Главная » Статьи » Новые технологии в обучении

Фасилитация как один из эффективных способов генерирования идей
Н. С. Истомина
тренер Центра уровневых программ филиала АО
«НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Умение нестандартно мыслить, находить креативные идеи и инновационные решения вне существующих рамок становится настоятельной необходимостью в большинстве организаций для повышения эффективности их работы. Однако, чтобы начать мыслить нестандартно, недостаточно просто выбрать умных и профессионально грамотных коллег.
Всегда трудно выдавать и генерировать креативные идеи, поскольку первое, что приходит на ум, обычно является продуктом нашей памяти и логического мышления. Лучшие идеи не даются с наскока. Необходимо выделить время и пространство для проведения экспериментов, в ходе которых будут тестироваться новые идеи. Также полезно использовать специальные технологии усиления групповой креативности, чтобы обеспечить творческий прорыв.
Современный период глобализации характеризуется активным взаимодействием малых и больших групп людей их активной коммуникацией, результатом которой становится рожденный ими смысл деятельности.
Для создания эффективных процессов групповых обсуждений, генерирования идей и принятий решений применяют современную технологию фасилитации.
В частности, фасилитация – это структурированный процесс управления групповой работой, в котором команда экспертов модифицирует, отбирает новые идеи и формулирует план их воплощения в инновационные решения в деятельность организации.
Фасилитация позволяет профессинально организовать групповую работу. Вовлечь в нее всех участников, заинтересовать их в обсуждении тех или иных вопросов, раскрыть их потенциал.
Также немаловажным результатом фасилитационных сессий являются развитие важных корпоративных компетенций: навыков проектной работы, эффективного взаимодействия и общения, генерирование идей для совместного решения задач и принятия решений.
Сегодня фасилитация находит все новые сферы распространения. Почему профессиональная организация групповых обсуждений и встреч сегодня актуальна?
Во-первых, это эффективный способ анализа проблем и разработки решений для организации. Используя фасилитацию групповой работы можно выработать определенные шаги, найти множество идей и решений тем или иным проблемам.
Во-вторых, развитие навыков фасилитации у руководителей разного уровня позволяет внедрить культуру эффективных обсуждений и встреч, повысить удовлетворенность участников встреч.
В-третьих, это способ решения актуальных проблем и задач, возникших в организациях, с привлечением сотрудников, разработка проектов по реализации стратегии деятельности организации, планировании.
В-четвертых, фасилитация, позволяет развивать самостоятельность и ответственность сотрудников, если они принимали участие в разработке планов и направлений деятельности организации.
В-пятых, при обсуждении поставленных вопросов все участники озвучивают свое мнение, происходит обмен опытом между более опытными и знающими специалистами и новичками. И еще, наверняка, сотрудники подскажут, что можно усовершенствовать в деятельности организации.
В-шестых, это возможность проведения большого мероприятия своими силами. Можно организовать дискуссию и групповую работу на большую группу людей. Тема мероприятия может быть любой: подведение итогов, планирование, обсуждение корпоративных стандартов и внедрение корпоративной культуры, решение конфликтных ситуаций и т.п.
Для грамотного использования метода фасилитации в своей работе можно овладеть методом и обучить кого-либо из сотрудников организации на специальных тренингах или пригласить профессиональных фасилитаторов для проведения сессии под актуальную задачу.
Таким образом, чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения и групповой работы необходимо управлять и координировать действия участников встречи. Такой процесс осуществляет фасилитатор, который управляет процессом, вовлекает участников и структурирует работу группы. Фасилитатором (от англ. facilitate – делать действие или процесс более простым) часто называют ведущего, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации, принятии решений участниками групповой работы. Фасилитатор – это не тот, кто сам выполняет определенное задачу, а тот, кто использует определенные навыки в процессе взаимодействия с людьми и владеет специальными техниками, которые позволяют группе генерировать идеи, принимать решения, определять цели, осваивать новые навыки.
Фасилитатор отвечает за процесс, группа – за содержание. Содержание - фактические идеи, предложения и решения, которые рождаются во время группового обсуждения. Это то, над чем работают участники, чтобы достигнуть цели. Процесс - ход совместной работы группы, это то, как группа решает проблему.
Существует много различных техник для сбора информации и генерирования идей: использование разного типа вопросов, мозговой штурм (разные техники брейнсторминга), сбор индивидуальных мнений с помощью модерационных карт и их группирование, чтобы разбить на категории, ранжирование – для выявления важности. Для менеджеров и фасилитаторов, ведущих групповые обсуждения важно знать различные методы и техники фасилитации, и когда и как их использовать. Эти методы нужно знать и подбирать в соответствии с целью предстоящего совещания, условий (времени, места, специфики), участников.
Существуют разные классификации методов, приведем примеры нескольких:
- методы и техники для решения определенных задач («Сбор информации», «Анализ проблем», «Генерация идей», «Выработка и оценка вариантов решения», «Достижение консенсуса и принятие решений», «Планирование действий»);
- методы для работы с малыми группами от 3-15 человек и большими группами от 15 человек и до 1000;
- методы с четко-структурированным процессом (пошагово прописаны активности в методе и получаемые результаты) или методы с неструктурируемым самоорганизующимся процессом (например, «Open Space» или «Динамическая фасилитация»).
- методы по типу выполнения техник и методов фасилитации (как людей применяем к процессу) (все; группа; все одному; один всем) и другие.
При этом в практике организации групповой работы и повышения эффективности групповых решений наиболее популярными являются методы и техники для сбора информации с целью исследования проблем или генерации идей, и техники, связанные с созданием и принятием решений. Приведем примеры таких методов и техник:
-сбор мнений / идей с помощью модерационных карт;
-ментальные карты;
-ранжирование с помощью меток;
-«В это же время в следующем году»;
-двумерная матричная диаграмма;
-«Важное и желаемое»;
-анализ поля сил Курта Левина;
-мировое кафе и другие.
Рассматривая систему образования, нужно отметить, что в контексте управления инновациями повышается значение вовлечения большего числа педагогов в процесс разработки и принятия решений, а также привлечения их опыта, знаний и идей для поиска улучшений и решения педагогических задач, что за собой влечет увеличение количества групповых форм работы в организациях образования. В этой связи применение инновационных методов организации групповой работы будут определять эффективность совещаний, собраний и других групповых форм работ в организациях, и влиять на групповую и организационную производительность.
В условиях обновления содержания образования фасилитация должна стать ведущим методом обучения. В первую очередь необходимо изменить сознание педагогов, понимание их роли в классе, их подходов в преподавании и организации групповой работы. Педагоги должны продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Современный учитель, учитель фасилитатор – это помощник, друг, направляющий учеников в поиске знаний, а вовсе не энциклопедия или истина в последней инстанции. Так как задача каждого педагога – научить ученика учиться, уметь использовать полученные в школе знания и умения в дальнейшей жизни, креативно мыслить, быть успешным. И здесь главная задача, научить педагогов сотрудничать с детьми, не давить на учеников, уметь направлять процесс обсуждения, в котором ученик является главным действующим лицом.
Еще одной из главных причин активного использования фасилитации является низкая мотивация учащихся к обучению. Фасилитация это еще и возможность поддержки творческих ресурсов и потенциала учеников.
Учить учащихся договариваться, развивать их активность в принятии решений, организовывать общение в группах различного состава, продуктивно взаимодействовать, задача из задач каждого педагога.

Литература:
1. Brown J., Isaacs D., «The World Café», San Francisco: Berrett-Koehler Publishers Inc., 2005
2. Burgoon M., Heston J.K., McCroskey J. «Small Group Communication. A Functional Approach». Holt, Rinehart & Winson, Inc., 1974
3.Buzan Т., «Mind Maps for Business: Revolutionise Your Business Thinking and Practice», Prentice Hall, 2010
4. Girdham M. «Interpersonal Skills at Work. 2d ed». London: Prentice Hall, 1990
5.Jaques D. (1996) «Learning In Groups», London, Kogan Page, 1996
6.McLeish J. Matherson, Wand Park J. «The Psychology of the Learning Group», Hutchinson, London, 1973.
7.Mann T. «Facilitation – a Manual of Models, Tools and Techniques for effective group working», Resource Productions, 2007 8
8.Schwarz R. «The Skilled Facilitator: A Comprehensive Resource for Consultants, Facilitators, Managers, Trainers, and Coaches», Jossey-Bass, 2002
9.Townsend J., Donovan P. «The facilitator’s pocketbook», Management Pocketbooks Ltd, 2009
10. Wilkinson M. «The Secrets of Facilitation: The S.M.A.R.T. Guide to Getting Results With Groups», Jossey-Bass, 2004
11.Эдмюллер А., Вильгельм Т., «Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров», Омега-Л, Москва, 2007 г.
12.Дудорова Л.Ю., статья «Фасилитация корпоративных мероприятий» в журнале «Корпоративная культура» 05/ 2009
http://www.thinkbuzan.com
www.iaf-world.org (сайт международной ассоциации фасилитаторов IAF)
www.iaf-methods.ru (сайт методов фасилитации IAF)
www.uni-hamburg.de/fachbereiche-einrichtungen/fb16/absozpsy/HAFOS-52.pdf
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Наталья5340 (14.02.2018) | Автор: Истомина Наталья Семеновна E
Просмотров: 783 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]