Главная » Статьи » Новые технологии в обучении

рефлексивный отчет
Рефлексивный отчет по уроку математики
во 2 классе

При планировании уроков по математике во втором классе, стараюсь внедрить все 7 модулей Программы, продумываю какие стратегии лучше подойдут для темы данного урока. Свой урок я начала с создания коллаборативной среды, с которой мои ребята уже были знакомы. На уроках мы часто проводим «Круг радости», где ребята с удовольствием высказывают свои пожелания друг другу. Используя ресурсы модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», первой задачей этого урока я поставила улучшение микроклимата в классе, поэтому урок я начала с тренинга, направленного на сближение коллектива. Проведение тренинга на сближение коллектива класса было необходимо, я чувствовала, что за лето, отношения у некоторых ребят стали напряженными.
Ученые утверждают, что обучение и развитие происходит в тот момент, когда дети младшего возраста взаимодействует со средой и окружающими их людьми. На первом этапе урока я предложила учащимся разделиться на группы для дальнейшей работы. Так как именно работа в группе развивает взаимообучение. Когда дети были рассажены в группы по новому, это вызвало неудовольствие у Лизы и Кирилла, пришлось поменять их местами по ходу урока.
Для поддержания коллаборативной среды, я предложила группам сказать пожелания для хорошей работы на уроке. Правила были обговорены и приняты ещё в первом классе,но мне пришлось довольно часто на уроке напоминать об этом.
На самоопределение учебной деятельности, я задала вопрос, предугадав то, что любимым школьным предметом у детей является математика. Значит, мои ученики хотят заниматься вместе со мной математикой и в дальнейшем. Получив положительный ответ, я пожелала всем хорошего настроения. Урок проводился по теме: проверка действий сложения и вычитания. Приём письменного сложения и вычитания с переходом через десяток. Цель урока: научить решать примеры, используя приём прием добавления (убавления) до десяти, путем разложения второго числа на удобные слагаемые; обучить составлению алгоритма. Для достижения цели урока учащиеся должны были решить следующие задачи: использовать метод прибавления и вычитания единиц до полного десятка, развивать умение решать задачи изученных видов, применяя вычислительные навыки; развивать логическое мышление, память, речь ; повторить устную и письменную нумерации чисел в пределах 20 ,воспитывать познавательную активность.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывали проект будущих учебных действий: ставили цель, строили план достижения цели, предполагали выбор метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств, строили план достижения цели. Осталось только проверить решение примера, т.е. приступить к реализации проекта. После выполнения действий, ученикам был задан вопрос о том, как можно проверить действия (сложение, вычитание). Дети отметили, что сложение и вычитание взаимообратные действия. Итак, группа №1 первая смогла ответить на вопрос учителя: Чему будем учиться на уроке? ( Складывать однозначные числа, чтобы в результате получилось двузначное число) Я сделала вывод, что ученики сами могут определять тему урока, выполнив определённое задание.
Однако, меня интересовало на какие знания смогут опереться ребята, продуктивно поработать на уроке. Для этого необходимо было создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделить содержательную область («могу») для этого в урок я включила критерии успешности «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал» На последний критерий учащиеся должны были ответить в конце урока.
Игровым моментом в течение всего урока стад поход в зоопарк.
Устный счёт состоял из заданий, направленных на проверку знания о составе чисел. Выполнить взаимопроверку, учащиеся смогли сравнить свои результаты с правильными ответами, показанными на доске и оценить товарища. С заданием учащиеся справились успешно, взаимопроверка показала, что 5 человек получили «пятёрки» и 8 человек «четвёрки» Дети с удовольствием аплодировали отличному результату. Но, к сожалению Дамир, Арина, Артем не справились с заданием
В целях развития критического мышления я решила использовать работу в парах. Ребятам было предложено задание на логическое мышление. Дети работали в паре и выставляли оценку на полях простым карандашом. Я ввела в правило, аплодисментами приветствовать удачно выполненное задание, как всем классом, так и индивидуально.
Следующий этап предполагал подготовку мышления детей к проектной деятельности. Была организована подготовка и мотивации учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: это актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий и тренировка соответствующих мыслительных операций.
В завершении этапа создано затруднение в индивидуальной деятельности учащимся, которое должно фиксироваться ими самими. Дети сразу определили, что представленные выражения можно разделить на несколько групп: примеры на сложение, примеры на вычитание и т д. Каждая группа высказывала свои предположения. А вот вопрос: в какую группу поместили бы выражение 6+7, 13- 6 - не вызвало затруднение. Дети уверенно определили, что это обратные примеры, осталось соединить примеры друг с другом. На данном этапе произошло открытие детьми нового знания. Выполнив действия, учащиеся правильно смогли отнести выражения к определённой группе и выйти из затруднения. Работу выполняли учащиеся самостоятельно, только необходимость была в напоминании правил сложения и вычитания с переходом через десяток . При выполнении самостоятельной работы учащиеся отметили, что преследовали цель сравнить результаты своих вычислений.
Объяснить, как выполнить это действие по представленным на постере примерам выразили желание Павел. и Ирина. Внимательно выслушав, ребята с уверенностью приступили к решению примеров данного вида. Взаимопроверка в группе показала, что некоторые учащиеся были так самоуверенны, торопились и допустили ошибки в записи примеров. В группе № 3 Арина решила только два примера, очень медлительная девочка, но эти два примера она выполнила правильно. Неуверенность проявил Амир, он просил консультацию при решении примеров, сигнализируя мне при помощи поднятой руки.
Ребята приступили к сравниванию результатов с образцом. Оценивать работу, я предложила ученикам по шкале умения. «Справился неплохо», «Справился плохо», «Справился хорошо», «Справился отлично».
Так было организовано самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организована самопроверка на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Для эмоциональной разгрузки и поддержания здоровья детей, была проведена музыкальная физминутка. Проведение физминутки было поручено весёлому Компьютеру, движения которого дети с удовольствием выполняли. После выполнения танцевальных упражнений под задорную музыку учащиеся взбодрились.
Теперь им предстояло организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания. На вопрос учителя: Где вы можете применить свои знания? Ребята ответили, что решая задачу. Составление и решение задачи №4 было предложено учащимся на странице22 учебника математики. Каждой группе предстояло отобразить на постере решение задачи.
Далее каждая группа должна была представить решение задачи всему классу.
Я считаю, что таким образом ученики через социальное взаимодействие вовлечены в обсуждение, диалог и аргументацию. А значит, они могут высказать свою точку зрения, а также рассмотреть точку зрения других. Я хотела, что бы каждый участник группы проявил себя в работе. Во время урока я заметила, что в работу включились не все учащиеся. После урока я попросила высказать их точку зрения по уроку. И большинство учеников были заинтересованы в такой форме обучения. А некоторые ученики высказались, что так им удобнее работать, потому что они могут опираться на работу своих одноклассников. Я также заметила, что дети сами распределили роли, для выполнения задания. Меня удивило, как некоторые ребята выдвигали себя в роли спикеров и их поддерживали. Я сделала выводы, что групповая работа развивает учащихся, дает возможность каждому ребенку высказать своё мнение. В тоже время такие дети, как Лиза Кристина, Кирилл не хотят уступать лидерство, в группах возникают конфликты.
Наблюдая за работой группы, в которую вошли Дима. Яна, Айдана. и Радмир, могу отметить, что первыми на предложенное задание отреагировали Дима и Айдана. Быстро сообразив, Дима предложил как лучше на его взгляд, оформить условие задачи. Остальные , согласившись с ним, начал давать конкретные указания, что и как писать. После некоторого колебания. Яна, взяв маркер, начала точно выполнять указания Димы и Айданы. Вся работа была сделана хорошо, разногласий в группе не было. Это значит, что коллаборативная среда помогла ребятам правильно распределить роли в группе. По- окончании оформляя ответ, возникло замешательство, именно Дима взял инициативу на себя, проявив лидерские качества и записал необходимый ответ задачи. К сожалению, Дамир не участвовал в обсуждении, но на вербальном уровне отражалась его заинтересованность совместным действием.
Все группы решили задачу правильно, что безусловно меня порадовало. Для оценивания работы групп, я предложила стратегию «+,-, интересно». Такая работа учеников, ведёт к осмыслению материала, к сравнению того, как выполнили работу другие группы, к анализу сведений.
Решая задачу, три группы из пяти применили навык письменного сложения и вычитания раскладывая на удобные слагаемые, другие эти вычисления выполнили устно.
Устный анализ задачи показал, что дети хорошо представляют, о чём идёт речь в задаче, какое действие они будут выполнять.
В конце урока сначала оценила работу всего класса я сама, используя формативное оценивание. А вот оценить свою работу ребятам было предложено заполнить третью графу (Что узнал на уроке)
Проводя рефлексию урока, я хотела научить учеников, не бояться показывать своё отношение к уроку. Мне было важно увидеть, какие эмоции наполняют учащихся, удовлетворила ли я их потребности. Для этого ученики определили справились ли мы с задачами урока, а так же отобразили свое настроение в конце урока. Здесь я использовала стратегию «Цветные стикеры». Ученику предоставляется возможность проанализировать свою работу и выразить своё отношение к уроку. Я считаю, что таким образом развивается процесс саморегуляции. Я увидела, что почти все ученики отметили свое хорошее настроение, и лишь четверо детей высказали свою неудовлетворённость уроком в целом. Я поняла, что на их оценку повлияло то, что к ним в группе не прислушивались и они не смогли побороть свою робость. Для себя я решила, проследить за ними на последующих уроках.
Анализируя урок, я пыталась ответить на два вопроса: чему научились ученики на этом уроке? Чему научилась я?
Отвечая на первый вопрос, я сделала выводы, что учащиеся на моём уроке смогли взаимодействовать в группе. Они активно работали над заданиями, слушали мнение друг друга, старались внимательно выслушать друг друга, выдвигали гипотезы и приходили к разным решениям задания.
Чему же научилась я? Я научилась создавать благоприятную для обучения атмосферу, коллаборативную среду, для повышения мотивации учащихся. Научилась делить учеников на группы, в которых ученики с разной успеваемостью активно взаимодействовали друг с другом. Конечно, возникли и трудности в процессе проведения урока. Некоторые группы очень долго работали над предложенным заданием. Но не всё запланированное удалось осуществить на данном уроке.
Я сделала выводы, что на уроке достаточно использовать некоторые стратегии и правильно формулировать задание, тогда это приведет к интеграции семи модулей.
Какие изменения мне надо внести в свою работу для улучшения преподавания? Развивать социальное взаимодействие, саморегуляцию, самооценивание, взаимооценивание. Для меня важно слышать голос ученика, это содействует развитию самоуважения у учеников, позитивному отношению к школе и обучению, формированию положительных эмоций к учителю. Вовлекать учащихся в обсуждение, диалог и аргументацию. При групповой работе применять задания, которые будут побуждать учащихся к трем видам беседы. А также, в дальнейшей работе опираться на девять принципов эффективного преподавания и обучения. При проведении последующих уроков продолжать использовать работу в паре, развивать коллаборативную среду, использовать стратегии для осуществления взаимосвязи семи модулей программы, развивать умение задавать вопросы высокого порядка.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: нЕВАЛЯШКА (28.10.2015) | Автор: Дубовик Любовь Васильевна E
Просмотров: 3547 | Теги: коллаборативная среда, взаимооценивание, самооценивание | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]