Главная » Статьи » Школьный психолог

Родительское собрание с элементами тренинга на тему: «Первые дни ребенка в школе!» Психологические аспекты адаптации к школе
Родительское собрание с элементами тренинга на тему:
«Первые дни ребенка в школе!» Психологические аспекты адаптации к школе.

Решив проблему уже сегодня, Вам не придётся
думать о ней завтра…
Ребёнок, поступивший в первый класс – это особый ребёнок. Несмотря на то, что ваш ребёнок стал школьником, он всё ещё остаётся ребёнком. Больше всего на свете ему хочется отложить все учебники и поиграть со своими любимыми игрушками. Но современная школа предъявляет всё большие и большие требования к нашим, ещё маленьким детям, и соответственно, к родителям учащихся. Но так как психологические процессы, такие как мышление, внимание, память, восприятие, речь ещё недостаточно сформированы, то тяжёлая школьная нагрузка в первую очередь влияет на нервную систему ребёнка, расшатывает её и, соответственно, приводит к нарушениям в эмоциональной сфере и формированию негативных черт характера. А потом мы спрашиваем себя: «Как мы могли воспитать такого трудного и нервного ребёнка…» И виним в первую очередь себя и свою вторую половину. Следовательно, возникают всевозможные проблемы в семье, которые также влияют на гармоничное развитие ребёнка.
И, следовательно, основной целью семинара является формирование психологических знаний родителей, способствующих сохранению психологического и физического здоровья детей, а также самих родителей за период школьного обучения.
Итак, для начала, давайте вспомним свои, хотя бы первые 2 месяца в школе и попробуем поставить себя на место своего ребёнка – первоклассника.
Задание №1. «Воспоминание»
Инструкция: «Садитесь по удобнее. Для получения большего эффекта вы можете закрыть глаза. Сейчас заиграет музыка и Вы должны постараться вспомнить и прочувствовать эмоции – негативные и позитивные, которые вы уже прочувствовали будучи первоклассником (школа, первый учитель, первые предметы, первые оценки, друзья и т.д.).
Обсуждение:
- Расскажите о чувствах, которые испытали при восстановлении в памяти образа себя как первоклассника.
- Назовите, пожалуйста, негативные эмоции.
(Страх, печаль, агрессия, тревога, горе, страдание, безразличие, стыд, одиночество).
Обратите внимание, и эти же самые чувства часто испытывают Ваши дети, при посещении школы на начальных этапах обучения.
Наверное, некоторым из Вас очень жаль своих ещё маленьких детей, но тем не менее – это наша жизнь. По словам В. Г. Белинского: «Жить – значить чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать…». И поэтому наша задача состоит в том, чтобы помочь своим детям легко адаптироваться к школе и не пережить те негативные эмоции, которые пережили мы с Вами.
Итак, адаптация к школе – это процесс приспособления ребёнка к новым социальным условиям, в данном случае – это к школе. Адаптация у значительного количества учащихся проходит с трудом и влияет на гармоническое развитие личности ребёнка. И родители, как правило, замечают нарушение поведения у ребёнка, ухудшение его здоровья, но не все осознают, что причина этому адаптация к школе.
Трудности адаптационного характера легче преодолеваются тогда, когда с ребёнком проводится большая работа дома. Представьте, новый коллектив, новые незнакомые учителя, которые предъявляют детям свои условия; директор, которого дети часто боятся, новый режим дня. И те дети, у которых возникают трудности при установлении новых контактов, и которые в дальнейшем становятся «изолированными» в классе, а также дети с недостаточной готовностью к школьному обучению, низкой мотивацией к школе, т. е. нежеланием учиться становятся дезадаптированными. Также большое значение имеет самооценка ребёнка. Как правило, дети с заниженной самооценкой с трудом справляются с трудностями в школе и показывают низкие результаты в учебной деятельности. От всего вышеуказанного зависит психологическое и физическое здоровье ваших детей и Вас, родителей.
И те родители, которые вовремя не обратились за помощью в силу придания малого значения проблеме на протяжении дальнейшего школьного обучения пытаются решить вопросы, связанные с непониманием своего ребёнка. Они пытаются исправить ребёнка с помощью строгих методов воспитания, которые детям наносят ощутимый вред. Но так как ваши дети ещё только поступают в первый класс, у Вас есть большая возможность предотвратить нарушение поведения у ребёнка, сохранить его физическое и психологическое здоровье, развить интерес к школьному обучению. И, соответственно, получать лишь положительные эмоции от обучения ребёнка и от его успехов в школьной карьере.
Итак, перед поступлением ребёнка в школу большое значение имеет то, как вы объясните ему школьную ситуацию.
Задание №2. «Ура, я ученик!»
Инструкция: «Вам необходимо подумать и назвать положительные стороны школьного обучения, которые будут мотивировать ребёнка с восторгом ожидать посещения школы».
Обсуждение ответов родителей.
• Не менее важное значение для профилактики школьной дезадаптации имеет то, как вы встречаете ребёнка из школы.
И сейчас хотелось бы предложить вам фразы, которые наиболее часто используют родители, когда дети приходят из школы. Будьте внимательны и отметьте те фразы, которые будут наиболее эффективны для профилактики негативного отношения к школе, установления эмоционального доверительного контакта с ребёнком:
- Что ты получил сегодня?
- Ничего, не расстраивайся, у нас ещё есть время всё исправить.
- Я так и знала! И в кого ты такой уродился!
- Не показывайся мне даже на глаза!
- Ты ведь, оказывается, умница.
- Сколько можно тебе это объяснять.
- Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно.
- Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты.
- Садись и учи ещё раз, а я потом проверю.
- Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
- Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
- Давай ещё раз заглянем в учебник, я думаю, нам это поможет.
- Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!
- Вот придёт отец, он тебе покажет за двойку!
Обсуждение ответов родителей.
Задание №3. «А всё могло бы быть иначе…»
Инструкция: «Я Вам сейчас прочитаю историю и мы все вместе её обсудим».
«Когда он был маленьким, ему позволялось всё: шалить, безобразничать, делать глупости. Родные и близкие восхищались и снисходительно посматривали на выходки сына и внука. Самым весёлым было время, когда он приезжал отдохнуть к бабушке и дедушке в деревню.
И вот он школьник. Сегодня поступил в первый класс. Уже первые школьные дни принесли неудачи. Мама пыталась их замять и исправить. Они вместе делали уроки, но слово «вместе» это слишком громко сказано. Скорее, их делала мама, а сын лишь наблюдал и иногда включался в этот процесс. В школе ему было скучно и неинтересно потому, что там нужно было что-то делать. Дома было тоже скучно и неинтересно, потому что заставляли делать уроки: сначала словами, а затем – с помощью силы. Отец бил, а мама рыдала и умоляла этого не делать.
Однажды сидя с друзьями во дворе, он понял, что домой идти не хочет. И не пошёл. Его находили, возвращали, а он вновь уходил и вновь. Потом он начал приходить сам, но только для того, чтобы взять у родителей денег, которых не хватало на выпивку.
А потом он попал туда, откуда можно возвратиться лишь спустя определённое количество лет.
Когда родители приехали к нему на свидание в тюрьму, он сказал им: «В том, что со мной произошло, виноват не я. Виноваты вы».
Прослушав данную историю, вы наверняка сделали для себя определённые выводы.
Примечание:
Обсуждение основано на ответах родителей на следующие вопросы:
• Ошибки родителей при воспитании ребёнка.
• Разработка объективной системы при воспитании ребёнка.
• Приёмы коррекции поведения родителей и ребёнка.
• Профилактика школьной дезадаптации.
Задание №4. « Девиз семьи»
Для повышения уровня школьной мотивации и профилактики дезадаптации к школе каждому ребёнку необходимо чувствовать поддержку и понимание родителей. Для ребёнка-первоклассника первые дни посещения школы являются стрессовой ситуацией и сбалансировать его эмоциональное состояние, при правильном подходе, сможет каждый родитель. Главными ценностями семьи по отношению к ребёнку должны быть:
- сочувствие
- понимание
- отзывчивость.
При таком подходе ребёнок будет чувствовать себя более комфортно как в школе, так и в семье.
Поэтому, следующее задание, будет направлено как на сплочение детского коллектива с помощью Вас, родителей, так и на формирование чувства собственной значимости для семьи.
Инструкция: «На листе ватмана каждому родителю необходимо прописать девиз семьи».
Обсуждение совместной работы родителей.
Если слово родителей, в свою очередь, будет подкреплено делом, поступком, действием, многие проблемы при воспитании ребёнка будут решены.
Слово – это дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей
(Л. Н. Толстой).
И в заключение семинара мы поговорим о законах родительской истины, которые помогут Вам состояться в качестве родителей. Постарайтесь им следовать в трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка, принимайте его таким, какой он есть и дорожите его любовью к Вам!
1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете Вы.
3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
7. Развивайте в себе чувство юмора. Умейте смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.
8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит.
9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать прежде, чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для Вас, родителей!
И, вообще, помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
Удачи Вам при воспитании своих детей!
Список литературы:
1. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. «Работа психолога в начальной школе».- М: «Совершенство» 1998.
2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
3. Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007.
Категория: Школьный психолог | Добавил: КЗауреш (20.12.2020) | Автор: Кожагулова Зауреш Тимуровна E
Просмотров: 472 | Теги: родители, Тренинги, 1 класс, Адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]