Главная » Статьи » Новые технологии в обучении

Самостоятельная работа на уроках биологии и химии как способ активации мыслительной деятельности учащихся.

В наш век — век бурного развития науки и техники — ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые умение и навыки: думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике. Задача учителя научить детей самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания. Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных методических проблем. Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса. Необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе, в процессе которой учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, будут учиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов. Мастерство управления самостоятельной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и обучающийся должен знать пути ее достижения.

Планируя самостоятельную работу я:

*предусматриваю ее место в структуре урока;

*ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, а также сложности изучаемого материала;

*предусматриваю затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

*определяю форму заданий;

*устанавливаю оптимальную длительность работы;

*подбираю соответствующий дидактический материал;

*предусматриваю рациональные способы проверки и самопроверки работ обучающихся. Самостоятельная работа бывает индивидуальной, в парах, групповой. Работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для конкретного класса. Я стараюсь использовать различные формы самостоятельных работ.

  • Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа.
  • Решение задач и практические, лабораторные работы.
  • Проверочные, самостоятельные работы.
  • Доклады и рефераты.
  • Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
  • Постановка проблемных вопросов.

Работа с книгой

Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих обучающихся низкая, поэтому необходимо обучающимся внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника.

При закреплении знаний об антропогенезе я предлагаю самостоятельную работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст и на его основе составьте схему эволюции человека.

Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы. Например, при повторении знаний о митозе, предлагается по рисункам схемы митоза, определить фазы; выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

Лабораторные работы

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют лучшему усвоению биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании, например, при выполнении лабораторной работы «Натуральный и искусственный каучуки» обучающиеся отвечают на вопросы: В чем отличие натуральных каучуков от искусственных? Какие изделия из натурального и искусственного каучука вы знаете?

После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой обучающиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.

Организуя самостоятельную работу, возможно осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми обучающимися, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

Доклады

Формируя у обучающихся навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе, интернет-ресурсам.

Привлекая их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы обучающиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы.

Экскурсии

Важной формой организации обучения биологии, которую использую в своей работе, являются проведение экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы.
Одним из этапов проведения экскурсии является самостоятельная работа (чаще всего групповая) по карточкам-заданиям, а основным методом получения новых знаний – наблюдение. Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии.
Домашние задания
Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д. Учащимся, интересующимся биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов учащихся.
Летние задания
Еще большую самостоятельность ученики могут проявить при выполнении летних заданий. Темы предлагаю на выбор. Например:
- изучить стадии развития злаков;
- выявить влияние густоты посева на урожай;
- собрать сорные растения для гербария;
- собрать листья простые и сложные (по10 экз. для лабораторной работы);
- стихи или сочинения о природе;
- наблюдения за поведением животных (муравьев, пауков, комнатной мухи, дождевого червя и т.д.) и др.
А также предъявляю требования к их выполнению. Например:
- научиться грамотно вести себя в природе; не собирать гербарии растений и коллекции

животных, взятых под охрану;
- подумать о возможностях использовать результаты летней работы на уроках;
 позаботиться об оформлении работы, так как лучшие отчеты пополнят коллекцию кабинета биологии.
Более эффективно задавать летние задания не на последнем уроке, а об этом надо напоминать весь год.

Постановка проблемных вопросов

Считаю, что большую  роль в развитии самостоятельности учащихся играет постановки проблемных вопросов. Правильно поставленный вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания, активизирует речь и учит мыслить. Учитель использует вопросы как средство обучения учащегося на уроке. Существуют два типа вопросов, которые учитель использует для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы низкого порядка иногда называют закрытыми или буквальными. Они направлены на запоминания, и ответы расцениваются как правильные или не правильные. Например: учитель: сколько классов насчитывает тип Членистоногие? Ученик: 3 класса. Учитель: правильно,молодец.
Постановка проблемных вопросов имеет положительную тенденцию. У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности. Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи. Интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.

Самостоятельная деятельность сочетается с поиском ответа на вопрос на основе знаний об основных функциях организма. Однако, значение таких вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процессов развития творческого мышления школьников. Создание проблемного вопроса на уроке играет огромную роль в процессе поисковой работы. Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов: «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течет, из раны, не свертываясь? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний? Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?» Иногда ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных. Подготовка сообщений к уроку способствует развитию познавательной самостоятельности, формированию умения реферировать научную литературу.

Очень часто для решения проблемных вопросов на уроке требуется от учащихся привлечения не только ранее изученных внутрипредметных связей, но и межпредметных связей (природоведение, биология, физика и др.). Например, уроки по круговороту веществ в природе в 9 классах. При изучении вопроса о круговороте кислорода в природе я ставлю проблемный вопрос: «Почему запасы атмосферного кислорода остаются на постоянном уровне (21% по объёму), не смотря на огромный расход этого вещества в различных процессах (дыхание, горение)? Используя сведения о кислороде, полученные на уроках биологии и химии, учащиеся приходят к выводу о том, что постоянное содержание кислорода в атмосфере является следствием равновесия двух процессов противоположных по действию, так как продукты одного процесса служат исходными веществами для другого, это окисление (дыхание, горение) и фотосинтез.

Изучение биологии и  химии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на современном занятии, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на занятии должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

 


Литература:

1. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25.
2. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с.
3. В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
4. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. М.: 5 за знания, 2007. 112 с.


 

Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Олькчик (16.02.2017) | Автор: Винокурова Ольга Васильевна E
Просмотров: 1126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]