Главная » Статьи » Новые технологии в обучении

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Рукина Т.А.,

СОШ №81, г. Караганда.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Перед образованием, а в частности перед учителями выделяется приоритетное направление деятельности, обозначенное главой государства Н.А.Назарбаевым: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». [1].

Основополагающим при рассмотрении взаимосвязи понятия «умение» до определения понятия «способность», в современных педагогических работах следует опираться на определение функциональной грамотности Л. Рождественской и И. Логвиной, основывающееся на понятии «способность»: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений» [2].

При рассмотрении различных источников касающихся проблемы функциональной грамотности, ярко выделяются несоответствия, существующие на данный момент в образовании, выделяющий важность рассмотрения данной темы:

* Недостаточный уровень выпускников со способностью к принятию и
нахождению самостоятельного решения не по образцу.

* Низкий уровень готовности к самообразованию учащихся.

На данный момент времени образование в большей части нацелено не на личностно – ориентированный компонент, способствующий адаптации, функционированию и развитию личности, а на общеучебные знания, умения и навыки. Связи с этим в итоговой деятельности учителя раньше не обозначалась функциональная грамотность, из-за недостаточной сформированности, связанны трудности с организацией и процессом формирования данного понятия.
Традиционного образования на данный момент не достаточно, преимущественное количество учащихся заинтересованно в получение наилучшего образования. Применение ИКТ на уроках позволяет в достаточной мере удовлетворить потребность учащихся. При проведении урока необходимо внедрять и активно использовать следующие виды деятельности: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту, использование интерактивной доски. Уроки проведенные в данном направлении гораздо больше интересуют учащихся, применение компьютера позволяет моделировать и визуализировать различные физические эксперименты, предоставляет возможность самостоятельного исследовательского поиска.

Самостоятельность учащихся является важным критерием возникновение субъектных качеств у школьника. Учебная деятельность не может быть сформирована вне учебного процесса, в отличие от познавательной.

* Непосредственное сопутствие коллаборативной среды в процессе обучения, дает чувство защищенности и раскрепощения учащихся.

* Чтобы развить самостоятельный поиск решения задачи, необходимо развивать и формировать саморегулирование.

* Формирование критического мышления, способствует сопоставлению, анализу и оценке информации, которые служат началом к действию.

* Применение личностно ориентированных и проблемно – диалогических технологий позволяющая формировать организационные,
интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность.

* Применение совместного обсуждения как психологическое содействие в выборе наиболее продуктивного процесса и метода решения.

Между тем планируемый переход на 12-летнее образование зависит не только от обновления, создания и пересмотра учебных программ, но и от успешного внедрения в учебный процесс, учителем различных форм и методов учитывающий различные особенности и потребности учащихся, для формирования функциональной грамотности учеников.

1. Н.А. Назарбаев. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» [Электронный ресурс]

2. Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. / Л. Рождественская, И. Логвина. [Электронный ресурс]
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: rukinatanya (01.02.2016) | Автор: Рукина Татьяна Аркадьевна E
Просмотров: 1816 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]