель, единые интересы, единое будущее» 17.01.2014 г.
2. Мәңгілік ел, Учебник. М.Б. Касымбеков, С.Ж. Пралиев, К.К. Жампеисова и др. – Алматы: Ұлағат, 2015- 336 с.
3. Петракова Т.И.. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997, 22 с.
4. Фроловская М.Н. Гуманитарные основания профессионального образа мира педагога //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. - №6, С. 16-20.
5. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А., «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции содержания и методов обучения.Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2013.- 96 с.
Категория: Самопознание | Добавил: Almaz (12.09.2018) | Автор: Абдраимова Асем Бауржановна E
Просмотров: 1320 | Теги: тренер ФАО НЦПК «Орлеу» «ИПК ПР по , Абдраимова А.Б. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]