Главная » Статьи » Новые технологии в обучении

Мастер-класс "«Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»."
Тема: «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения».
Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать»

Ресурсы:
• Маркеры, бумага
• Карточки
• Видеоролики:
• Презентация «Критериальное оценивание».
Ход семинара:
Психологический настрой на работу.
Упражнение «Взаимные презентации» 2 мин
Инструкция: Задача: больше узнать о партнере.
Разбить на пары. Вам дается 2 минуты на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее. Другие же участники слушают, верно и сжато передают информацию услышанную от партнера.
Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие важные вопросы:
Меня зовут ….
• Предмет моей гордости;
• Что я умею делать лучше всего;
• Какие качества я наиболее ценю в людях?
Ваша задача построить вашу презентация за 60 секунд. Ровно через минуту я прерву монолог.
Рефлексия. Что нового для себя вы узнали об этом человеке (30 сек)
Похвалить. Три хлопка.
Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто провели взаимопрезентацию друг друга, но и были вовлечены в процесс самооценивания и взаимооценивания.

Оценка? Человек пусть не употребляет часто в речи это слово, но ее применение использует каждый день. Когда кушает, когда одевается и т.д. Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания? По мнению Александера, «за любой формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия».
Итак, тема нашего семинара «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения».
Цель: раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
Видеоролик: Оценка по контрольной. Обсуждение.
Уважаемые коллеги, в последнее время мы все чаще говорим о том, что современный выпускник должен быть функционально грамотным. Что это значит?
Приходиться задуматься, а как оценивать грамотность такого ученика, по каким позициям, критериям? Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы. Хочется получить ответ на вопрос: Может ли существующая система оценивания полноценно влиять на формирования учебно-познавательной компетентности учащихся?
В данное время мы ставим оценки за урок по пятибалльной шкале.
Работа в группах по выполнению заданий: метод мозгового штурма.
Обсудите недостатки и положительные стороны существующей системы оценивания. /5минут/. Спикер /1 минута/
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение. Запись на плакате.

Основным достоинством пятибалльной системы представляет собой очень простой и грубый инструмент, но вследствие этой простоты – чрезвычайно универсальный и действенный.
Основным недостаткам существующей системы оценивания
Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.

И кроме этого при всех имеющихся недостатках найти альтернативу пятибалльной системе пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации, ответ на этот вопрос дает введение систему критериального оценивания.
Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания передать? На этой картинке (в такой шутливой форме) отражена суть: информация, которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и умения.
Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:
• что оценивать?
• как оценивать?
• с какой целью оценивать работу ученика на уроке?
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.
Индивидуальное задние: Нарисуйте домик.
Оцените свою работу. Проведите взаимооценку рисунков в парах.
Довольны ли вы полученной вами оценкой?
Затем оцените рисунок по таким критериям как:
А теперь оцените рисунок по таким критериям как

1.Фундамент – 1 балл
2.Ступени –1 балл
3.Перила – 1балл
4. Дверь – 1 балл
5. Окно - 1 балл
6. Окно на чердаке – 1 балл
7. Водосточная труба – 1 балл
8. Труба на крыше дома – 1 балл
9. Трава возле дома – 1 балл
10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл


Максимальное количество баллов - 10
0-4 балла - «2»
5-6 баллов - «3»
7-8 баллов - «4»
9 – 10 баллов - «5»
Рефлексия по заданию:
- Какие виды оценивания были применены?
- Насколько отличались оценки и почему?
- Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?
- Какой из оценок вы остались довольны и почему?
Слайд 10: Что же такое критериальное оценивание?
критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь.
На этом и строится критериальное оценивание.
Слайд 11.
Учащимся необходимо для критериального оценивания:
Знание и понимание цели обучения
Знание и понимание критериев оценивания
Возможность и умение анализировать собственную работу (Рефлексия)
Стратегии оценивания
Техники формирующего оценивания
Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться со следующими терминами.
- Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.
- Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.
- Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.
Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.
Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев
1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).
В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.
Слайд 18. Работа в группах. Составить критерий, рубрикатор и дескрипторы по предмету: Математика
Тема: Площадь прямоугольника.
Цель урока: Научить вычислять площадь прямоугольника, используя формулу S = а*в.
Критерии оценивания:
- знаю определение прямоугольника (1 балл)
- знаю что такое площадь геометрической фигуры(1 балл)
- знаю единицы измерения площади (1 балл)
- знаю обозначения а, в, S в формуле вычисления площади прямоугольника(1 балла)
- знаю формулу вычисления площади (1 балл)
- умею составлять условие к задаче (1 балла)
- умею решать задачи на вычисление площади при известных а и в (2 балла)
- умею составлять задачи на вычисление площади прямоугольника (2 балла)
0-4 балла - «2» 5-6 баллов - «3» 7-8 баллов - «4» 9 – 10 баллов - «5»
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки.
Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную
деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда

Подведение итогов.
Практическая значимость критериального оценивания
Оценивается только работа учащегося.
Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.
Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
Улучшить качество преподавания;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
Получать доказательства уровня обученности ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.
Рефлексия.
«Ладошки» : Обведите левую ладонь руку на бумаге.
Каждый палец это какая то позиция, по которой надо высказать свое мнение :
Большой -для меня было важным и интересным …..
Указательный - по этому вопросу я получил(а) конкретную информацию….
Средний –мне было трудно…..
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…..
Мизинец – для меня было недостаточно……
Это рефлексия мне поможет конкретно понять над чем нужно поработать, дать оценку себе. Спасибо!
Видеоролик: Клип "Неожиданная проверка в школе".

Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
Шакиров Р.Ф. Оценка учебных достижений учащихся. Методическое руководство. – Бишкек, 2012
Краснобородова А.А. Критериальное оценивание в школе. Учебное пособие. – Пермь, 2010
Вертьянова А.А. Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся. Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2014
http://www.ibo.org
http://xs.msedu.ru/ms45/win/ivc/index.htm
http://omczo.org/publ/393-1-0-2830
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Жанна (03.02.2017) | Автор: Ергалиева Жанна Ванхаровна E
Просмотров: 2156 | Теги: критериальное оценивание, мастер-класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]