Главная » Статьи » Новые технологии в обучении

Развитие критического мышления на уроках информатики
Учителя и профессора всего мира во все времена пытались, пытаются и будут пытаться развить способность своих учеников и студентов мыслить критически. Термин «критическое мышление» известен давно из работ известных психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Д. Хапберна, в профессиональном языке педагогов-практиков в странах постсоветского пространства его стали употреблять сравнительно недавно. Известны недавние работы таких психологов, как Е. Е. Ивуниной, А. В. Бутенко, Е. А. Ходоса, В. Ф. Турчина и многих других, подробно рассматривающих проблемы развития критического мышления как такового.
Так что же такое критическое мышление? Вышеупомянутый психолог Дайана Хапберн определяет критическое мышление как «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата [1, 22]. Иными словами, это некая полезная функция осмысления происходящего, способствующая наиболее быстрому и эффективному способу решения той или иной проблемы.
На основе вышесказанного, обозначим основные признаки критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
2. Критическое мышление – обобщенное мышление (информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления). Именно благодаря знанию человек может добраться до сути какого-либо явления, прежде переработав огромное количество информации;
3. Критическое мышление является проблемным и оценочным, оно начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации (человек, мыслящий критически, пытается решить проблему путем обоснованных, аргументированных доводов);
5. Критическое мышление есть мышление социальное (в споре рождается истина, лишь находясь в обществе можно проверить и усовершенствовать свои мысли) [2, 5].
Существует так называемая педагогическая технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Джинни Стилом, Куртис Меридит и Чарльзом Темплом. В процессе проведения такого урока учитель перестает быть основным источником информации, он лишь задает общее настроение урока и направляет учеников в их поиске ответов на интересующие их проблемы. Интересно то, что сколько бы ни существовало правил проведения уроков для формирования критического мышления, все они направлены на то, чтобы раскрыть творческий потенциал учеников или студентов, заинтересовать их в процессе обучения, чтобы они перестали быть всего лишь потребителями информации, но сами стали исследователями.
Ниже представлены элементы уроков информатики, использование которых способствует развитию критического мышления учащихся:
Элементы урока, направленные на развитие способности прогнозировать:
Методический прием «Правда / неправда». Ученики делятся на 2, 3, 4 или более групп в зависимости от числа учеников в классе. Каждой группе раздаются по две таблички с надписями «правда» и «неправда». Затем учитель читает некоторые утверждения, в это время ученики совместно решают, может ли данное утверждение быть правдой или нет. Посовещавшись, они вместе «выносят вердикт». После этого учитель переходит к объяснению темы урока. Затем учитель читает ранее прочитанные утверждения еще раз и ученики снова решают, какое из них является правдой, а какое – нет.
Например, список утверждений к теме «Техника безопасности и организация рабочего места»:
1. Нужно садиться за компьютер с тщательно вымытыми мокрыми руками (правильный ответ: нельзя прикасаться к технике мокрыми руками);
2. Можно заходить в компьютерный класс только после разрешения учителя;
3. Если компьютер перестал работать, нужно самостоятельно проверить все провода (правильный ответ: сообщите преподавателю о неполадках);
4. Туловище должно находиться от стола с компьютером на расстоянии 5 – 6 см (правильный ответ: 15-16 см);
5. Если началась гроза, следует выключить компьютер и все электрооборудование.
Такое задание способствует не только умению прогнозировать, но также улучшает отношения в группе, развивает навыки общения. В любом случае, ученики настраиваются на изучение темы, выделяют какие-то спорные моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.
Элементы урока, направленные на развитие навыков работы с текстом:
Методический прием «Новостная лента». Ученикам в группах по 4 человека раздаются разные короткие тексты о каком-либо устройстве компьютера или краткая информация о программе, событии информационного мира. Ученики должны внимательно прочитать свою информацию и рассказать другим внутри группы. Затем учитель задает вопросы, проверяя, как ученики усвоили информацию. Возможно также составление учениками презентации по выбранной теме.
Методический прием «Кластер». Как известно, кластер – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. При использовании данного приема ученики должны в течение 5 минут выписать и графически изобразить основные ключевые понятия изучаемой темы в рамках изучаемой программы на своих компьютерах. Затем каждый делится тем, что у него получилось.
Элементы урока, направленные на умение творчески интерпретировать информацию:
Методический прием «Цветовая гамма». Данный прием направлен на то, чтобы учащиеся подобрали свое собственное оформление задания, презентации, картинки или ролика в зависимости от того, какие они хотят вызвать эмоции у других людей. Каждому ученику раздается таблица с влиянием цвета на реципиента, он в свою очередь сам решает, какие цвета использовать в своей работе. Затем работа каждого ученика анонимно оценивается другими учениками на предмет того, какие эмоции она вызывает у других учеников. Таким образом, ученики учатся оценивать то, как на самом деле их работа влияет на других людей.
Красный – Согревающий, активный, энергичный, теплый.
Синий - Успокаивающий, угнетающий, затормаживающий.
Зелёный - Успокаивающий, освежающий.
Жёлтый - Радостный, тонизирующий.
Использование данных методических приемов способствует снятию напряжения в классе, впоследствии ученики способны легче усваивать информацию, реализовать свои потребности и решать проблемы легче и эффективнее.
Литература:
1. Халперн Д. Психология критического мышления.— СПб.: Питер, 2000.— 512c.— с.22.
2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Газета Русский Язык. – 2002. – №29. – С. 5-6.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: ООО (03.04.2015) | Автор: Ржаницына Ольга Васильевна E
Просмотров: 1109 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]