Главная » Статьи » Летний лагерь

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
Муниципальное автономное образовательное учреждение "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ"

Согласовано «Утверждаю»
зам. директора по директор школы:
__________________________ ________________________
А.Ю.Цыбикова В.С.Шарханов

« _____» ___________ 2014 г. «______» _________ 2014 г.

ПРОГРАММА
лагеря с дневным пребыванием детей «Остров Дружбы»
«Вместе мы – одна семья»



Автор составитель:
Жамьянова Дарима Бальжинимаевна,
учитель начальных классов

г.Улан-Удэ
2014 г.

Информационная карта программы

Наименование организации отдыха детей Лагерь дневного пребывания
Составители программы Жамьянова Д.Б., Цыбикова А.Ю.
Название лагеря "Вместе мы - одна семья!"
Тип лагеря Лагерь дневного пребывания
Продолжительность смены 21 день
Адрес, телефон ЛДП Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Советская, 43 т.8(3012)21-39-16
Возраст учеников 1 – 4 класс (7-10 лет)
Срок проведения смены 21 день (28.05.2014г-)
Количество детей, отрядов 100детей, 5 отрядов
Краткое содержание программы Программа состоит из основных разделов, включает цели, задачи, принципы, концептуальные основы, этапы и механизмы реализации программы, ожидаемые результаты. Ведущими идеями программы являются:
- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей детей,
- доступность получения детьми практических навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности,
- формирование мотивации здорового образа жизни у детей как главного условия успешности человека в обществе.

Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, программа «Вместе мы – одна семья» ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов.
Отличительной особенностью лагеря «Остров дружбы» как педагогической системы является стиль отношений, который складывается благодаря общему морально-психологическому климату, культивированию в лагере традиций:
- доброго отношения, взаимопомощи;
- коллективной творческой деятельности;
- доброго тона, настроя;
- лидерской ответственности.

Цель программы
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
3. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
4. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
5. Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
6. Формирование у ребят навыков общения .

Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Вместе мы – одна семья» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Остров дружбы» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности
Участие всех детей в программе развития творческих способностей «Вместе мы – одна семья».

Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
• отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
• создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
• взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
• активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
• необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
• оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
• вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
• сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
• постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
• грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
• грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
• грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
• грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
• грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
• при развитии детского самоуправления;
• при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
• при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
• добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
• доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
• в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
6. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
7. Здоровьесберегающие технологии – зарядка, закаливание.

Ожидаемые результаты
1.Укрепление здоровья детей
2.Готовность к продолжению образования:
• наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху;
• обладание эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешной учебно-познавательной деятельности;
• способность находить творческие решения учебных и практических задач.
3.Нравственная ориентация на социально значимые ценности:
• наличие норм и правил поведения в общественных местах, правил общения со сверстниками и взрослыми; наличие желания и умения следовать им на практике; способность наладить дружеские отношения со сверстниками детском коллективе;
• обладание эмоционально-волевой регуляцией своего поведения в острых конфликтных ситуациях, умение противостоять отрицательному влиянию сверстников и более старших детей;
• наличие первоначальных знаний о здоровом образе жизни и потребности применять их на практике;
• наличие интереса к участию в жизни классного коллектива.

Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
• проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
• проведение МО классных руководителей;
• издание приказа по школе о проведении летней кампании;
• разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Вместе мы – одна семья»;
• подготовка методического материала для работников лагеря;
• отбор кадров для работы в лагере дневного пребывания;
• составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.

2. Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
• встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
• запуск программы «Вместе мы одна семья»;
• формирование органов самоуправления,
• знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3. Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
• реализация основной идеи смены;
• вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
• работа творческих мастерских.

4. Заключительный этап смены
Основной идеей этого этапа является:
• подведение итогов смены;
• выработка перспектив деятельности организации;
• анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности лагеря дневного пребывания в будущем.
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:

1.Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию младшего, подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
1. Организаторские дела (метод взаимодействия)
2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, футбол и др.)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН – СЕТКА
работы летнего лагеря дневного пребывания
«Сказочная страна»
с 28 мая по 21 июня

28 мая 29 мая
День знакомств День талантов
Операция УЮТ
Проведение инструктажа по ТБ (поведение в лагере, безопасное пребывание в лагере, режим дня, санитарно-гигиенические требования, поведение в столовой, питьевой режим)

Оформление отрядных уголков

Театр «Ульгэр». Представление + встреча с инспектором ГИБДД
Спортивные игры на воздухе
Подготовка к концерту «Алло, мы ищем таланты» Минутка здоровья «Мой рост и мой вес».
Проведение инструктажа о поездке в автобусе, поведении в общественных местах.

Конкурс отрядных уголков «Наша визитная карточка»

Праздничный концерт «Здравствуй, лето золотое!»

Беседа «Правила поведения с незнакомыми людьми»
31 мая 1 июня
День смекалки День свежего воздуха
Минутка здоровья. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Игры на свежем воздухе
Игра «Разведшкола»
Проведение учебной эвакуации по сигналу учебной тревоги
Игра «Зелёная пятка»
Выход в кинотеатр «Прогресс»

Конкурс рисунков «Моя республика» к 90-летию Республики Бурятии Минутка здоровья. Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге

Выход в бурятский драм.театр. Урок-сказка «Хэнгэрэгшэ»

Конкурс рисунков на асфальте «Мир детства»

Соревнования «Великолепная семёрка»
4 июня 5 июня
День чистоты День здоровья
На борьбу с Дядюшкой Мусором. Экодесант

Медосмотр (рост, вес, сила, объём лёгких)

Конкурс «Чистюля»

Конкурс санбюллетеней «Просто о здоровье»
Минутка здоровья «Забота о глазах» Медосмотр (окулист)
Проведение инструктажа о правилах дорожного движения,
о правиле перехода улиц и дорог
Группа «Веселые ребята»

Верёвочный курс (инструктор по туризму)

6 июня 7 июня
День А.С.Пушкина День пиратов
Минутка здоровья «Путешествие в Витаминию».
Литературная гостиная.
Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Выход в филармонию.
Музыкальная сказка «Слон Хортон»

Конкурс рисунков на асфальте Минутка здоровья «Вредные привычки».

Выход в театр оперы и балета. Музыкальная сказка «Сказка о царе Салтане»

Пиратская вечеринка

Игра «Найди клад»
8 июня 11 июня
День вежливости День сказок
Минутка здоровья «Что такое солнечный удар и как его избежать».
Беседа «Толерантность в молодежной среде».
Спартакиада на призы депутата Народного Хурала А. Зыбынова. Стадион «Спартак». Группа подержки
Акция «Вежливое слово».
Соревнования по пионерболу. Минутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых»
Беседа по ПБ «Осторожно, огонь!»

Гастроли Красноярского цирка -
Конкурс актёрского мастерства

Конкурс инсценировок сказок
13 июня 14 июня
День спорта День красоты
Минутка здоровья «Помощники Мойдодыра».
Проведение инструктажа по правилам безопасности при проведении спортивных мероприятии.
«Олимпийская деревня». Спортивные состязания.
Выезд в бассейн

Шахматно-шашечный турнир Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки».

Игры на свежем воздухе.

Конкурс красоты «Мисс …»

Шуточное состязание «Богатыри»

15 июня 17 июня
День знатоков День улыбок
Минутка здоровья. Куда пропал аппетит?

Игра «Самый умный»

Выезд в парк Орешково –

Библиотечный час «Отдыхай, но про книгу не забывай!» Минутка здоровья «Как чистить зубы?»
Конкурс фотографий «Жизнь без улыбки – это ошибка»

Игра «Я Сладкоежка»

Яблочная эстафета

Выход в бурятский цирк
18 июня 19 июня
День влюблённых День сыщиков
Конкурс на самое оригинальное сердце
Конкурсы проверки для пар

Игра «Почтовый ящик»
Выдача свидетельств о браке, кольца
Время для подвига. Экологический подвиг.
Игра «Бюрократ»

Молодежный театр «Кот в сапогах»

Игра «Детективное агентство»

20 июня 21 июня
День бизнеса День впечатлений
Придумывание бизнеса, оформление, рекламная кампания, бизнес, игра, магазин
Проведение игры

Подведение итогов игры.
Аукцион фотографий лагерной жизни.
Минутка здоровья «Как стать здоровейкой»

Фестиваль «Минута Славы»

Торжественная линейка.
Закрытие лагеря.
Категория: Летний лагерь | Добавил: Dari (20.02.2015) | Автор: Дарима E
Просмотров: 1657 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]