Главная » Статьи » Думаем, размышляем, спорим

«Рациональная организация урока – важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся»
[size=12]
ГККП «Рубежинский колледж»

Сообщение на заседании МК ЕМЦ

«Рациональная организация урока –
важнейший фактор оптимизации
учебной нагрузки учащихся»

Преподаватель математики
Калинина В.Н.

2014-2015

Хороший урок имеет своё лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учащихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:
-знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока,
-умение планировать, проводить и анализировать урок.
Реальная ценность урока – его результат; степень усвоения материала учащимися.Какими бы внешне эффектными приёмами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объём знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Целеполагание в обучающей деятельности учителя.
Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства её достижения. По сути дела, значительная часть ошибок, в т.ч. в обучении связана с некорректным целеполаганием.
Урок – это в принципе функционирование процессов целеполагания и целеосуществления.
Целеполагание – это процесс формулирования цели, процесс её развёртывания. Целеполагание как логико-конструктивная операция представляет собой следующий алгоритм:
-анализ обстановки (учебной ситуации);
-учёт соответствующих документов;
-установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению;
-выяснение имеющихся для этого ресурсов;
-выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны;
-формулировка цели.
Как видим, цель не возникает стихийно, она подготовлена сложным аналитическим процессом. Нечёткое следование алгоритму целеполагания приводит к риску формулирования не тех целей, а значит, не тех результатов.
Целеосуществление – это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в своё следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.
Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства её достижения.
На уроке, как правило, учитель работает с целеполаганием в трёх её аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем.
Учителю в повседневной практике приходится проводить уроки разных типов: уроки усвоения нового материала, уроки закрепления нового материала, уроки систематизации и обобщения учебного материала, уроки проверки и оценки знаний, комбинированные уроки и т.д.

Выявленные ошибки при формулировании цели урока:
Суть ошибки Как нельзя формулировать
Подмена цели содержанием «Познакомить учащихся с …»
Подмена цели методом обучения «Рассказать учащимся о …»
«Показать учащимся…»
Подмена цели процессом деятельности «Учащиеся решают задачи по теме…»
«Учащиеся выполняют работу…»

Содержание учебного материала.
Содержание учебного материала (СУМ) должно чётко и ясно осознаваться каждым учителем. СУМ – это фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Это материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность. Из элементов СУМ формируются взгляды учащихся на окружающую действительность. В СУМ заключены огромные воспитательные возможности.
Требования к отбору СУМ:
1. Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные факты и положения.
2. Необходимо отобрать наиболее ценную информацию, всесторонне представляющую изучаемый материал и обеспечивающую понимание его сущности.
3. Материал должен быть организован так, чтобы в нём была выделена главная идея, основное звено. СУМ для учителя – это «сырьё», из которого создаются способы учебного познания.
4. Соответствие требованиям программы.
5. Дидактическая обработка учебного материала.
6. Изучение нового на основе изученного.
7. Межпредметные связи.
8. Связь с жизнью, опытом, практикой.
Принципы отбора материала
- научность;системность;доступность;проблемность
Организация рефлексивной деятельности учащихся на уроке.
Большинство личностно ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать проблемы, вызванные динамикой развития нашего общества. Чтобы быть успешными во взрослой жизни, они должны быть готовы брать на себя ответственность, делать выбор из ряда предложенных альтернативных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность, обладать гибкостью в условиях быстрых изменений. Выпускник, по сути, должен обладать множеством ключевых компетенций, таких как самоопределение, принятие решений, целеполагание, умение вести диалог, работать в команде, давать оценку и т.д.
Одной из основных компетенций является рефлексия, т. е. осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем. Ученик может овладеть данной способностью, если во время учебных занятий будут создаваться ситуации, требующие осуществлять рефлексию. Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя.
Чаще всего рефлексия бывает в конце урока, когда есть что сказать. Но говорить ученики не всегда хотят. Точнее, не всегда и не все. Может быть, за молчанием стоит страх, нежелание пускать кого-то в свой внутренний мир или неумение рассказать о том, что у тебя внутри. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.). Но этот анализ малополезен, если не облачён в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации хаос мыслей, который возник в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.
В старших классах более глубокой становится содержательная рефлексия. Лучше всего учащиеся помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создаётся личный осмысленный контекст. Рефлексия может быть фронтальной или групповой. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Ещё более важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя.
Для содержательной рефлексии учитель может организовать эвристическую беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности, критическое отношение к ней и на перенормирование практики. Например, мы с учащимися завершили какое-то дело: изучили новую тему, провели научно-практическую конференцию, поучаствовали в олимпиаде и т.д. После этого им предстоит подумать о результатах и ответить на следующие вопросы:
1. Чего вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие впечатления?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чём вы видите собственное приращение?
6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были наиболее успешными?
7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
10. Что и почему можно изменить в нашей работе?
Ошибочным является мнение, что рефлексия уместна только в конце урока. Рефлексивную деятельность можно проводить на различных его этапах, организуя небольшие рефлексивные паузы. Например, предложите ученикам самостоятельно вывести формулу (у них достаточно для этого знаний, надо только их применить). Предупредите, что если кто-то очень захочет, то может подсмотреть в учебник. Самый смелый выводит формулу на доске. После спросите у детей: «Кто лучше запомнит: тот, кто выводил сам, или тот, кто подсмотрел? Почему?» При рассмотрении нового физического явления попросите учащихся воспроизвести примерный алгоритм изучения любого физического процесса: экспериментальное обнаружение явления – определение характеристик – математическая запись – практическое применение и т.д. Затем предложите им самим построить план урока и своей деятельности, сформулировать для себя цели.
Часто на детальную рефлексию практически не остаётся времени. Как правило, самое большое внимание на уроках уделяется изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа «Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно?», «Что и почему можно изменить в нашей работе?». Ещё большую растерянность может вызвать предложение учителя поделиться в парах или группе мнениями по возникшим в ходе урока вопросам. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать аудитории или учителю вопросы, связанные с возникшими трудностями в усвоении нового материала или его интересными моментами. Большинство задаваемых вопросов из разряда поясняющих или констатирующих факты. Всё это свидетельствует, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.
Функции педагога
1. Организация учебно-познавательной деятельности.
2. Управление деятельностью.
Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:
*соотносить содержание урока и величину нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся;
*методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей:
1) подготовительной (5—10 минут),
2) основной (25— 30 минут),
3) заключительной (3—5 минут);
*обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока, регулировать физиологическую нагрузку учащихся.
Реализация ниже перечисленных принципов создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);
Рассмотрим первый принцип: принцип гигиенически правильной организации урока, который дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация урока является основой профилактики утомления учащихся.


Факторы урока Уровни рациональности урока
Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный
1 Санитарно-гигиенические условия урока:
• воздушно-тепловой режим;
• освещенность;
• соответствие мебели росту учеников;
• чистота и эстетика кабинета;
• цветовая гамма кабинета. Соответствуют нормам СанПИНа Не соответствуют нормам СанПИНа по одному из факторов. Несоответствие нормам СанПИНа по нескольким факторам
2 Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90%
3 Количество видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2
Частота чередования различных видов деятельности Смена не позже чем через 7-10 минут Через 11-15 минут Через 15-20 минут
Количество видов преподавания Не менее 3-х 2 1
Наличие физкультминуток На 20-35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких с повторением каждого. 1 физкультминутка с неправильным содержанием и продолжительностью отсутствуют
8 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции.
9 Наступление утомления учащихся Не ранее 40 минут Не ранее 35-37 минут До 35 минут
10 Взаимоотношения «учитель-ученик», стиль общения Демократический Демократический с проблемами организации сотрудничества Авторитарный попустительский


Таким образом, использование новых технических и аудиовизуальных средств повышает наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения оптимальной работоспособности. Но с другой – технические средства обучения (ТСО) увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подаче ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.
Использование компьютеров в старших классах приводит к большей утомляемости, в основе которой лежит несколько причин:
1) за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается больший объем информации и
2) хотя форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при отсутствии обратной связи) затрудняет процесс восприятия
Результат урока: показатель знаний учащихся + качество работы учителя
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: vernik (13.04.2015) | Автор: вера николаевна E
Просмотров: 2009 | Теги: технологии. структура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]