Главная » Статьи » Школьный психолог

Мир моих чувств и эмоций. Занятие в 8-11 кл
Мир моих чувств и эмоций
Занятие в 8-11 кл.
Цель: Создание условий для обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира, для осознания подростками амбивалентности эмоций.
Задачи:
— развитие навыков, необходимых для уверенного поведения;
— формирование у учащихся умения использовать полученные теоретические знания в практических ситуациях;
— учить анализировать психологическую природу отрицательных чувств и эмоций.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.) Мотивационный блок
Обычно такое занятие мы проводим после диагностирования учащихся по методике «Внутренний смысл выражений». Ребята не очень любят эту диагностику и часто выражают протест. Поэтому им говорится, что после выполнения задания мы обязательно расскажем зачем это нужно было делать.
2.) Информационный блок
После того как была определена последняя пословица, ребята сами подсчитывают количество «+» в колонках.
Ведущий: Посмотрите на заголовки каждого столбца. Все это обычные человеческие проблемы.
Они очень часто присутствуют в нашей жизни, а некоторые неприятные моменты случаются по несколько раз в один день. Жизнь зачастую несет в себе и трагические случаи. И все по - разному справляются с проблемами. для одних — это «удары судьбы», для других - просто очередное испытание. Но бывает, когда создается невыносимая ситуация, когда человек не знает как решить проблему, как выйти из сложившейся трудной ситуации. Он долго страдает, впадает в депрессию и даже решается на отчаянный шаг- лишение себя жизни. Сегодня мы рассмотрим некоторые трудные ситуации нашей жизни и постараемся научиться их разрешать.
Активизирующая игра: «Монстр»
Используется для « разогрева группы», помогает установить контакт друг с другом, снять неуверенность и дискомфорт
(К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?» ).
Ведущий: Как и что мы чувствуем, когда у нас появляются проблемы? Что с нами происходит? В процесс включаются чувства и эмоции.
Упражнение «Словарь чувств»
На доске выписываются всевозможные чувства и эмоции ( не менее 20 ). Одной чертой подчеркиваем те, которые испытывали хотя бы раз. Двойной чертой — часто и крестом отметить те, которые бы никогда не хотели испытывать. Что же получается? Есть чувства, которые приносят вред или абсолютно бесполезные?
Природа наделила нас многочисленными благотворящими эмоциями. Эмоции сопровождают нас неотступно: в одних
случаях они придают яркость и силу различным проявлениям психики -
потребностям и мотивам, настроениям и чувствам, мышлению и памяти, интересам и ценностям, а в других случаях ослабляю или подавляют психические процессы, состояния и свойства.
Психика в нужный момент готова выдать энергетический разряд в виде радости или страха, гнева или агрессии, злости или удивления. Негативные эмоциональные разрядки случаются, когда на пути удовлетворения наших потребностей, интересов, желаний возникают трудности, препятствия, осложнения.
В данном случае эмоциональная разрядка играет мобилизующую роль; человек концентрирует энергию злости, борьбы на защиту своего Я.
Отрицательные эмоции говорят нам, что мы должны искать другой выход из ситуации или чего то добиваться, совершенствоваться, развиваться, стремиться, мыслить в другом направлении, настаивать.
3.) Блок самоанализа.
Упражнение 1.
Что значит пословица: «Утро вечера мудренее» или « Время лечит»?
Когда я, испытывая отрицательную эмоцию, получил пользу? (размышления учащихся)
Работа в парах. Пишут пожелания друг другу: чем заняться, чтобы не принять поспешное, неправильное решение в
критической ситуации (обратиться к психологу, послушать музыку, заняться физическими упражнениями, посоветоваться с
лучшим другом, рассказать родителям, позвонить на телефон доверия, сделать отложенную «на потом» работу...
Упражнение 2. «Что такое обида?» (размышления учащихся).
Обида — это плод нашего сравнения ожидаемого результата с реальными событиями или поведением человека. Способность прощать - качество присущее сильным. Ребята вспоминают ситуации из жизни.
Сочиняем короткое « письмо обидчику»:
а) мы скажем про «него» все, что мы думаем (выговариваются);
б) мы оправдаем «его» (приводят оправдательные аргументы);
в) просто прощаем.
Упражнение 1. «Я - в конфликте» (размышление в группах).
Конфликт — ситуация, когда разные взгляды, интересы, мировоззрение, традиции. Вспомнить конфликтные ситуации из жизни и разобрать их с точки зрения: а) Шварценегерра (голые мышцы); б) классической мусульманской жены ( полной зависимостей и несамостоятельности); в) Эткюля Пуаро (чистый разум).
Медитативное упражнение 4. «Мысленная прогулка по своему телу»
Участники ложатся на заранее приготовленную обойную бумагу 1-1,5 м длинной. Помогают обвести друг другу красками силуэт. Включается спокойная музыка.
Ведущий: Вы проникаете в глубь своего тела. Закройте глаза и посмотрите на себя изнутри, зайдите в каждый уголок вашей души. Последовательно переносите внимание с одной части тела на другую. Начните с пальцев ног, закончите макушкой головы. Задерживайте внимание на каждой точке по 5-7 секунд. Важно не представить часть тела образно, а максимально сконцентрировать на ней внимание так, как будто ваше сознание «слилось» с этой частью тела и больше нечего в мире не существует. Посмотрите какие энергетические потоки движутся по вашему телу. Какими линиями, какого цвета, в каком направлении.
4.) Блок творчества.
Участникам предлагается изобразить свое эмоциональное состояние красками, разукрасив собственный силуэт на бумаге. Желающие показывают рисунок и рассказывают о том, что они изобразили, о своих чувствах.
5.) Завершение занятия.
По кругу участники передают комплимент товарищу справа. Комплимент состоит в том, что называется лучшая волевая или разумная черта соседа, которая всегда восторжествует над эмоциями, в непростой жизненной ситуации. (Например, «В трудной ситуации ты всегда можешь рассчитывать на свое хорошее мышление», «У тебя есть очень хорошее качество — сила воли», «Ты общительный и у тебя очень много друзей — обратись к ним». При этом участники дружески обнимаются.
Категория: Школьный психолог | Добавил: СушковаОльга (23.09.2017) | Автор: Сушкова Ольга Михайловна E
Просмотров: 941 | Теги: эмоции, психолог, чувства | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]