Главная » Статьи » Новые технологии в обучении |
«Повышение эффективности преподавания через совершенствования функциональной грамотности»
Ожидаемые результаты участники систематизируют информацию о эффективности урока и системного подхода к формированию функциональной грамотности, применят на практике . Ключевые идеи - эффективность и эффективный урок - функциональная грамотность - индикаторы функциональной грамотности Источники презентация Материалы и оборудование компьютер, проектор, экран, флипчарты, маркеры, магниты, доска Вызов. Создание коллаборативной среды: «Составить фразу» деление на группы : а) Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика. б) Развитие функциональной грамотности путь к успешности учащегося. в) Функциональная грамотность дает возможность вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться в ней. Слайд 1 Формулирование темы педсовета. «Повышение эффективности преподавания через совершенствования функциональной грамотности» Слайд 2 ПРИТЧА Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону… — Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде, чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. ПЕРВОЕ: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке. ВТОРОЕ: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет небходимым, что-бы стать лучшим карандашом. ТРЕТЬЕ: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. ЧЕТВЕРТОЕ: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И ПЯТОЕ: На какой-бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить СВОЙ СЛЕД. Независимо от твоего состояния ТЫ ДОЛЖЕН ПРОДОЛЖАТЬ ПИСАТЬ ! Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце… Слайд 3 «Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин - Какова цель Вашего участия в нашей работе? - Какие из перечисленных ниже целей наиболее значимы для Вас? ( Выберите не более трёх целей ) 1. Определить критерии эффективного урока. 2. Выяснить способы, формы и виды организации эффективного урока. 3. Выяснить, от чего зависит эффективность урока. 4. Выявить пути и средства, способствующие проведению эффективного урока. 5. Обозначить наиболее эффективные методы и приёмы формирования функциональной грамотности. 6. Выяснить факторы, которые могут помешать формированию функциональной грамотности. 7. Осознать необходимость проведения анализа урока. Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Зачем мы учим? А дети зачем учатся? Что общего между эффективным уроком и функциональной грамотностью учащегося ? Зачем мы сегодня с вами встретились? Каждого педагога волнует вопрос, как организовать урок, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться, какие методы и приёмы использовать для достижения эффективного урока. У – целеполагание Р – содержание О – организация К – методика Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика. Слайд 7 Прием «Мозговой штурм» 1. Когда появился термин «функциональная грамотность»? 2. Как определяют понятия «грамотность» и «минимальная грамотность»? 3. Как определяют термин «функциональная грамотность»? 4. Какие формы функциональной грамотности существуют? 5.Каковы отличительные черты функциональной грамотности? 6. Как проявляется недостаток функциональной грамотности? 7.В каких предметных областях различные международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS) проверяют уровень сформированности функцинальной грамотности? 8.На сколько уровней можно подразделить грамотность чтения? 9. Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? 10. Сколько раз Казахстан принимал участия в данных международных исследованиях вопроса Слайд 8 Критерии и показатели современного урока * Интерес и мотивация * Целеполагание урока * Характер учебных занятий * Время говорения учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем * Активность ученика на уроке *Преобладание стиля общения «учитель-ученик» * Тип урока * Психологический климат урока * Рефлексия урока * Приёмы, методики, технологии преподавания Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры. Для современного урока очень важно правильно формировать УУД. Слайд 9 Универсальные учебные действия. /УУД/ * Личностные УУД - Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). - Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). - Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). * Познавательные УУД Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. *Коммуникативные УУД - Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). - Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). - Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). -Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). * Регулятивные УУД - Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). - Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). - Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик). -Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) - Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). - Оценка (выделение и осознание). У каждого учителя свои методические подходы и приёмы, которые позволяют успешно и эффективно проводить уроки. Реализация. Работа в малых группах. 1. Вспомните ситуации, когда на вашем уроке или на уроке ваших коллег учащиеся были активны, учитель что-то придумывал или так строил урок, что урок прошёл на одном дыхании, очень интересно. Поделитесь в группе этими воспоминаниями. 2. Запишите ключевые слова в рамках темы «Эффективный урок». Каждый педагог работает самостоятельно. 3. Обсудите в группе ваши слова и оставьте в общегрупповом списке только два слова, которые на ваш взгляд, являются самыми важными, существенными. 4. Каждая группа рассказывает, какие слова считает самыми важными и почему. Ведущий записывает эти слова на доске. Таким образом, с правой стороны доски возникает список ключевых слов по теме «Эффективность урока». Благодаря этому списку мы узнаём, что известно педагогам по данной теме, какой информацией они располагают и как её оценивают. 5. С левой стороны доски ведущий записывает вопросительные слова. Слова педагогов: Вопросы: . что? как? почему? . какая взаимосвязь? . зачем? какие и т.д. Слайд 10 От чего же зависит эффективность урока? Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Таким образом, эффективность урока - это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры: -понят ли учащимися теоретический материал, -научились ли применять полученные знания на практике, -сформировались ли навыки по теме урока, -проведена ли учителем коррекционная работа, -проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа. Слайд 11 1. На первом этапе, прежде всего, от конкретности поставленной цели и задач. Для себя учитель всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний. - Таким образом, результат эффективности деятельности на уроке зависит и от профессионализма учителя, а именно: знания предмета ; культуры общения ; любви к детям. 2.Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. 3.Также эффективность урока зависит от использования методических приёмов. Методические приемы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Прием – это организация определенного вида работы на конкретном уроке. 4.Эффективности урока способствует развитие познавательного интереса учащихся. Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п. 5.Также эффективность урока зависит от использования новых педагогических технологий. Применяя любую технологию, мы должны поставить три вопроса: Зачем учить? Как учить? Как учить результативно? Слайд 12 Какие задачи по Вашему предмету помогут ученику справиться с этой практической задачей? Поэтому предлагаем и сегодня поработать по принципу: Плод каждого шага – готовая идея для урока. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на поиск и изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых сейчас мы выбираем: - Творческие задания - Работа в малых группах Создаем малые группы по предметам. Творческое задание: рассматриваем жизненные ситуации, в которых бывает каждый ( ремонт квартиры; поездка в автобусе; посещение кинотеатра; покупка продуктов; прием у врача и т.д.) . Полноценно ли мы готовим своих учеников для их решения? Реализация. Работа в группах Учителя предметники выполняют задание, заполняя таблицу: № класс тема предмет Задача, решаемая в классе Практическое приложение Уровень таксономии Блума Индикатор функциональной грамотности Индикаторы функциональной грамотности: общая грамотность; информационная; компьютерная; коммуникативная; владение иностранными языками (на уровне бытовой лексики); грамотное решение бытовых проблем; грамотность действий в чрезвычайных ситуациях; правовая и общественно-политическая грамотность. Притча « Бесценный урок» Однажды во время интервью журналист спросил учёного, который сделал несколько важных открытий в области медицины, почему он решил, что сможет достигнуть большего, чем обычный человек. Что выделяет его из числа других людей? Учёный ответил, что, по его мнению, это берёт своё начало из одного урока, преподанного матерью, когда ему было два года. Он пытался достать из холодильника бутылку молока, та выскользнула из рук, и её содержимое залило весь пол на кухне — настоящее молочное море! Когда его мать вошла на кухню, то вместо того чтобы кричать, читать нотации или наказывать сына, она сказала: — Роберт, какой чудесный беспорядок ты устроил! Никогда не видела такой огромной лужи молока. Что ж, что сделано, то сделано. Если хочешь, можешь немного поиграть в молоке, а потом мы всё уберём. Он поиграл, а через несколько минут мать сказала: — Понимаешь, Роберт, разведя грязь, в конце концов приходится её убирать. Как ты хочешь это сделать? С помощью губки, полотенца или щётки? Что ты предпочитаешь? Он выбрал губку, и вместе они убрали разлитое молоко. Потом мать сказала: — То, что здесь произошло, можно назвать неудачным экспериментом по переносу большой молочной бутылки двумя маленькими руками. Давай пойдём на улицу, нальём в бутылку воды и посмотрим, нет ли способа нести её не роняя. Малыш уяснил, что сможет держать бутылку, не роняя, если возьмётся за горлышко, рядом с крышкой. Какой чудесный урок! Выдающийся учёный далее сказал, что именно в тот момент он понял, что не стоит бояться совершать ошибки. Напротив, он понял, что ошибки — это возможность узнать что-то новое, а это, в конце концов, и составляет суть научных экспериментов. Даже если эксперимент не удаётся, с его помощью мы обычно узнаём что-то ценное. Формы функциональной грамотности 1. Общая грамотность. 2. Компьютерная грамотность. 3. Информационная грамотность. 4. Коммуникативная грамотность. 5.Грамотность при овладении иностранными языками. 6. Бытовая грамотность. 7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях. 8. Общественно-политическая грамотность. Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации. 1. Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует модели или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию объекта или процесса. 2. Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию 3. Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников. 4. Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. 5. Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. Ребятам всегда интересно откуда произошёл тот или иной термин и что он означает. Расшифровка терминов, позволяет лучше запомнить не только новое слово, но и его смысловое значение. А если ребёнок умеет оперировать терминами - это ещё один шаг к его успеху в обучении. 6. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. Динамику можно проследить как процесс изучения одной и той же темы на протяжении всего школьного курса. 7. Приемы создания проблемной ситуации. Это особый приём, который даёт свой положительный эффект в большинстве случаев, но затрачивает очень много времени на подготовку и при использовании его на уроке. Методические приемы, активизирующие деятельностью учащихся используются на разных этапах урока: - на этапе проверки домашнего задания; - на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу; - на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала; - на этапе воспроизведения полученных знаний; - на этапе домашнего задания. У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки. Но при подготовке и планировании урока он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. Учитываются особенности класса: - уровень успеваемости, - отношение к предмету, - темп работы, - подготовленность учащихся, - отношение к дисциплине, - индивидуальные особенности. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, и исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Карточка №1.Что значит слово «эффективность»? Критерии эффективного урока. Современные требования возможно рассмотреть сквозь призму эффективности урока. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка. Критерии: 1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока. Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока. 2. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров. 3. Мотивация познавательной деятельности на уроке. 4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. 5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. 6. Достижение целей урока. «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Эффективность: • конкретность поставленной цели и задачи; • заинтересованность учителя и ученика • результативность; • качество материала; • формирование умения и навыков; • разнообразие методов; • эмоциональная подача материала; • индивидуальная работа; • выбор типа урока; • прогнозирование результата урока; • учебные возможности ученика; • мастерство; • умение общаться; • доступность; • активная работа учащихся; • результаты; • самостоятельность учащихся; • творчество; • индивидуальная работа; • ТСО; • Сотрудничество; • Эмоциональная атмосфера; • Насыщенность урока, моторная плотность урока; • Цель: умение поставить и добиться её на практике; цель – результат; • Обратная связь; • Работа; • Наибольший результат; • Наименьшие «затраты»; • Педагогическая находка учителя; • Умение дать – умение взять; • Заинтересованность, доступность; • Личность учителя; • Взаимодействие учителя и ученика; • Умение мыслить; • Сотрудничество учителя и ученика; • Стиль общения; • Достижение целей; • Толчок к поиску; • Польза; Карточка №2. От чего зависит эффективность уроков. Подготовка учителя к уроку. При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. Учитывает особенности класса:* уровень успеваемости,* отношение к предмету,* темп работы,* подготовленность учащихся,* отношение к дисциплине,* индивидуальные особенности. Учитывает свои особенности:настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства. Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:- определить место урока в теме, темы в годовом курсе;- выделить общую задачу урока;- посмотреть учебную программу, учебную литературу;- восстановить в памяти материал учебника;- отобрать опорные знания;- выделить главную идею урока;- отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала;- чётко и ясно ставить задачи перед учениками;- следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;- экономить время;- поддерживать темп, посильный для большинства. Карточка №3. Способы, формы и виды организации эффективного урока. Виды организации деятельности учащихся на уроке:• лекция • дискуссия • ролевая игра • телемост • КВН • «взятие крепости» (игра) • Гостиная • Беседа, • ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника • конспектирование • эксперимент, опыты • работа в парах • программирование • совместная деятельность по достижению цели урока • путешествие • пресс-конференция • телемост • «крестики-нолики» • «морской бой» • «конкурс вралей» • Пересказ текста • Групповая работа • Творческие задания • Самостоятельная работа • Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва. Реферата • Работа с картами, контурными картами • Дидактический материал • Работа с иллюстрациями • Составление кроссвордов • Исследование • Музыкальная пауза • Фронтальный опрос • Совместная деятельность по достижению цели урока • Взаимопроверка, самопроверка • Аукцион идей • Тестирование • Практическая деятельность Типология и структура современного урока. Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Примерная типология уроков в современной школе: урок усвоения новых знаний; урок усвоения навыков и умений; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений. Типы и виды уроков. 1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ; 2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); 3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.); 4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:- повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.- освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой. - отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);- выдача домашнего задания. Карточка №4 Какие бывают цели и что такое результат эффективного урока? Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний. Цель образовательная – «что?» Цель развивающая – «как?» Цель обучающая, воспитывающая. Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников»Каждый этап урока может иметь свою цель. Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум) для детей (программа-минимум) При постановке целей следует обращать внимание на следующее: • проблемность материала • наглядность • воздействие на эмоции и чувства• стиль общения • применение учащимися знаний на практике • развитие способностей учащихся • содержание материала • интеллектуальные способности учащихся • совокупность решений множества задач • ожидание результата. Результат – это:- конечный продукт - достижение целей - выполнение поставленных задач - использование знаний в новых ситуациях - использование знаний в жизни - содержание урока – это ступенька к результату -правильный подбор методов и приёмов – это результат - качество знаний и умений - саморазвитие, самообучение, самообразование. Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: А) знания предмета б) культуры общения в) любви к детям Карточка №5 Методы и приёмы на уроке, способствующие проведению эффективного урока. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Классификация методов обучения.Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Более подробно остановимся на этой классификации. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.Объяснение это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Беседа. Беседа диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”. В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:- активизирует учащихся;- развивает их память и речь;- делает открытыми знания учащихся;- имеет большую воспитательную силу;- является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:- требует много времени;- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); - необходим запас знаний. Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других. Лекция. Лекция монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: Конспектирование краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть Тезирование краткое изложение основных мыслей прочтенного. Цитирование дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница). Аннотирование краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла. Рецензирование написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном. Составление справки сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д. Составление формально-логической модели словесно-схематического изображения прочитанного. Составление тематического тезауруса упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме. Составление матрицы идей сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Лабораторные работы это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). | |
Просмотров: 1790 | |
Всего комментариев: 0 | |