Главная » Статьи » Языки и литература СНГ

Алишер Навои о соблюдении принципов справедливости в государственном управлении
Алишер Навои в период своего детства и отрочества сильно увлекался наукой и литературой, имел тонкую натуру и был почитателем взглядов софизма, по этой причине у него не было интереса к занятию государственных постов. В то же время он рос в семье высшего государственного чиновника, поэтому чутко наблюдал за проведением государственной политики своего времени, а также был небезразличным к деятельности чиновников в государственном управлении.
В апреле 1469 года, даже после того, когда его друг Султан Хусейн стал правителем, он не проявил желания занимать какой-либо государственный пост стремился создать себе условия для творчества и сочетал эти занятия с наукой. Его друг детства стал правителем, и это прочно привязало его к политическим процессам. Причину его первого участия в политических процессах историк Хондамир описывает следующим образом: «… а в период детства и отрочества он всегда был поклонником бесед с дервишами, в пределах своих возможностей служил им, старался стать их учеником. Определенное время прервал связи со всеми и жил в священной местности «Работи Сухал». Перестал встречаться с народом, свое время проводил в молитвах, в беседах с представителями наук. После того как бразды управления перешел в руки великого султана, по причине того, что его родители были приближенными предков правителя, он пригласил его также участвовать в делах управления государством. Как бы он не старалсяя отказаться от этих приглашений, султан был тверд в своем намерении» [1, 42-43].
В июне 1469 года после того Алишер Навои утихомирил восстание, которое поднялос против течения шиитов по справедливости и опираясь на народ, он стал тем государственным деятелем, в которой нуждался Султан Хусейн при осуществлении государственной политики. А когда осенью 1469 года сын Султан Мухаммада, а также внук Бойсункура Едгар Мухаммад подняли бунт и заняли Астрабад, Султан Хусейн вместе с Алишером Навои направились туда с войсками, чтобы подавить бунт. Занимая высокую государственную должность, все свои силы, знания, дипломатию Навои употребил на благо своего народа, на облегчение его тяжелой участи. Так, в 1470 году произошло восстание жителей Герата, возмущенных произволом чиновников, оставленных в городе султаном Хусейном, ушедшим в поход против восставшего царевича Мухаммад Ядгара. Чиновники обложили жителей тяжелыми произвольными поборами, чем вызвали резкое недовольство народа. По настоянию самого Алишера Навои султан Хусейн отправил его в Герат, чтобы успокоить население и устранить несправедливость, творимые алчными чиновниками. Позже под влиянием Алишера Навои Сулатан-Хусейн подписал указ, согласно которому крестьяне, издальщики и ремесленники Герата и его района освобождались на 2 года от чрезвычайных налогов и взносов на содержание войска.
Об этих событиях историк Мирхонд пишет в своем произведении следующее: «… тогда народ Герата был далек от защиты справедливого правителя, а ходжа Абдулло объединяясь с Низамуддином Бахтияр Симнани взяли всю власть в свои руки, и оказали огромный урон народу. Недовольство народа дошло до такой степени, что население напало на приемную султана, чтобы убить ходжи Абдуллу который правил с Шохрухом. Они спрятались в одной из келий медресе. Добрый правитель направил амира Низамуддина Алишера в Герат и представил ему огромные полномочия. Первым делом он успокоил народ, затем посадил Низамуддина Бахтияра в тюрьму» [2, 28-29].
В июне 1470 года поднялся бунт среди воинов самого Султана Хусейна. Испугавшись данного события, султан отступил от столицы в деревню Фаряб. Используя данный удобный случай, Мухаммад Ядгар с помощью туркменских воинов вошел в Герат и занял трон. Увидев, как Султан теряет боевой дух, Навои дает ему совет немедленно отправиться в Герат, чтобы освободить столицу. Возле деревни Чинаран войска Султана победили войска Мухаммада Ядгара, где он был взят в плен и казнен. После чего власть Султана Хусейна долгие годы сохранялось в стабильности [3, 84-85].
В целом после этих событий султан Хусейн начал смотреть на Навои, как своего спасателя. Данное обстоятельство показывает, что Навои был не только великим деятелем в сфере политики и управления, но и был одним из влиятелным человеком своей эпохи. В 1469 году Султан-Хусейн становится правителем, вызывает Алишера из Самарканда и жалует ему чин мухрдара (хранителя печати). Позже он получил титул эмира, а затем Навои становится первым визирем султана.
Кроме того в тот период у него был еще титул «Амири кабир» - великий эмир. Поэтому до сих пор в странах Востока к его имени добавляется приставка «Мир» т.е. Мир Алишер Навои. Он при дворе был управляющим делами государственных служащих, монетного двора, строительных работ, осуществляемых государством [4, 121].
Свое положение и возможности Алишер Навои использовал для широкой строительной деятельности. По его указанию и на его личные средства строились медресе, мечети, мавзолеи, а так же общественные сооружения: бани, больницы, мосты. Большую помощь он оказывал простым людям и даже из собственных доходов несколько раз платил большие налоги в казну государства, освобождая от этого население. Все свои дела он старался обратить на пользу народу, помогал простым людям. «Все доходы от своих владений писал историк Мухаммед Хайдер - он тратил на благотворительные цели». При этом, как писал сам Навои: «Из средств своих я брал на жизнь лишь то, что необходимо простому человеку- довольствовался халатом, который защищал меня и в жару и в холод, и непритязательной пищей» [4, 121].
Все прогрессивные начинания и благотворительные дела Навои вызывали и недовольство в кругах придворной знати. В 1487 году он был отправлен султаном в далекую провинцию Хорасана- Астрабад. После его удаления из столицы двор Султана Хусейна раздирают распри между влиятельными сановниками и рвущимся к власти подросшими наследниками. Так сын Султана Хусейна Бадиазамман возглавляет мятеж против собственного отца. И, именно, Алишер Навои, который выступил как посредник между отцом и сыном, предотвратил кровопролитие, добившись их примирения.
Будучи удаленным из столицы, А.Навои не ушел от политики и управления государством, правители, в том числе и Султан Хусейн будут управлять государством по справедливости, и он давал советы по поводу того, как улучшить взаимосвязь с народом. Например, он в своем письме царевичу Бадиуззамон, который был назначен хокимом провинции Мазандаран, писал:
«утром после выхода из Гарема, необходимо принимать посетителей и по их заявлением принять решение согласно своему мнению. Если наказать кого-то, надо чтобы это наказание был уроком и для других…
Кроме того, после поручения какого то дела, необходимо добиться, чтобы исполнитель старался быстрее выполнить поручения и после выполнения представил отчет о проделанной работе…
Чтобы чиновники канцелярии каждый день приняли посетителей, и чтобы каждый посетитель и его заявление фиксировались в специальной тетради, и они не тянули рассмотрение заявления в надежде на вымогательство… » [5, 55-58]
Как видно из выше указанных примеров, А. Навои не только был великим поэтом, но и чутким, мудрым политиком и прекрасным дипломатом своего времени. Его произведения о справедливых правителях являются своеобразным пособием по государственному управлению и политическому этикету. Сила его взглядов в том, он после Платона и Фараби одним из великих мыслителей, который мог представить идеальное государство и общество, а также предложил правителям и общественным деятелям свое мнение по построению справедливого общества, к этому же стремятся и наши современники.

ЛИТЕРАТУРА
1. Хондамир Ғиёсиддин бинни Ҳумомиддин. Макоримул Ахлоқ (Яхши хулқлар). П.Шамсиев таржимаси. –Тошкент: ЎзССР Фанлар Академиясининг нашриёти, 1948.
2. Мирхонд. Равзат ус-сафо. // Навоий замондошлари хотирасида: (Тўплам)./ Тузувчи: Б.Аҳмедов.-Тошкент:Адабиёт ва санъат нашриёти, 1985.
3. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Навои и Джами. –Москва: Наука, 1965.
4. Мирза Хайдар. Тарих-и Рашиди. Ркп. Инст. Востоковедения АН УзССР № 1430.
5. Алишер Навоий. Муншаот.-Тошкент: Маънавият, 2001.
Категория: Языки и литература СНГ | Добавил: Хилола (07.01.2017) | Автор: Султанова Мамлакат Мухтаровна E
Просмотров: 1606 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]