Главная » Статьи » Школьный психолог |
Формирование коммуникативных навыков дошкольников с нарушением слуха на психокорреционных занятиях
У детей с нарушением слуха имеются трудности формирования коммуникативных навыков. У дошкольников с речевыми нарушениями особенности невербальной коммуникации обнаруживаются не только на уровне собственного пользования невербальными средствами общения при межличностном взаимодействии, но и на уровне восприятия и понимания информации, транслируемой им невербальными средствами другими людьми. Такие дети используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей младшего по сравнению с ними возраста. В репертуаре у дошкольников с нарушением речи превалирует мимика и визуальное взаимодействие (взгляды), тогда как их сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами и в меньшей мере мимикой и взглядами. Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с нарушениями речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведет к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией. Из изложенного становится очевидным вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха. Многие дети с нарушением слуха с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Поэтому при проведении диагностики, коррекционной работы и оценке результатов нами учитывались компенсаторные возможности ребенка, а также осуществлялся личностно-ориентированный подход: учитывать особенности личностного развития на этом возрастном этапе у данного ребенка. В дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками становится одной из главных. Общаясь с себе подобным, ребенок-дошкольник формирует представление о себе, сравнивая поступки и качества своего товарища со своими собственными. Именно сверстник как равноправный партнер по общению выступает для ребенка в качестве объективной «точки отсчета» в процессе познания себя и окружающих. В общении со сверстниками развивается двигательная активность ребенка, формируются коммуникативные и организаторские способности, осуществляется нравственное развитие: ребенок учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. Велико значение общения со сверстниками в формировании самооценки ребенка, уровня его притязаний. Дети с нарушением речи нуждаются в психологической помощи. Такая помощь непременно включает в себя психодиагностику и различные методы воздействия. Психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе становления. Как и любой процесс воздействия психокоррекция включала три обязательных компонента, тесно связанных между собой: - диагностику; - собственно коррекционный процесс; - оценка его эффективности. Особенности развития коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушением слуха предполагало организацию деятельности общения с взрослыми в специфически организованной педагогической среде, что определяет возможность преодоления или значительную компенсацию отставания в коммуникативном развитии (формирование потребности общения, его мотивов). Так как психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы являлись групповые занятия. В своем исследовании под коммуникативными навыками мы подразумевали: желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение. При этом умение организовать общение включает: умение начать, завершить разговор, привлечь внимание собеседника; проявление инициативности, активности в общении, поддержание беседы; умение слушать и понимать собеседника; адекватное использование речевых и неречевых средств общения, владение формами общения. Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности строился на основании учета ведущей деятельности возраста (игровой), ведущей формы общения (ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная), в соответствии с уровнем сформированности языковых средств. Успешность данной работы заключается в коммуникативной направленности всей коррекционной работы с дошкольниками с нарушением слуха. Проведенная диагностика позволила наметить психокоррекционные мишени и выбрать средства воздействия на них. Коррекционная работа осуществлялась в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире. В игре развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Кроме того, игра позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха проводилась в 2014/2015 учебном году в 0 II классе КГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» г. Караганды. В эксперименте принимали участие 8 детей. С целью формирования коммуникативных навыков дошкольников с нарушением речи нами была использована авторская программа, разработанная педагогом-психологом ДОУ №17 Серпуховского района, Московской области Козловой Т.Р., содержащая планы-конспекты психокорреционных занятий, направленных на работу в сфере общения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/512197/ ]. Данная программа предполагает формирование следующих навыков: - установление контакта общения; - развитие чувства сопереживания; - развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; - выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении; - повышение уровня самоконтроля; - навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестом, пантомимикой); - формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения; - преодоление застенчивости, замкнутости, скованности, нерешительности; - формирование установок на взаимодействие и доброжелательное - способность выразить собственные мнения, формирование позитивного образа Я. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Учитывая данные свойства, в таблице 1 мы провели анализ психокоррекционных программы с целью выявления особенностей организации занятий с дошкольниками с нарушением слуха. Тема занятия 1: Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие активного внимания. Преодоление двигательного автоматизма у гипер- и гипоактивных детей. Психомышечная тренировка. Цель занятия: Создание возможностей для самовыражения, преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Регулирование поведения в коллективе. Снятие психического напряжения. Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: II. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. Основная форма работы – подражание взрослому, действие по образцу, по словестной инструкции. В процесс использования этих приемов речевое общение с ребенком дополняется естественными жестами. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Чтобы избежать бессмысленное подражание действиям взрослых и повышенную ориентировку на реакцию взрослого у детей. Следует учитывать последовательность выполнения задания: подражание сменяется попытками самостоятельного выполнения аналогичных действий. III. Развитие умения быстро сосредоточиваться. Занятие проводится сначала с опорой на слухозрительный источник звука, а затем на слух. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Работу целесообразно начинать со звуков, имеющих для детей реальное практическое значение (звонок в дверь, школьный звонок, гудок автомобиля). V. Этюды на расслабление мышц. Требуют предварительной беседы и наличие наглядных материалов. VI. Рисуем хорошее настроение. У детей с нарушением слуха более поездное становление предметного рисования, убедненность содержания, стереотипия. Отмечается большая склонность к детализации рисунка. Сюжетный рисунок развивается в ограниченных пределах. Рисунки по замыслу примитивны. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Требуют специального руководства при создании условий для обогащения изобразительной и конструктивной деятельности. VII. Обмен мнением. Уровень понимания обращенной речи неоднороден: часть принимает элементы обращенной речи в определенных условиях, а другие только выученные фразы. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Создание и развитие речевой среды. Контроль за речью. Тема занятия 2: Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания. Цель занятия: Развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению. Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: II Этюды на выразительность жеста. Требуют предварительной беседы и наличие наглядных материалов. Желательно использовать предметы точно по назначению. III Развитие внимания. В развитии внимания доминирует зрительное восприятие. У детей с нарушением слуха непроизвольное внимание носит пассивный характер, вызываемый необычным или интересным для ребят предметом или явлением. Внимание фиксируется при выполнении практических заданий в основном на цели, а не на способах их достижения. Решение наглядно-образных задач предполагает зрительно свернутую ориентировку, в этом дети отстают, так как медленно овладевают словестными обозначениями и включением их в речевое общение. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Совместная деятельность со взрослыми, демонстрация способов выполнения различных действий, уточнение значения соответствующих слов. IV Подвижные игры. Особенности формирования игровой деятельности у детей связаны с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаток уровня речевого общения. У детей круг впечатлений ограничен тем, что они видят. Представления о жизни не пополняется за счет общения с другими детьми, со взрослыми, восприятие рассказов и сказок. У них преобладают в основном бытовые игры, игре характерна чрезмерная детализация, элемент подражания остается характерным для игр на длительное время. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Требует специального обучения для полноценной игры, включающей различные компоненты. Тема занятия: 3. Обучение элементам техники выразительных движений: эмоция удивления. Цель занятия: Коррекция эмоциональной сферы психики детей. Совершенствование памяти. Создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Снятие психического напряжения. Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: III Развитие моторно – слуховой памяти. Дети испытывают трудности в длительном запоминании, точности объема памяти, используют неречевые звуки для слухо-зрительного восприятия. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Необходимо подбирать звуки по интенсивности и чистоте, характерные для восприятия детьми на слух. Источник звука ребенок должен видеть, прослушивать, а затем, опираясь на слух и зрение воспроизводить. Необходимо поощрение детей при данных занятиях. Тема занятия:4. Обучение элементам техники выразительных движений. Эмоции удовольствия и радости. Развитие памяти. Цель занятия: Тренаж эмоционально-волевой сферы психики. Развитие памяти. Снятие психического напряжения. Успокоение и организация возбужденных детей. Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: III Развитие памяти У детей преобладает образная память. Очень низкая долговременная память. Образная память характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у детей связан с деятельностью по анализу восприятия объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержание ранее изученного. При непроизвольном запоминании наглядного материала дети отстают. Сами изображения предметов запоминают не точно, смешивая образы сходных предметов, испытывают трудности в запоминании, что связанно с необходимостью интегрировать, воссоздавать образы, фигуры мысленно без опоры на непосредственное восприятие фигуры, оперировать образами. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Требуется уделять больше времени на проведение данного занятия и основательно подготавливать дидактический материал. IV Успокоение возбужденных детей и их организация. При проведении игры «Слушай команду!» исключается шепотная речь, рекомендуется речь за экраном. Тема занятия 5: Эмоции страдания и печали. Развитие памяти, наблюдательности. Психомышечная тренировка. Цель занятия: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Совершенствование памяти. Обучение приемам саморасслабления детей с различными невротическими проявлениями (истощение нервной системы, возбудимость, страхи, истерические реакции, навязчивые состояния, избирательный мутизм и др.) Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: III Развитие памяти, наблюдательности. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Требует предварительной беседы и работы с изображением. Тема занятия 6: Эмоции отвращения и презрения. Развитие памяти. Психомышечная тренировка. Цель занятия: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения. Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: III Развитие памяти. Особенности развития памяти детей находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития, от недопонимания. Дети часто понимают о каких предметах идет речь, правильно устанавливают предметную отнесенность, довольно хорошо могут понять какие действия совершаются, плохо устанавливают отношения между персонажами. Это приводит к упрощению отношений, обеднению содержания. Часто наблюдается сплав осмысленного и механического запоминания: то, что поняли – запомнили осмысленно, остальное – механически. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Все виды работ по развитию памяти будут эффективны при интенсивном развитии словестной речи – расширению активному словаря детей. Тема занятия 8: Эмоции страха. Память ощущений. Психомышечная тренировка Цель занятия: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления для сброса напряжения. Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: III Упражнения на развитие памяти ощущений Процессы чувственного познания интенсивно развиваются в дошкольный период у детей с нарушением слуха. Однако, нарушение речи и средств общения, отставание предметной игровой деятельности приводит к задержке сенсорного развития детей. На этих занятиях дети учатся вычленять такие свойства предмета как величину, цвет форму, запах, вкус, причем, не подражая действиям взрослых, а действуя по образцу. Успешность выполнения задания зависит от числа элементов, подлежащих сопоставлению. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: В развитии сенсорного восприятия играет большую роль овладение предметной и другой деятельностью. Появление предметного рисунка, овладение элементами трудовой деятельности. Тема занятия 9: Эмоции вины и стыда. Развитие умения классифицировать, обобщать, систематизировать. Аутотренинг. Цель занятия: Коррекция и развитие эмоциональной сферы психики. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: III Развитие умения классифицировать, обобщать. Наблюдается у детей с нарушением слуха отставание в развитии классификации и обобщении, так как дети не имеют жизненного опыта. В сравнении проявляется отход от сравнения двух объектов к анализу одного из них. В сходстве – нет опосредованного анализа объекта, а их различие воспринимается непосредственно. Обобщение практически отсутствует, требует специальной подготовки. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Развитие умения классифицировать, обобщать хорошо формируется в сюжетно-ролевых игр и учебной деятельности. Тема занятия 10: Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие познавательной сферы. Аутотренинг. Цель занятия: Нейтрализация страхов, тревоги. Умственное развитие детей. Релаксация, достижение психофизического покоя. Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: IV. Развитие логики мышления. Словестно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций на базе языковой среды. У детей с нарушением слуха наблюдается большое своеобразие в развитии логического мышления. У них пересечение линии мышления и речи совершается на поздних сроках, поэтому дети испытывают трудности в решении многих задач, при необходимости сделать умозаключение по содержанию текста, при этом дети дают ответы, в которых логическая связь оформлена речевыми средствами, но отсутствует по содержанию (тавтология). Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: При развитии логики мышления необходимо учитывать особенности развития их мышления, типы соотношения наглядных и понятийных форм мышления. Тема занятия 11: Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие мышления, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания. Аутотренинг. Цель занятия: Обесценивание страхов. Умственное развитие детей. Особенности организации занятия с детьми с нарушением слуха: III Развитие мышления Дети с нарушением слуха длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. Это связано с процессом усвоения словестной речи. Рекомендации по проведению занятия с детьми с нарушением слуха: Создание и расширение активного словаря и речевой среды дошкольников. Итак, занятия проводились 1 раз в неделю. Длительность занятий 30 минут, место проведения кабинет психолога, игровая комната. Каждое занятие включало в себя этюды, игры, упражнения. Они короткие, разнообразные, доступные детям по содержанию. В качестве отдыха использовались спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений (ими перемежаются основные занятия). Процесс проведения занятий предполагал гибкость и творчество. Каждое занятие включало в себя: 1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей. 2. Установление контакта. 3. Основная часть занятия, которая была направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.) 4. Игры на повышение двигательной активности. 5. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения. 6. Ритуал прощания. Сначала подводился итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем – сам ритуал прощания, и после все вместе поднимались в класс и там уже прощались. При необходимости детям давалось домашнее задание. Таким образом, для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха нами использовались приемы игровой терапии, ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятиям. Кроме того, вся коррекционная работа строилась на основе личностно-ориентированного подхода, компенсаторных возможностей, особенностей эмоционально-волевой сферы. | |
Просмотров: 3418 | |
Всего комментариев: 0 | |