Главная » Статьи » Новые технологии в обучении

Роль социальных проектов в учебно- воспитательной работе.
Роль социальных проектов в учебно- воспитательной работе.
Интерес к социальному проектированию в настоящее время не случаен. Сегодня большое внимание уделяется формированию у молодёжи гражданских ценностей, воспитанию любви к своей стране, чувства ответственности за её судьбу, умению разрабатывать и реализовывать общественную политику, жить в мире и сотрудничестве...

слайд 2
Эпиграф
Единственный путь,
ведущий к знаниям, -
это деятельность"
Бернард Шоу

Социальное проектирование в школе предоставляет возможность школьникам - молодым гражданам Казахстана - участвовать в решении социально-значимых проблем своей школы, города, села, микрорайона, малой Родины. Социальное проектирование несет в себе еще и большую воспитательную значимость. Результаты анкетирования показали, что часть педагогов школы хотели бы заниматься социальным проектированием, но не знают как это делается, другая часть слышали кое-что об этом, но слабо себе это представляют, но есть учителя, которые не имеют никакого представления об этом.
Что такое социальное проектирование и откуда оно к нам пришло?

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. В чем отличие проекта от планирования любого мероприятия? Некоторая непредсказуемость результата (никто не знает, что у нас получится), ставит человека в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, а если это еще и коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных отношений. А применительно к школе проект – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, и направленная на достижение общего результата.
Огромный “плюс” творческого проекта в том, что его конечный результат “осязаем”. Это праздник по форме, по содержанию и по внутреннему состоянию души. Но чтобы это произошло, требуется длительный и кропотливый период подготовки.

Коснемся немного истории социального проектирования.
История метода проектов начинается во второй половине XIX века в США. Основателем является американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Философ считал истинным и ценным только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком.
«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали известны и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Их изучали известные ученые и педагоги Шацкий, Сорока-Росинский, Макаренко и многие другие. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. С 1931 года в отечественной педагогике метод проектов не практиковался. Снова он пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации в Россию и Казахстан в 80-е годы. Хотя следует отметить тот факт, что технология социального проектирования все же имеет глубокие российские корни. Взять хотя бы всем известного Тимура и его команду. Этот литературный герой стал для многих и многих поколений мальчишек и девчонок кумиром, который помогал им в личностном становлении. И у детей нескольких поколений была реальная возможность проявить себя в интересном полезном деле, попробовать свои силы.

Слайд 3
Современное переосмысление проектирования предполагает:
• связь с жизнью;
• развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
• развитие умения адаптироваться к действительности;
• умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Слайд 5
В современном мире имеют место следующие типы проектов:
экономические,
экологические,
оборонные,
космические,
научно – исследовательские,
образовательные,
строительные,
технологические
и, наконец, социальные.
Ребенок с его рождения включается в две системы отношений: отношения со взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими и младшими). Эти системы сохраняются и в школе. Отношения с родителями переносятся на начальном этапе на взаимодействие с учителем. Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения знаний и даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания. Системы отношений «ученик – учитель» и «ученик – ученик» по-разному влияют на психическое развитие ребенка. Совместная деятельность со сверстниками способствует становлению критичности и самостоятельности суждений, так как предполагает равноправные отношения. Такая деятельность является более продуктивной и помогает в плане социализации личности. Социальное проектирование в данном случае рассматривается как разновидность деятельности, участниками которой могут быть все субъекты образования: учителя, обучающиеся, родители, специалисты неучебной сферы, административные лица. Таким образом, социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся.
Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Подросток и тем более старшеклассник в состоянии взять на себя значительную долю ответственности за своё развитие и за изменения социальной ситуации. Он готов быть ответственным за серьёзные дела. И возможность дать детям в реальном деле попробовать свои силы открывает активное использование технологии социального проектирования.

В чём же положительные стороны социального проектирования как педагогической технологии в воспитательной работе?
Во-первых, социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребёнка. Человек, который делает выбор, несёт и личную ответственность за его последствия. Желание уйти от ответственности часто диктует нерешительность человека. Самостоятельность импонирует подросткам. Во-вторых, это возможность реального участия в решении проблемного дома, двора, района, села и т. д. мысль: "Я могу это сделать сам и не только для себя", – больше всего воодушевляет подростков. В этот период становления детской личности ярко выражены потребность быть нужным, полезным другим, желание проверить свои способности в реальном деле. В-третьих, это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т. д. В-четвёртых, социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой жизни.
В этом смысле, социальное проектирование можно рассматривать как эффективную профориентационную работу с подрастающим поколением, в процессе которой
подростки и старшеклассники в реальной деятельности начинают ощущать, какая же сфера жизни их больше привлекает. У школьника, который принимает участие в разнообразных видах деятельности, значительно повышается шанс сделать верный выбор своего профессионального будущего.

Под социальным проектированием в целом понимается деятельность:
• социальнозначимая, имеющая социальный эффект;
результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
• задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.

Слайд 6
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.); в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

А откуда же берутся идеи для проектов?
Они могут возникнуть спонтанно в педколлективе, в классе, их могут предложить специалисты- профессионалы, можно спросить об этом учеников, их родителей. Проект разрабатывается исходя из коллективного желания тех, на кого он рассчитан. Проектная работа может объединить всех участников образовательного пространства: учащихся, их родителей, учителей. В ходе этой деятельности устанавливаются партнёрские контакты с местной администрацией, её службами, учреждениями ближайшего окружения и различными спонсорскими организациями, если требуется финансовая поддержка. Необходимо продумать подсистемы обеспечения и поддержки: информационного, финансового, материально-технического, нормативно-правового обеспечения.

Слайд 7
Виды социальных проектов учащихся:
1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); например, обустройство близлежащего озера или аллеи.
2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.
3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например, проект «Школьное самоуправление» или «Выборы».
4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Слайд8
Цель социального проектирования - привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Слайд9
Основные задачи социального проектирования:
-повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
- формировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе,
- совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности,
- расчет необходимых ресурсов,
-анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальную мобильность и т.д.;
-закреплять навыки командной работы.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.);

Проекты бывают двух видов:
заказные
инициативные.
Разработка заказного проекта осуществляется по решению заказчика, например, в лице администрации школы или другого государственного органа. Инициативный проект разрабатывается группой лиц, лично заинтересованных в решении проектной проблемы, например, членами молодежной общественной организации и т.д.
Инициаторы проекта сами:
Выявляют проблему;
Формулируют цель и задачи проекта;
Проводят первичную разработку проекта.
Далее:
А) Сами завершают разработку проекта;
Б) Обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и/или поддержать проект;
В) Сами реализуют свой проект.

Технология разработки социального проекта:
План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение ин¬формации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.
Прутченков А.С. выделяет 21 шаг разработки социального проекта, которые будут нами предложены по итогам работы творческой группы. Несомненным является тот факт, что социальное проектирование, развиваясь в школе, может дать положительные результаты в формировании социальной активности детей и повысить уровень их воспитанности.

Социальный проект – это способ сделать воспитание детей реальным, а не формальным. А практика реализации социальных проектов - это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах. Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая на себя ответственность за будущее своего родного города, любой из нас тем самым становится Личностью, Гражданином, Жителем планеты Земля.

Разработка социального проекта начинается с изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. После этого формулируется социальная проблема, актуальная в данном местном сообществе. Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штапмы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло ре-зультатов...»). При формулировании проблемы важно показать актуальность, новизну, масштабность проекта, его социальную значимость. Необходимо выделить сферу применения проекта.
Раздел «постановка проблемы» можно считать качественно прописанным, если:
§ он раскрывает необходимость выполнения проекта;
§ в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;
§ проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
§ исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;
§ масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
§ проект поддерживается статистическими и аналитическими дан¬ными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические ис¬точники;
§ проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
§ нет голословных утверждений, минимум наукообразных и спе¬циальных терминов; написан кратко и интересно;
§ четко определен способ решения проблемы.
После того как четко определили проблему ставятся цели и разрабатываются задачи проекта.

Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту.
Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата.
Формулировка цели должна быть увязана с выявленной пробле¬мой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требования к формулировке цели таковы:
§ достижимость в рамках этого проекта;
§ безусловность, так как для проектной деятельности изучение .
возможных условий должно быть завершено до начала работ;
§ предусмотрение итогового результата проекта;
§ соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным ( условиям реализации проекта.

Задача в проекте - это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного, вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида).

Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям:
§ описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
§ цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами;
§ из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
§ по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача; § цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
§ постановку целей и задач авторы не путают с методами их ре¬шения;
§ язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок

При разработке проекта обязательно изучение реальных возможностей своей проектной группы, составление детального плана работы, рабочего графика по реализации всех пунктов плана, а также определение обязанностей и их распределение в проектной группе. План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме. План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.
На стадии разработки проекта определяются необходимые ресурсы и источники их финансирования, составляется бюджет проекта, разрабатывается система оценки эффективности работы над проектом. Кроме того происходит при необходимости обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям и формирование общественного мнения в местном сообществе через Дальнейшие шаги– это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

На этом этапе составляются деловые предложения по разработанному проекту, происходит поиск делового партнера для реализации проекта, проводятся официальные переговоры с реальными партнерами и получение необходимых ресурсов.

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:
§ Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?
§ На какие цели будут израсходованы средства?
§ Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?
§ Какая есть материально-техническая база?
§ Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы (членские, родительские); средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсор¬ские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?
§ На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта? Бюджет проекта обязательно должен быть «трехколоночным», где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во вто¬рой - запрашиваемые средства, в третьей - общая сумма расходов. Как правило, соотношение между имеющимися и запрашиваемыми по проек¬ту суммами должно быть 50% на 50%. Организаторы проекта должны быть убеждены в его полезности, но нельзя автоматически ожидать, что любой человек разделит ваше мне¬ние.
Проектная группа выявляет потенциальный круг благотворителей,: выясняет кто они и чего хотят, готовит привлекательную информацию о; проекте, убедительные аргументы в поддержку проекта и определяет аде¬кватные способы привлечения ресурсов. Эффективное общение и честность помогут привлечь средства, в этих целях вы можете воспользоваться фандрайзинговыми технологиями, такими как: реклама, проведение мероприятий (презентаций, событий), почтовые письменные отправления, общение по телефону, личные беседы, сбор вкладов, создание фонда развития, заем (денег или времени), работа со средствами массовой информации. Наиболее эффективной технологией для получения средств от органов государственной власти или фондов является написание заявки на грант либо участие в конкурсе проектов (по размещению средств). Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяс¬нить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых результатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении» чего-либо, то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными и проект осуществленным. Для того, чтобы не быть голословными, нужны показатели. Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике по¬казатели приобретают специфические черты. Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного деяния. Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15% населения» или «население стало на 15% милосерднее». Примерные ориентиры для оценки выполнения проекта: Количественные показатели
(востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.). Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, ри¬сунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.). Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участ¬ников, активность). Показатели общественного мнения (популярность проекта, со¬циально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации). Технологические показатели (уровень организации в целом и от¬дельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организа¬ционная культура участников). Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов.

Основные требования к проекту
1.Ограниченность (по времени, целям и задачам,
результатам и т.д.) – это характеристика проекта,
позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга.
Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах СЛАЙД и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Требования к оформлению проекта
1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления. 3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.
4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.
5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.
7. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.
8. . Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

Слайд13
Ожидаемые результаты.
1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
3. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.
4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.
5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Типичные ошибки социального проектирования - отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;
- переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;
- провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;
- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

Кто знает, может, со временем и в наших дойдет очередь и до самых смелых проектов, например, "Школьный фонтан", "Теннисный корт" и др.

Свое выступление хочу закончить словами Владимира Александровича Дукельского:

«Волны гаснут быстро, но именно они формируют образ моря и создают иллюзию движения. В культуре волны называют проектами, то есть брошенными вперёд. Проекты возвышаются над поверхностью культурного моря и потому заметны каждому. Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе».
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Людмила1474 (21.11.2014) | Автор: Осадчук Людмила Алексеевна E
Просмотров: 2056 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]