Главная » Статьи » Думаем, размышляем, спорим

Готовность учителя к инновационной педагогической деятельности
Нынче учитель обязан осуществлять функции не только лишь преподавателя, воспитателя, наставника, но и исследователя, который открывает в своем профессиональном деле новые принципы, методы обучения и воспитания, связывает устои с новшествами, строгие алгоритмы и правила с креативным поиском, применяет новые информационно-коммуникативные технологии.
Качества педагога, которые становятся профессионально важным основанием для создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе, приобретают особую значимость в условиях инновационной деятельности учителя. В педагогическом процессе и в своей педагогической деятельности он является организатором повседневной жизни своих учеников, способствует побуждению интересов, ведет учащихся за собой, а педагогическое руководство классом обязывает учителя быть изобретательным, настойчивым, сообразительным, всегда готовым к разрешению различных ситуаций. Так может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место.
В связи с этим, инновационная деятельность учителя понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики [1].
Инновационная работа учителя приводит к возникновению новых качественных характеристик деятельности самого педагога, происходит его саморазвитие как субъекта инновационного процесса школы. Ориентируясь на реализацию гуманистической, личностной направленности образования, педагог получает право на осуществление творческого самовыражения. При этом происходит сотрудничество учителя с учеником в разработке всех компонентов педагогического процесса, ликвидируется авторитарность.
При таком подходе возникает вопрос о готовности учителя к данному виду деятельности. Педагогу, осуществляющему свою деятельность в традиционной системе, достаточно владеть умениями, позволяющими ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться относительно успешного обучения. Однако для перехода в инновационный режим немаловажною роль играет готовность педагога к инновациям, так как быть готовым к инновационной деятельности – значит обладать комплексом качеств, необходимых для выявления существующих актуальных проблем образования, выбора и воплощения эффективных способов их решения.
На начальном этапе процесса включения в инновационную деятельность педагогу необходимо формировать готовность к восприятию нового и развивать умение действовать по-новому. При этом возникает ряд противоречий:
– между репродуктивным характером подготовки педагога и необходимостью продуктивной педагогической деятельности;
– между индивидуальным характером предыдущей учебной деятельности и неразвитостью групповых форм организации обучения;
– между трудностями освоения инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия в целях решения задач, стоящих как перед школой, так и перед отдельными педагогами;
– между стремлением обеспечить демократический стиль отношений учителя и ученика и недостаточным пониманием позиции ребенка [2].
Учителю необходим глубокий самоанализ педагогической деятельности для того, чтобы определить уровень готовности к инновационной деятельности, при этом можно воспользоваться следующими критериями:
– осознание необходимости инновационной деятельности;
– готовность к творчеству;
– уверенность в том, что принятое к внедрению новшество принесет позитивный результат;
– согласованность личных целей с инновационной деятельностью;
– готовность к преодолению творческих неудач;
– технологическая готовность;
– позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;
– способность к профессиональной рефлексии [3].
Цель учителя, руководителя в условиях инновационной работы заключается в применении передовых психолого-педагогических знаний с целью разработки своей траектории учебно-познавательной, воспитательной деятельности, включающей наряду с различными видами профессиональной деятельности разработку и апробацию идей исследовательской работы по образовательным направлениям. Здесь главным профессиональным качеством является креативность, т.е. творческое отношение учителя к своей практической педагогической деятельности.
Сегодня у большинства учителей инновационная деятельность вызывает затруднения, носит формальный характер. Это объясняется рядом причин: формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям, отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой, невозможность определить приоритетное направление, а значит отсутствие ощутимого результата. В связи с этим для поддержки и привлечения педагогов к осознанной инновационной деятельности в сфере образования необходимо организовывать грамотное научно-методическое сопровождение.
Таким образом, сознание каждого учителя оказывается сегодня ареной острого соперничества двух направлений. С одной стороны, это инновационные ценности и реальные прецеденты педагогического гуманизма, творчества и профессионализма. С другой – авторитарные, репродуктивно-консервативные установки и педагогические стереотипы. Если педагог готов к развитию своей инновационной активности, значит, он готов к созданию чего-то существенно нового, достойного внимания, готов к саморазвитию ибо «в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста».

Литература:
1. Вайзер Т.А. Инновационная деятельность учителя начальной школы как фактор совершенствования дидактического процесса: Дис. на соси. учен. степ. канд. пед. наук. Н.Новгород, 2006. - С.144
2. Перекрестова Т.С. О готовности учителя к инновационной педагогической деятельности // Начальная школа плюс до и после.- 2006. - № 2. – С. 3-5.
3. Павлова Е.П. Педагогическое творчество учителя в начальных классах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 88. – С. 215-217
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: ОльгаМ (11.02.2015) | Автор: Ольга E
Просмотров: 1626 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]