Главная » Статьи » Самопознание

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НРАВСТВЕННО- ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМОПОЗНАНИЕ»
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НРАВСТВЕННО- ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМОПОЗНАНИЕ»

Абдраимова Асем Бауржановна, - ст.преподаватель филиала АО НЦПК «Орлеу» «ИПК ПР по Акмолинской области» г.Кокшетау
Республики Казахстан
Аннотация
Данная статья о Программе нравственно-духовного образования «Самопознание», внедренной в Республике Казахстан с 2010 году, о модели обновленной программы нравственно- духовного образования, в основе которой представлены идеи духовного гуманизма, целостного развития человека.

Система нравственно-духовного образования «Самопознание», внедренная в Республике Казахстан, на сегодня не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Данный образовательный проект является отечественном брендом, позволяющим сквозь призму человеческого измерения осознать миссию современного образования - помогать каждому ученику становиться самим собой, осозновать свое предназначение, максимально раскрывать и реализововать природный потенциал.
С марта 2013 года Национальным центром повышения квалификации «Орлеу» реализуется обновленная программа нравственно-духовного образования «Самопознание».
Главная задача реализации модели НДО «Самопознание» - содействие расцвету духовно-нравственной личности, которая готова для жизнедеятельности в обществе и окружающем мире, ориентируясь на общечеловеческих ценности. Содействие расцвету духовно-нравственной личности предполагает обогощение каждого субъекта образовательного процесса идеями самопознания своей духовной сущности.
Результатом реализации данной модели является гармоничное развитие человека или становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела.
Основной сущностью модели образовательного процесса организаций образования в рамках Программы НДО «Самопознание» является обеспечение систематизации в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности, общего и дополнительного образования - метапредметом, способствующий созданию целостного и гармоничного образа мира, а также обеспечивающий гармоничное развитие самого человека.
Миссией организаций образования является создание условия для раскрытия внутренного потенциала каждого субъекта образовательного процесса.
Цель: способствовать становлению человека совершенного характера через самопознание на основе выявления и принятия общечеловеческих ценностей как основных жизненных ориентиров.
Задачи: Развитие потребности учащихся в самопознании и творческой самореализации. Содействие определению жизненной позиции, проявлению созидательной активности в познании окружающего мира как отражения своего внутренного мира, пониманию и принятию себя и других, гармоничному взаимодействию с окружающим миром. Формирование мировоззрения и поведенческих ориентиров учащихся через призму общечеловеческих ценностей (развивать у учащихся целостное представление о мире и месте человека в нем).
Наблюдения показывают, что мы увлеклись заботой о развитии познавательных возможностей наших детей, все больше стали заботиться только об одном аспекте их развития, интеллектуальном. Мы стремимся к тому, чтобы наши дети освоили новейшие информационные технологии, знали бы несколько языков и научились критически мыслить. Ученики получают огромные объемы знаний и информации без умения разбираться, что с ней делать! Современное образование нацеливает ребенка на успех в обретении высокого социального статуса и материальных ценностей, но не учит его задумываться о том, какой ценой может быть оплачен успех, принесет ли он ему истинное счастье и что такое истинное счастье человека. Реальная ситуация, сложившаяся в образовательной среде, свидетельствует о девольвации нравствееных ценностей, смещении приоритетов в сторону материального блогополучия.[1]
«Только через изменение педагогического сознания на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, блага- можно будет преодолеть «бич» образования-авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе», отмечает Ш.А. Амонашвили.[2]
Предмет «Самопознание» должен воспитать прежде всего, Учителя с новым мировоззрением, основанным на приоритете духовности, с чистым сердцем и нравственным чувством, чей образ жизни – не только учительство в школе, но и семья, общественные отношения, поступки – могли бы стать для учеников подлинным примером для подражания.
Это, пожалуй, один из самых сложных проблем при внедрении «Самопознания» в образовательные учреждения Республики. Можно подготовить учителей на курсах, преподнести им методологию и мировоззренческие ориентиры, снабдить хорошо разработанными педагогическими технологиями, но как способствовать их нравственному совершенствованию, тому, чтобы их сердца преисполнились светом любви к своим ученикам? Скорее всего, сам предмет «Самопознание» должен стать совместным творчеством – и Личности учителя-Наставника и личности его учеников.
Только Личность Учителя может воспитать Личность.
Личность учителя важнее учения, так как нравственно-духовное знание – это живое знание, открывающееся учащемуся в глубине его души в процессе события (со бытия) встречи учителя и ученика. Любящий и добрый учитель, который терпелив и полон скромности, сыграет жизненно важную роль в формировании хорошего характера у учеников. Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи детей станут лучше, и нация получит тысячи сформировавшихся личностей, образованных мужчин и женщин с хорошим характером. Только учителя, которые в своих мыслях, словах и делах проявляют общечеловеческие ценности, будут действительно много значить для становления личности учащегося. Учитель должен обладать стабильностью ума, иметь уравновешанный характер. Можно привести пример. Учитель подобен указательному столбу на дороге жизни. Если столб твердо укреплен в земле и указания ясны, то путник не собьется с дороги. Если столб шатается по всем направлениям и указания нечеткие, то путник может сбиться с пути и отправиться в ложном направлении. Учителю самопознания следует развивать в себе три качества. Первое – чистота мыслей. Второе – терпение. Третье – постоянство. Когда эти три качества проявляются в обучении, то успех обеспечен.
Предмет «Самопознание» отличается от остальных предметов. Он не об окружающем нас мире, а самом Человеке. Мало родиться человеком, надо им стать! Поэтому профессиональная обязанность учителя самопознания- быть Человеком. Действительно, как мы можем учить тому, чем сами не владеем.
Автор идеи Программы нравственно- духовного образования «Самопознание» Сара Алпысовна Назарбаева пишет: «Наша с вами задача- переосмыслить свое мировоззрение, научиться любить иуважать себя, быть ответственным за свои мысли, слова и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идет за нами...Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить» [3].
Согласно мировоззренческой концепции «Самопознание» целью образования является всестороннее целостное развитие ребенка. Задача состоит в гармоничном развитии интеллектуального и духовно- нравственного потенциала подрастающего поколения.
Следует обратить внимание на гармоничное развитие двух аспектов образования:
- Интеллектуального (внешнее, образование для ума);
- Духовно-нравственного (внутреннее, образование для сердца).
Интеллектуальное знание подобно лампочке, нравственно- духовное знание подобно электричеству. Оба необходимы для прогресса человека и мира в целом. Эти два аспекта образования напоминают два крыла птицы. Если одно из крыльев будет неразвито, птица будет кружиться на месте и не сможет взлететь. Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. Именно предмет «Самопознание» является образованием для сердца, он призван дополнить современное образование внутренним, нравственно- духовным, смыслом.
Основная цель образования на современном этапе должна быть становление личности человека совершенного характера.
Характер - самый драгоценный дар образования. Образование в области человеческих ценностей означает применение их на практике, превращение в практическую деятельность. Знания должны быть превращены в умения, мастерство- только тогда образование будет эффективным, полезным.
Уроки самопознание нацелены на развитие и воспитание человека совершенного характера, основанного на вечных общечеловеческих ценностях, способного жить, взаимодействуя с окружающими людьми, в мире и согласии, сочетая в единстве мысли, слова и дела.
На уроках самопознания учащиеся познают суть понятий: истина, любовь, праведное поведение, внутренний покой, ненасилие, нравственность, духовность, доброта, милосердие, гуманность и др. Они учатся размышлять, обосновывать свое собственное мнение, прислушиваться к мнению другого человека, задавать вопросы себе и другим, отвечать на них, подкрепляя ответы примерами из жизни.
Согласно новой методике в основе содержания предмета «Самопознание» - духовно-нравственное наследие человечества. Материал, касающийся жизнеописания великих учителей человечества: Сократа, Юсуфа Баласагуни, Аль- Фараби, Абая, Шакарима, Януша Корчака, Матери Терезы, Шалвы Амонашвили и других- имеет целью углубить понимание сути вечных общечеловеческих ценностей. На примере жизни и деятельности таких людей учащиеся осмысливают слова и поступки, которые характеризуются, как честные, истинные, праведные.[4]
Педагоги и родители в тесном сотрудничестве должны способствовать раскрытию высшей духовно-нравственной природы ребенка, определяющейся чистотой помыслов, бескорыстной любовью, готовностью на праведные дела и поступки, жить честно и правдиво. И только человек с пробужденным духовно-нравственным самосознанием сможет отличить вечные ценности от временных, истинное от ложного, обрести счастье и сделать счастливыми других людей.

Список использованной литературы:

1. «Самопознание: педагогика любви и творчества» материалы международных педагогических чтений. Изд. 2-е, дополненное. - Алматы, 2012 г.
2. Ш.А.Амонашвили Вдохновение и творчество – путь обновления образования //11 Международные педагогические чтения.- М., 2012 г.
3.С.А.Назарбаева. Этика жизни – Алматы: издательство «Атамура», 2001 г.
4. Р.А.Мукажанова, Г.А.Омарова. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе: учебно-методическое пособие для учителей. -Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013 г.
Категория: Самопознание | Добавил: kishibaevaalina (16.09.2019) | Автор: Абдраимова Асем Бауржановна E
Просмотров: 542 | Комментарии: 1 | Теги: - ст.преподаватель филиала АО НЦПК | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 kishibaevaalina  
Здравствуйте! Прошу Вас выслать мне сертификат на почту abdraimovaasem@mail.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]