Главная » Статьи » Новые технологии в обучении

Амплитудная модуляция
По дисциплине «Передача сигналов электросвязи»

Преподаватель: Айымсалова Ә.Қ.
Группа: 3ЭТС-115, специальность 1311000
Тема занятия: Амплитудная модуляция
Цель урока: Понять основные направления электросвязи, ее месте в учебном процессе.
Образовательная: Изучить основные направления связи , ее месте в учебном процессе.
Развивающая: Содействие развитию познавательного интереса к электросвязи, самостоятельный анализ материала.
Воспитательная: Воспитывать стремление к самостоятельности в учебном процессе.
Тип занятия: Комбинированное
Наглядные пособия: Раздаточный материал, презентация, методические указания.
Межпредметные пособия: Управляющие комплексы электросвязи.

План урока:
І Организационная часть: 2 минут
ІІ Опрос и проверка пройденного материала: 3 минут
ІІІ Актуализация полученных знаний: 15 минут
ІV Изучение нового материала: 45 минут
V Закрепление: 19 минут
VІ Домашнее задание: 4 минут
VІІ Подведение итогов: 2 минут

Ход занятия:
І.Оброзовательная часть: Проверка готовности к занятию.

II. Проверка пройденного материала
1) Презентация
2)Вопросы-ответы:
А) Какие числовые характеристики применяются для описания моделей сигналов?
Б) В чем состоит разница между видеосигналом и радиосигналом?
В) Сформулируйте принцип динамического представления сигнала?
Г) Какими свойствами обладает дельта-функция?
Д) Перечислите основные свойства линейного пространства?

ІV. Изучение нового материала
План
1. Примеры классификации видов модуляции.
2. Описание амплитудно-модулированных сигналов
3. Коэффициент глубины модуляции АМ сигнала
4. Отличие сигналов балансной модуляции от сигналов однополосной амплитудной модуляции

V. Закрпеление: 1)Вопросы-ответы:
А) Что такое частотная модуляция сигнала?
Б) Чем отличается частотная модуляция от фазовой модуляции сигнала?
В) Поясните, что такое девиация частоты и индекс частотной модуляции.
Г) Какой спектр имеют ЧМ и ФМ сигналы?
Д) Чем отличается сигнал дискретной амплитудной модуляции от непрерывного АМ сигнала?
2) Практическая часть:
1)Нарисуйте спектр АМ сигнала и поясните его состав.

VІ.Домашнее задание:
Конспект: Слепов Н.Н. по учебнику «Современные технологии цифровых сетей связи» 167-171 стр.

VІІ.:Подведение итогов занятия: Рефлексия
1) Что, я узнал сегодня по новому материалу?
2) Что, я взял для себя?
3) Какие амплитудные модуляции я знаю?
4) Умею, ли я привести примеры по спектру АМ сигнала?

Преподаватель: _______________________ Айымсалова Ә.Қ.



Первые опыты передачи речи и музыки с помощью радиоволн методом амплитудной модуляции произвёл в 1906 году американский инженер Р. Фессенден. В его опытах несущая частота 50 кГц радиопередатчика вырабатывалась электромашинным генератором (альтернатором), для её модуляции между генератором и антенной включался угольный микрофон, изменяющий затухание сигнала в цепи.
С 1920 года вместо электромашинных генераторов для генерации несущей частоты стали использоваться генераторы на электронных лампах. Во второй половине 1930-х годов, по мере освоения ультракоротких волн, амплитудная модуляция постепенно начала вытесняться из радиовещания и радиосвязи на УКВ частотной модуляцией.
С середины XX века в служебной и любительской радиосвязи на всех частотах начали применять модуляцию с одной боковой полосой (ОБП), которая имеет ряд важных преимуществ перед АМ, главное из которых — сужение в 2 раза полосы частот, занимаемой радиосигналом. В связи с этим предлагалось перевести на ОБП и массовое радиовещание, однако это потребовало бы замены всех радиовещательных приёмников на более сложные и дорогие, поэтому это не было осуществлено.
В конце XX века начался переход к цифровому радиовещанию с использованием сигналов с амплитудной манипуляцией[
Модуляция — это процесс преобразования одного или нескольких информационных параметров несущего сигнала в соответствии с мгновенными значениями информационного сигнала.
В результате модуляции сигналы переносятся в область более высоких частот.
Модуляция осуществляется в устройствах модуляторах. Условное графическое обозначение модулятора имеет вид:

Рисунок 1 - Условное графическое обозначение модулятора
При модуляции на вход модулятора подаются сигналы:
u(t) — модулирующий, данный сигнал является информационным и низкочастотным (его частоту обозначают W или F);
S(t) — модулируемый (несущий), данный сигнал является неинформационным и высокочастотным (его частота обозначается w0 или f0);
Sм(t) — модулированный сигнал, данный сигнал является информационным и высокочастотным.
 гармоническое колебание, при этом модуляция называется аналоговой или непрерывной;
 периодическая последовательность импульсов, при этом модуляция называется импульсной;
 постоянный ток, при этом модуляция называется шумоподобной.
Так как в процессе модуляции изменяются информационные параметры несущего колебания, то название вида модуляции зависит от изменяемого параметра этого колебания.
1. Виды аналоговой модуляции:
 амплитудная модуляция (АМ), происходит изменение амплитуды несущего колебания;
 частотная модуляция (ЧМ), происходит изменение частоты несущего колебания;
 фазовая модуляция (ФМ), происходит изменение фазы несущего колебания.
2. Виды импульсной модуляции:
 амплитудно-импульсная модуляция (АИМ), происходит изменение амплитуды импульсов несущего сигнала;
 частотно-импульсная модуляция (ЧИМ), происходит изменение частоты следования импульсов несущего сигнала;
 Фазо-импульсная модуляция (ФИМ), происходит изменение фазы импульсов несущего сигнала;
 Широтно-импульсная модуляция (ШИМ), происходит изменение длительности импульсов несущего сигнала.
Амплитудная модуляция
Амплитудная модуляция — процесс изменения амплитуды несущего сигнала в соответствии с мгновенными значениями модулирующего сигнала.
Рассмотрим математическую модель амплитудно-модулированного (АМ) сигнала при гармоническом модулирующем сигнале. При воздействии модулирующего сигнала
u(t)=Umu sin? t (1)
на несущее колебание
S(t)=Um sin(?0t+?) (2)
происходит изменение амплитуды несущего сигнала по закону:
Uам(t)=Um+аам Umu sin? t (3)
где аам — коэффициент пропорциональности амплитудной модуляции.
Подставив (3) в математическую модель (2) получим:
Sам(t)=(Um+аам Umu sin? t) sin(?0t+?). (4)
Вынесем Um за скобки:
Sам(t)=Um(1+аам Umu/Um sin? t) sin(?0t+?) (5)
Отношение аам Umu/Um = mам называется коэффициентом амплитудной модуляции. Данный коэффициент не должен превышать единицу, т. к. в этом случае появляются искажения огибающей модулированного сигнала называемые перемодуляцией. С учетом mам математическая модель АМ сигнала при гармоническом модулирующем сигнале будет иметь вид:
Sам(t)=Um(1+mам sin? t) sin(?0t+?). (6)
Если модулирующий сигнал u(t) является негармоническим, то математическая модель АМ сигнала в этом случае будет иметь вид:
Sам(t)=(Um+аам u(t)) sin(?0t+?). (7)
Рассмотрим спектр АМ сигнала для гармонического модулирующего сигнала. Для этого раскроем скобки математической модели модулированного сигнала, т. е. представим его в виде суммы гармонических составляющих.
Sам(t)=Um(1+mам sin? t) sin(?0t+?)= Um sin(?0t+?)+
+mамUm/2 sin((?0 — ?) t+j) — mамUm/2 sin((?0 +?)t+j). (8)
Как видно из выражения в спектре АМ сигнала присутствует три составляющих: составляющая несущего сигнала и две составляющих на комбинационных частотах. Причем составляющая на частоте ?0—? называется нижней боковой составляющей, а на частоте ?0 + ? — верхней боковой составляющей. Спектральные и временные диаграммы модулирующего, несущего и амплитудно-модулированного сигналов имеют вид (рисунок 2).
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: bima7891 (02.04.2018) | Автор: Айымсалова Асем Кайраткызы E
Просмотров: 702 | Теги: открытый урок, учитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]