Главная » Статьи » Школьный психолог

Формирование коммуникативных навыков дошкольников с нарушением слуха на психокорреционных занятиях
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, этапы, которого характеризуются конкретной социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он попадает с момента рождения. Под влиянием общения происходит качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.
У детей с нарушением слуха имеются трудности формирования коммуникативных навыков. У дошкольников с речевыми нарушениями особенности невербальной коммуникации обнаруживаются не только на уровне собственного пользования невербальными средствами общения при межличностном взаимодействии, но и на уровне восприятия и понимания информации, транслируемой им невербальными средствами другими людьми. Такие дети используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей младшего по сравнению с ними возраста. В репертуаре у дошкольников с нарушением речи превалирует мимика и визуальное взаимодействие (взгляды), тогда как их сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами и в меньшей мере мимикой и взглядами.
Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с нарушениями речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведет к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией.
Из изложенного становится очевидным вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха. Многие дети с нарушением слуха с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Поэтому при проведении диагностики, коррекционной работы и оценке результатов нами учитывались компенсаторные возможности ребенка, а также осуществлялся личностно-ориентированный подход: учитывать особенности личностного развития на этом возрастном этапе у данного ребенка.
В дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками становится одной из главных. Общаясь с себе подобным, ребенок-дошкольник формирует представление о себе, сравнивая поступки и качества своего товарища со своими собственными. Именно сверстник как равноправный партнер по общению выступает для ребенка в качестве объективной «точки отсчета» в процессе познания себя и окружающих. В общении со сверстниками развивается двигательная активность ребенка, формируются коммуникативные и организаторские способности, осуществляется нравственное развитие: ребенок учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. Велико значение общения со сверстниками в формировании самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Дети с нарушением речи нуждаются в психологической помощи. Такая помощь непременно включает в себя психодиагностику и различные методы воздействия.
Психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе становления.
Как и любой процесс воздействия психокоррекция включала три обязательных компонента, тесно связанных между собой:
- диагностику;
- собственно коррекционный процесс;
- оценка его эффективности.
Особенности развития коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушением слуха предполагало организацию деятельности общения с взрослыми в специфически организованной педагогической среде, что определяет возможность преодоления или значительную компенсацию отставания в коммуникативном развитии (формирование потребности общения, его мотивов). Так как психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы являлись групповые занятия.
В своем исследовании под коммуникативными навыками мы подразумевали: желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение. При этом умение организовать общение включает: умение начать, завершить разговор, привлечь внимание собеседника; проявление инициативности, активности в общении, поддержание беседы; умение слушать и понимать собеседника; адекватное использование речевых и неречевых средств общения, владение формами общения.
Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности строился на основании учета ведущей деятельности возраста (игровой), ведущей формы общения (ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная), в соответствии с уровнем сформированности языковых средств. Успешность данной работы заключается в коммуникативной направленности всей коррекционной работы с дошкольниками с нарушением слуха.
Проведенная диагностика позволила наметить психокоррекционные мишени и выбрать средства воздействия на них. Коррекционная работа осуществлялась в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире. В игре развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Кроме того, игра позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха проводилась в 2014/2015 учебном году в 0 II классе КГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» г. Караганды. В эксперименте принимали участие 8 детей.
С целью формирования коммуникативных навыков дошкольников с нарушением речи нами была использована авторская программа, разработанная педагогом-психологом ДОУ №17 Серпуховского района, Московской области Козловой Т.Р., содержащая планы-конспекты психокорреционных занятий, направленных на работу в сфере общения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/512197/ ].
Данная программа предполагает формирование следующих навыков:
- установление контакта общения;
- развитие чувства сопереживания;
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении;
- повышение уровня самоконтроля;
- навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестом, пантомимикой);
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения;
- преодоление застенчивости, замкнутости, скованности, нерешительности;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное
- способность выразить собственные мнения, формирование позитивного образа Я.
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Учитывая данные свойства, в таблице 1 мы провели анализ психокоррекционных программы с целью выявления особенностей организации занятий с дошкольниками с нарушением слуха.
Тема занятия 1: Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие активного внимания. Преодоление двигательного автоматизма у гипер- и гипоактивных детей. Психомышечная тренировка.
Цель занятия: Создание возможностей для самовыражения, преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Регулирование поведения в коллективе. Снятие психического напряжения.
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха:
II. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
Основная форма работы – подражание взрослому, действие по образцу, по словестной инструкции. В процесс использования этих приемов речевое общение с ребенком дополняется естественными жестами.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Чтобы избежать бессмысленное подражание действиям взрослых и повышенную ориентировку на реакцию взрослого у детей. Следует учитывать последовательность выполнения задания: подражание сменяется попытками самостоятельного выполнения аналогичных действий.
III. Развитие умения быстро сосредоточиваться.
Занятие проводится сначала с опорой на слухозрительный источник звука, а затем на слух.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Работу целесообразно начинать со звуков, имеющих для детей реальное практическое значение (звонок в дверь, школьный звонок, гудок автомобиля).
V. Этюды на расслабление мышц.
Требуют предварительной беседы и наличие наглядных материалов.
VI. Рисуем хорошее настроение.
У детей с нарушением слуха более поездное становление предметного рисования, убедненность содержания, стереотипия. Отмечается большая склонность к детализации рисунка. Сюжетный рисунок развивается в ограниченных пределах. Рисунки по замыслу примитивны.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Требуют специального руководства при создании условий для обогащения изобразительной и конструктивной деятельности.
VII. Обмен мнением.
Уровень понимания обращенной речи неоднороден: часть принимает элементы обращенной речи в определенных условиях, а другие только выученные фразы.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Создание и развитие речевой среды. Контроль за речью.
Тема занятия 2: Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания.
Цель занятия: Развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению.
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха:
II Этюды на выразительность жеста.
Требуют предварительной беседы и наличие наглядных материалов. Желательно использовать предметы точно по назначению.
III Развитие внимания.
В развитии внимания доминирует зрительное восприятие. У детей с нарушением слуха непроизвольное внимание носит пассивный характер, вызываемый необычным или интересным для ребят предметом или явлением. Внимание фиксируется при выполнении практических заданий в основном на цели, а не на способах их достижения. Решение наглядно-образных задач предполагает зрительно свернутую ориентировку, в этом дети отстают, так как медленно овладевают словестными обозначениями и включением их в речевое общение.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Совместная деятельность со взрослыми, демонстрация способов выполнения различных действий, уточнение значения соответствующих слов.
IV Подвижные игры.
Особенности формирования игровой деятельности у детей связаны с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаток уровня речевого общения. У детей круг впечатлений ограничен тем, что они видят. Представления о жизни не пополняется за счет общения с другими детьми, со взрослыми, восприятие рассказов и сказок. У них преобладают в основном бытовые игры, игре характерна чрезмерная детализация, элемент подражания остается характерным для игр на длительное время.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Требует специального обучения для полноценной игры, включающей различные компоненты.
Тема занятия: 3. Обучение элементам техники выразительных движений: эмоция удивления.
Цель занятия: Коррекция эмоциональной сферы психики детей. Совершенствование памяти. Создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Снятие психического напряжения.
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: III Развитие моторно – слуховой памяти. Дети испытывают трудности в длительном запоминании, точности объема памяти, используют неречевые звуки для слухо-зрительного восприятия.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Необходимо подбирать звуки по интенсивности и чистоте, характерные для восприятия детьми на слух. Источник звука ребенок должен видеть, прослушивать, а затем, опираясь на слух и зрение воспроизводить. Необходимо поощрение детей при данных занятиях.
Тема занятия:4. Обучение элементам техники выразительных движений. Эмоции удовольствия и радости. Развитие памяти.
Цель занятия: Тренаж эмоционально-волевой сферы психики. Развитие памяти. Снятие психического напряжения. Успокоение и организация возбужденных детей.
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха:
III Развитие памяти
У детей преобладает образная память. Очень низкая долговременная память. Образная память характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у детей связан с деятельностью по анализу восприятия объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержание ранее изученного. При непроизвольном запоминании наглядного материала дети отстают. Сами изображения предметов запоминают не точно, смешивая образы сходных предметов, испытывают трудности в запоминании, что связанно с необходимостью интегрировать, воссоздавать образы, фигуры мысленно без опоры на непосредственное восприятие фигуры, оперировать образами.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Требуется уделять больше времени на проведение данного занятия и основательно подготавливать дидактический материал.
IV Успокоение возбужденных детей и их организация. При проведении игры «Слушай команду!» исключается шепотная речь, рекомендуется речь за экраном.
Тема занятия 5: Эмоции страдания и печали. Развитие памяти, наблюдательности. Психомышечная тренировка.
Цель занятия: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Совершенствование памяти. Обучение приемам саморасслабления детей с различными невротическими проявлениями (истощение нервной системы, возбудимость, страхи, истерические реакции, навязчивые состояния, избирательный мутизм и др.)
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: III Развитие памяти, наблюдательности.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Требует предварительной беседы и работы с изображением.
Тема занятия 6: Эмоции отвращения и презрения. Развитие памяти. Психомышечная тренировка.
Цель занятия: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха:
III Развитие памяти.
Особенности развития памяти детей находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития, от недопонимания. Дети часто понимают о каких предметах идет речь, правильно устанавливают предметную отнесенность, довольно хорошо могут понять какие действия совершаются, плохо устанавливают отношения между персонажами. Это приводит к упрощению отношений, обеднению содержания. Часто наблюдается сплав осмысленного и механического запоминания: то, что поняли – запомнили осмысленно, остальное – механически.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Все виды работ по развитию памяти будут эффективны при интенсивном развитии словестной речи – расширению активному словаря детей.
Тема занятия 8: Эмоции страха. Память ощущений. Психомышечная тренировка
Цель занятия: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления для сброса напряжения.
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха:
III Упражнения на развитие памяти ощущений
Процессы чувственного познания интенсивно развиваются в дошкольный период у детей с нарушением слуха. Однако, нарушение речи и средств общения, отставание предметной игровой деятельности приводит к задержке сенсорного развития детей. На этих занятиях дети учатся вычленять такие свойства предмета как величину, цвет форму, запах, вкус, причем, не подражая действиям взрослых, а действуя по образцу. Успешность выполнения задания зависит от числа элементов, подлежащих сопоставлению.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: В развитии сенсорного восприятия играет большую роль овладение предметной и другой деятельностью. Появление предметного рисунка, овладение элементами трудовой деятельности.
Тема занятия 9: Эмоции вины и стыда. Развитие умения классифицировать, обобщать, систематизировать. Аутотренинг.
Цель занятия: Коррекция и развитие эмоциональной сферы психики. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха:
III Развитие умения классифицировать, обобщать.
Наблюдается у детей с нарушением слуха отставание в развитии классификации и обобщении, так как дети не имеют жизненного опыта. В сравнении проявляется отход от сравнения двух объектов к анализу одного из них. В сходстве – нет опосредованного анализа объекта, а их различие воспринимается непосредственно. Обобщение практически отсутствует, требует специальной подготовки.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Развитие умения классифицировать, обобщать хорошо формируется в сюжетно-ролевых игр и учебной деятельности.
Тема занятия 10: Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие познавательной сферы. Аутотренинг.
Цель занятия: Нейтрализация страхов, тревоги. Умственное развитие детей. Релаксация, достижение психофизического покоя.
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха:
IV. Развитие логики мышления.
Словестно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций на базе языковой среды. У детей с нарушением слуха наблюдается большое своеобразие в развитии логического мышления. У них пересечение линии мышления и речи совершается на поздних сроках, поэтому дети испытывают трудности в решении многих задач, при необходимости сделать умозаключение по содержанию текста, при этом дети дают ответы, в которых логическая связь оформлена речевыми средствами, но отсутствует по содержанию (тавтология).
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: При развитии логики мышления необходимо учитывать особенности развития их мышления, типы соотношения наглядных и понятийных форм мышления.
Тема занятия 11: Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие мышления, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания. Аутотренинг.
Цель занятия: Обесценивание страхов. Умственное развитие детей.
Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха:
III Развитие мышления
Дети с нарушением слуха длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. Это связано с процессом усвоения словестной речи.
Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Создание и расширение активного словаря и речевой среды дошкольников.
Итак, занятия проводились 1 раз в неделю. Длительность занятий 30 минут, место проведения кабинет психолога, игровая комната. Каждое занятие включало в себя этюды, игры, упражнения. Они короткие, разнообразные, доступные детям по содержанию. В качестве отдыха использовались спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений (ими перемежаются основные занятия). Процесс проведения занятий предполагал гибкость и творчество.
Каждое занятие включало в себя:
1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.
2. Установление контакта.
3. Основная часть занятия, которая была направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)
4. Игры на повышение двигательной активности.
5. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
6. Ритуал прощания. Сначала подводился итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем – сам ритуал прощания, и после все вместе поднимались в класс и там уже прощались. При необходимости детям давалось домашнее задание.
Таким образом, для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха нами использовались приемы игровой терапии, ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятиям. Кроме того, вся коррекционная работа строилась на основе личностно-ориентированного подхода, компенсаторных возможностей, особенностей эмоционально-волевой сферы.
Категория: Школьный психолог | Добавил: HarkovaAnna (31.03.2015) | Автор: Анна E
Просмотров: 3418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]