Главная » Статьи » Новые технологии в обучении

Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе
Современная система Казахстанского образования характеризуется процессом активного использования новых технологий. Владение информационными технологиями становится такой же необходимостью, как умение считать. Поэтому закономерно, что информатизация активно внедряется в систему образования, в корне меняя технологии процесса обучения и воспитания.
Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования.
Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. В современной социально - экономической ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности Казахстана, роста благосостояния её граждан.
Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое [ 1,35].
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту выпускников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской выпускников.
Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.
Различаются следующие новшества:
- по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов);
- по глубине преобразований (модифицирующие - обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов; радикальные – принципиально новые);
- по масштабности ( локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем колледжа; системные – перестройка всего колледжа на основе новой идеи);
- по ресурсоемкости ( объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);
- по уровню разработанности (полностью подготовленные – прошедшие апробации и недостаточно подготовленные новшества).
Для повышения эффективности учебного процесса бесспорно необходимо использование ИКТ на занятиях и вне учебных занятий. Теперь преподавателю недостаточно владеть только редакторскими навыками на занятиях пользователя, появилась необходимость
• в подготовке дидактического материала;
• в разработке опорных конспектов занятий;
• использование иллюстративного материала;
• создание учебных электронных изданий,
• подготовка методического содержания для компьютерного тестирования.[ 3].
Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы студентов.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность студентов в учебном процессе составляет 65–70% учебного времени; индивидуализация.
Важной особенностью образовательной области ИКТ является направленность на творческое развитие студентов. Главная цель – подготовка студентов к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.
Среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются:
1.Деловые игры. Деловая игра вносит некоторое разнообразие в традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. Применения деловых игр способствует сокращению разрыва между теоретическими знаниями студентов и их практическими применениями. Студенты весьма поверхностно осведомлены о таких аспектах производства как плановость, дисциплина труда, нормирование, деловая субординация и др. Чтобы научить сознательно, применять эти категории, необходимо включить студентов в такую деятельность, которая по своему психологическому содержанию соответствовала бы производственной. Это возможно только при использовании деловых игр.
2.Научная деятельность студентов. Интернет-технологии на занятиях могут рассматриваться не как цель, а как еще один инструмент исследования, источник дополнительной информации по дисциплине, способ самоорганизации труда и самообразования. Задания, предлагаемые преподавателем, могут быть выполнены в поисковых системах, сданы в виде презентаций, оформлены в виде сайтов. Это способствует активизации познавательной деятельности студентов, повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности, способствует повышению успеваемости студентов.
3.Лекция-визуализация — при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подготовке к лекции содержание должно быть перекодировано в визуальную форму. Наглядность может быть выражена в разных формах: дидактический материал, изобразительный (слайды, рисунки, фото), символический (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения. [7].
4.Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.
5.Проблемное обучение — технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности студента и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя. Активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности студентов, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес).
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности студента по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие студентов за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

Список литературы:
1.Современный словарь иностранных языков
2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.
3.http://festival.nov.ru/?q=taxonomy_menu/1)
4. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в образовании [Электронный ресурс]// http://sinncom.ru
5. По материалам интернет-журнала «Эйдос» [Электронный ресурс] // http://www.eidos.ru/journal
6. По материалам сайта Детская Психология, Загвоздкин В.К. [Электронный ресурс] // http://www.childpsy.ru
7. По материалам сайта Открытый класс, сетевые образовательные сообщества, Суворина В.Г. [Электронный ресурс] // http://www.openclass.ru
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Бектасовна (18.10.2017) | Автор: Улбосын E
Просмотров: 728 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]