Главная » Статьи » Новые технологии в обучении |
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
СОШ №81, г. Караганда. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Перед образованием, а в частности перед учителями выделяется приоритетное направление деятельности, обозначенное главой государства Н.А.Назарбаевым: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». [1]. Основополагающим при рассмотрении взаимосвязи понятия «умение» до определения понятия «способность», в современных педагогических работах следует опираться на определение функциональной грамотности Л. Рождественской и И. Логвиной, основывающееся на понятии «способность»: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений» [2]. При рассмотрении различных источников касающихся проблемы функциональной грамотности, ярко выделяются несоответствия, существующие на данный момент в образовании, выделяющий важность рассмотрения данной темы: * Недостаточный уровень выпускников со способностью к принятию и нахождению самостоятельного решения не по образцу. * Низкий уровень готовности к самообразованию учащихся. На данный момент времени образование в большей части нацелено не на личностно – ориентированный компонент, способствующий адаптации, функционированию и развитию личности, а на общеучебные знания, умения и навыки. Связи с этим в итоговой деятельности учителя раньше не обозначалась функциональная грамотность, из-за недостаточной сформированности, связанны трудности с организацией и процессом формирования данного понятия. Традиционного образования на данный момент не достаточно, преимущественное количество учащихся заинтересованно в получение наилучшего образования. Применение ИКТ на уроках позволяет в достаточной мере удовлетворить потребность учащихся. При проведении урока необходимо внедрять и активно использовать следующие виды деятельности: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту, использование интерактивной доски. Уроки проведенные в данном направлении гораздо больше интересуют учащихся, применение компьютера позволяет моделировать и визуализировать различные физические эксперименты, предоставляет возможность самостоятельного исследовательского поиска. Самостоятельность учащихся является важным критерием возникновение субъектных качеств у школьника. Учебная деятельность не может быть сформирована вне учебного процесса, в отличие от познавательной. * Непосредственное сопутствие коллаборативной среды в процессе обучения, дает чувство защищенности и раскрепощения учащихся. * Чтобы развить самостоятельный поиск решения задачи, необходимо развивать и формировать саморегулирование. * Формирование критического мышления, способствует сопоставлению, анализу и оценке информации, которые служат началом к действию. * Применение личностно ориентированных и проблемно – диалогических технологий позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность. * Применение совместного обсуждения как психологическое содействие в выборе наиболее продуктивного процесса и метода решения. Между тем планируемый переход на 12-летнее образование зависит не только от обновления, создания и пересмотра учебных программ, но и от успешного внедрения в учебный процесс, учителем различных форм и методов учитывающий различные особенности и потребности учащихся, для формирования функциональной грамотности учеников. 1. Н.А. Назарбаев. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» [Электронный ресурс] 2. Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. / Л. Рождественская, И. Логвина. [Электронный ресурс] | |
Просмотров: 1875 | |
Всего комментариев: 0 | |