Главная » Статьи » Новые технологии в обучении |
Доклад на тему: Использование игровых технологий на уроках права
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЖОҒАРЫ ТЕХНИКАЛЫҚ МЕКТЕБІ, ЩУЧИНСК ҚАЛАСЫНЫҢ ВЫСШАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Г. ЩУЧИНСК Тема: Использование игровых технологий на уроках права Подготовила преподаватель социально-экономических дисциплин Табакова М.А. 2014 год Введение Поиск новых форм и приемов обучения в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: для демократизации обучения, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личность саморазвивающаяся и самореализующаяся. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта образования. В учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого студента, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой. Раздел I Общее понятие об использовании игровых технологий в процессе обучения предмету Возникновение интереса к содержанию любой дисциплины у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях каждый студент работал активно и увлеченно, и использовать это, как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Надо отметить, что у большинства наших студентов наблюдается отсутствие интереса к учебному процессу, хотя как они утверждают, до пятого класса в школе они были отличниками. Мы ломаем себе голову, какие педагогические технологии и методы необходимо использовать, что бы заинтересовать учащегося. Пытаемся понять, почему до четвёртого класса, процесс обучения давался ребёнку легче… Зависит ли это только от сложности материала, или есть и другие причины. Анализируя данную ситуацию, приходишь к выводу, что в большинстве случаев, «спад» интереса к учебному процессу и как закономерность снижение уровня успеваемости, происходит из-за того, что на смену привычным формам и методам учебно-воспитательного процесса приходят новые, более «взрослые», но, как правило, скучные и неинтересные для детей. Выходом из создавшейся ситуации, видится тесная связь с теми формами и методами, которые активно использовались в начальном звене школы. А там учителя повсеместно, на уроках использовали различные игровые ситуации. И вот, приходит на ум, что может быть через применение игровых технологий мы должны постараться хоть немного активизировать учебно-познавательный процесс наших уже достаточно взрослых детей. В педагогике и психологии теорию игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, Л П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности «Разнообразная» полезность игры известна не одно столетие, однако в современных условиях особый акцент следует сделать на ее роли в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей наших детей, развитии умения самостоятельно добывать знания. В современном педагогическом процессе, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более общей технологии; в качестве занятия или его части (введение, контроль); как технология внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как всё занятие, так и его часть. Проведение игрового урока полностью, не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на наш предмет, а элементы игры удобно использовать практически на любом уроке. Необходимо отметить, что при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений, а также облегчают задачу применения знаний на практике. Уроки с использованием игровых технологий: способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала; развивают творческие способности не только самих студентов, но и учителя; воспитывают веру ученика в собственные силы; учат студента позитивному общению с педагогом и товарищами; формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности; заставляют импровизировать; активизируют самостоятельную деятельность; учат студентов отстаивать свою точку зрения; создают психологический комфорт в аудитории; вызывают интерес у всех учащихся. К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет не только интересно организовывать, но и сделать более продуктивной работу учащихся. При разработке игр необходимо следить за тем, чтобы учебные задания предлагались именно как задания, но студенты при выполнении их все-таки играли. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В первую очередь (по Г.К. Селевко) игры делятся на: физические (двигательные); интеллектуальные (умственные); трудовые; социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие о обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные и творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Наиболее важные из применяемых типов: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные. Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять в рамках изучения любого предмета, любым педагогом. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру учебного материала является эффективным средством активизации учебной деятельности студентов, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры, я считаю, безусловно, заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания. Рассмотрим основные функции игры: потребность в отдыхе; (сменив на уроке вид деятельности, от монотонного и скучного рассказа учителя к быстрому конкурсу, мини-соревнованию, в котором участвуют все учащиеся, мы получаем резкий рост интереса к происходящему, и само собой повышение познавательного интереса); выход избыточной энергии; (в подростковом возрасте в силу чисто биологических факторов студент накапливается огромное количество избыточной энергии, которую на обычном занятии со стандартным набором форм и методов потратить не получится, но игра с её азартом способна поглотить любое количество избыточной энергии); стремление к лидерству; (в юношеском возрасте, в значительно большей степени, чем у взрослых, выражено данное качество. Кому не хочется быть первым? Проявить же лидерство в игре намного проще, чем в других видах деятельности); удовлетворение желаний, невозможных в реальной жизни; удовольствие и удовлетворение от победы. (каждый участник игры стремится к победе, это конечная цель игры, важно разработать такие правила игры, при которых есть обязательно победитель, но не должно быть проигравших, в противном случае интерес к игре будет пропадать, ведь оказаться в числе проигравших для подростка гораздо страшнее любой плохой отметки. Раздел II Практическая часть. Одним из основных принципов в дидактике был и остается принцип активности ребенка в процессе обучения. Игровые технологии активизируют и интенсифицируют деятельность учащихся. Если говорить о таком предмете, как право, то это достаточно сложный и серьезный предмет и именно поэтому для более успешного усвоения материала по данной дисциплине, игра просто не заменима. Создание игровых ситуаций на уроках права повышает интерес к содержанию данной дисциплины, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования и взаимопомощь. Первый практический пример, который я хочу привести, безусловно, был использован каждым педагогом – это кроссворд. Как известно, правовые курсы отличаются большим количеством понятий и терминов. Для того чтобы обеспечить их запоминание, педагог прибегает к дидактическому кроссворду. Дидактический кроссворд. Использование дидактического кроссворда позволяет формировать теоретические знания, а именно: углублять и расширять их, проверять уровень усвоения новых понятий и терминов, обогащать словарный запас студентов, развивать умения правильно его применять. Опыт показывает, что, чем больше кроссвордов решается на уроках права, тем богаче понятийно-терминологический запас знаний студентов, а, следовательно, выше уровень усвоения материала. Дидактический кроссворд развивает навыки работы с различными источниками информации: учебными пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями. Учебный кроссворд должен быть простым по форме и использованию, может включать в себя ключевые понятия одной темы, главы или раздела. На уроках права могут быть использованы разные виды дидактических кроссвордов. Это могут быть кроссворды: на «доработку» или так называемый кроссворд с подсказкой; «пустые» кроссворды. Методика работы с дидактическим кроссвордом (так называемым пустым) выглядит следующим образом. Студенту дается задание: «решите кроссворд по теме…». Задание к кроссворду на «доработку» предлагается, как правило, студентам с невысокими интеллектуальными возможностями: «Заполните буквами свободные клетки». Следующее по сложности задание – задание на самостоятельное составление кроссвордов. Оно может быть рекомендовано в качестве домашнего задания. Одно из главных требований к составлению кроссворда – наличие конспекта, так как словник формируется именно на его основе. Студентам может быть предложена памятка «Как составить кроссворд»: Составьте словник, то есть список (перечень) слов, которые должны войти в кроссворд. Для этого найдите в своем конспекте юридические понятия и подчеркните их. Выпишите эти понятия на отдельный лист, желательно в клетку. Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы. Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали. Пронумеруйте слова. В соответствии с номерами выпишите определения юридических понятий. Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать количеству букв в слове). Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий). Оформите кроссворд. Подпишите его. Основная дидактическая задача, которая решается в процессе самостоятельного составления кроссворда, состоит в формировании умения осознавать толкование термина, осмысливать его и адекватно применять в учебной деятельности. При оценке кроссворда учитывается точность правовых формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения. Работа по составлению кроссвордов может быть завершена конкурсом кроссвордов. Значение использования дидактических кроссвордов в правовом обучении обусловлено, прежде всего, тем, что в процессе работы воплощается представление о предмете науки как цельной и стройной системе. Дидактический кроссворд – это прием проблемного обучения, направленный на длительное эмоционально осознанное запоминание. Вариантом усиления игрового характера данного приема может служить составление так называемых «фамильных» кроссвордов, где основным словом, расположенным по вертикали, служит не основное понятие пройденной темы, а фамилия студента. Правовой диктант. Одна из важнейших задач правового обучения состоит в том, чтобы сформировать навык опознания правовой ситуации, отрасли права, источника права, правонарушения и т.п. Для решения этой задачи педагог может воспользоваться игровыми формами с условным названием «правовой диктант». Правовой диктант может быть направлен на классификацию понятия или явления по определенным признакам, например, по умению отличать юридическую ситуацию от моральной. Задание: Определите, в какой ситуации нарушены нормы морали, а в какой нормы права. Заполните таблицу, проставив в нужную графу номера ситуаций. 1. Преподаватель подошла к сидящему в коридоре студенту и стала с ним разговаривать, он, продолжая сидеть, охотно отвечал на вопросы. 2. Студент бросил окурок на пол в коридоре учебного заведения. 3. Студент опоздал к началу практических занятий на 30 минут без уважительной причины. 4. Студент К. сегодня утром не поздоровался с директором. 5. Студент не уступила место в автобусе пожилому пассажиру. 6. Студент изготовил самостоятельно нож. 7. Группа студентов после 11 часов в общежитии шумно играла в карты. Нормы морали Нормы права 1, 4, 3,5 2, 6, 7 После того как задание будет выполнено, можно попросить студентов поменяться тетрадями и провести взаимопроверку. Проверяя работу, студент будет вовлечен в процесс активного повторения учебного материала и скорректирует свои собственные знания. Кроме того, изменение роли студента на роль так сказать «сопедагога» позволяет создать условия для «проживания» чувства ответственности. Применение методики «правовой диктант» позволяет стимулировать активность учащихся, их познавательные интересы, интенсифицируя опрос, экономя время. Ролевая игра. Исходя из того, что правовые знания нужны студентам, как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл, необходимо использовать такие методы обучения, которые представляют собой руководство, как применять правовые знания в реальной жизни. Создание учебных ролевых ситуаций обеспечивает взаимосвязь понятийного уровня сознания с поведенческим. В учебной ситуации присутствуют признаки проблемной ситуации, что побуждает студента конструировать ту или иную модель собственного поведения, программировать его последствия. Основные признаки ролевой игры: Воображаемая, искусственно моделируемая ситуация; Наличие у студентов определенных ролей как участников игры; Студенты становятся «участниками» событий, перевоплощаются в других людей, пытаясь представить их мысли, чувства, побуждения. Игра будит фантазию, воображение детей. Увлеченность процессом игры приводит к непосредственному, открытому выражению ее участниками своих мнений, суждений, оценок, переживаний по поводу предлагаемых ситуаций. И если педагог, помимо традиционных целей и задач урока, сформулирует диагностическую цель, например, получить более ясное представление об уровне и характере правосознания своих студентов для максимальной реализации воспитательного потенциала правового образования, то такая ролевая игра может быть определена как диагностическая. Модель ролевой игры может конструироваться по-разному. На уроках права целесообразно применять игру, построенную в соответствии с логикой мыслительного процесса: постановка проблемы или вопроса предположение о путях решения поиск ответа проверка правильности предположения применение полученных знаний. Преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Примером может служить ролевая игра-имитация «Допрос потерпевшего», игра «Устное заявление о преступлении», «Прием в юридической консультации», «Заключение брачного договора», «Прием на работу» «Суд присяжных» и другие. Основная цель - тренировка неподготовленной речи. Деловая игра и моделирование. Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Во время проведения деловой игры участники погружаются в смоделированную ситуацию (проблему), взятую из реальной жизни, либо же вымышленную. Участникам предлагается решить проблему, следуя предложенным правилам и условиям. Примером деловой игры может служить «Судебное заседание по уголовному делу». «Разрешение трудового спора в согласительной комиссии». «Судебное заседание по гражданскому делу», «Твоё право» - для развития правовой культуры, «Создание правового государства» в рамках Конституционного права, «Роль прокуратуры в защите прав граждан» и т.д. Деловые игры являются одной из самых сложных образовательных технологий, поэтому требуют определенной предварительной подготовки учащихся. Деловые игры способствуют приобретению тех же навыков (умений), что и ролевые игры, а, кроме того, позволяют глубоко вжиться в проблему, понять ее изнутри. В процессе проведения деловых игр учащиеся знакомятся с общечеловеческими ценностями, обучаются моделям поведения, присущих правовому государству. В процессе деятельности имитируется внешняя форма решаемой проблемы: роли, профессиональная лексика, обязательные атрибуты. В результате проведения деловых игр студенты быстрее будут понимать, как функционирует гражданское общество. Образовательные игры В отличие от ролевых и деловых игр, образовательные игры строятся не на жизненных ситуациях и проблемах, а на некоторых абстрактных правилах. Примерами могут служить интеллектуальные игры (по типу «брейн-ринга», «Умники и умницы» КВН). Например: игра «Гражданином быть обязан» (на знание прав, свобод и обязанностей гражданина и человека), «Участники уголовного процесса» (интеллектуальные игры в команде), «Выбор есть всегда» (по вопросу избирательного права). Игры с понятиями, словами также можно отнести к образовательным играм. Как правило, образовательные игры нацелены на усвоение информации и на развитие навыков мышления. Использование образовательных игр делает занятие более насыщенным, продуктивным, а главное, интересным для студентов, что позволяет педагогу выполнить основную задачу в своей деятельности: привить стойкий интерес к учебному процессу и изучаемому предмету. Игры для проверки знаний. Для работы с терминами использую игру с правилами «Переводчик». Некоторые определения усваиваются с трудом из-за сложности научного языка. Студенты зазубривают их, не понимая смысла. В данной игре детям предлагается сказать определение другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Игра «Реставрация» В ней сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой студентов к умению создавать конспект и работать с ним. Педагог может представить игру примерно следующим образом: «Представьте себе, что вы — работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст». Например: Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства, наследственный монарх, одновременно являлся первым жрецом и единственным землевладельцем. Большую часть населения составляли бесправные, подневольные общинники (простолюдины). Отношения между этими сословиями были напряженные: в стране часто вспыхивали заговоры и перевороты. Одним из самых влиятельных политических учений Древнего Китая было Конфуций (Кун Фу - Цзы, 551 - 479 г. до н.э.) являлся родоначальником философской и политической мысли Китая. Его политическое учение исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль. И на такие этические понятия, как «взаимосвязь», «золотая середина» и «человеколюбие». Конфуций полагал, что эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми.«Благородные мужи»(правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель - это отец, а подданные - его сыновья. Игра «правовая почта» Студентам предлагается два и более конверта, на лицевой стороне которых указано, правовое определение (вопросы пройденной темы и т.д.), и карточки с отдельными словами от данного определения. Студенту необходимо разместить карточки со словами в конверты, в соответствии с содержанием правового определения (вопроса темы). Например: На карточках даны следующие надписи: Республика; объект преступления; штраф; монархия; субъект преступления; арест; не ограниченная власть; лишение специального права; вина, мотив и цель; избирается или формируется на определённый срок; преступное действие и т.д. Задача: отобрать в свой конверт все, что характеризует выбранный вопрос (определение), главное не ошибиться адресом. Игра «Третий лишний» Определить какое слово лишнее в цепочке… Например: Преступление, наказание, брак. Алименты, дети, выборы. Штраф, административный арест, брачный договор. Цепочки можно создавать и более длинные, в зависимости от курса и уровня подготовленности студента. Для закрепление пройденного материала удобно использовать следующий игровой приём: Игра «Гипермнезия» Студенты делятся по подгруппам (по четыре человека) выбирается один представитель. На листочках бумаги, каждый должен написать, как можно больше правовых названий, упоминающихся на данном занятии. Побеждает тот, который запомнил больше правовых названий. Проверку и подсчёт, проводит представитель подгруппы (как правило, студент хорошо обучающийся). Игра «Что такое» Игра проводится на этапе контроля, после изучения какой-либо темы. Студентам предлагаются карточки с надписанными на них названиями различных правовых терминов и понятий. Задача грающих – дать подробное объяснение значениям этих слов. Например: Заключение Применение на занятиях игровых технологий является ценным средством воспитания умственной активности учащихся, они активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания. Учащиеся охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Они помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное, рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний. На обычном занятии нетрудно указать источник знаний, это педагог — лицо обучающее. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры, и студент, и педагог, в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво, и практически всегда добровольно и желаемо. Список использованной литературы. 1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М., 1987. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. – 346 с Гарипов Х. Играя – воспитываем // Учитель. – 2007. - № 3. – С. 72-74. 3. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. – 2002. - № 12. – С. 57-62. 4. Даулетова С.С. Дидактические основы развития обученности учащихся в условиях применения педагогических технологий // Білім. Образование. – 2007. - № 2. – С.71-73. 5. Дюсембекова Б. Технологии модульного обучения // Классный руководитель. – 2003. - № 5. – С. 35-38. 6. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д, 2004. – 384 с. 7. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов н/Д, 2001. – 176 с. 8. Караев Ж.А. Педагогические технологии как средство повышения качества обучения // Творческая педагогика. – 2007. - № 1. – С. 29-37. 9. Кудиярбекова Г.К. Игровые технологии в учебном процессе // Бастауыш мектеп. – 2007. - № 4. – С. 35-36. 10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320 с. 11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998. – 358 с. 12. Торшина Н.М. Актуальность применения педагогических технологий как альтернативы традиционной // Менеджмент в образовании. – 2004. - № 3. – С. 20-24. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов: 1. www.openclass.ru 2. www.igrobank.ru 3. www.sgu.ru 4. www.nauka-shop.com 5. www.petropavl.kz 6. www.naurok.ru 7. www.yspu.yar.ru | |
Просмотров: 3641 | | |
Всего комментариев: 0 | |