Главная » Статьи » Думаем, размышляем, спорим

Социальная адаптация воспитанников в условиях проживания в домах юношества (центры социальной адаптации для детей – сирот и детей, оставшихся без попе
Социальная адаптация воспитанников в условиях проживания в домах юношества (центры социальной адаптации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

Цели:
- подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном обществе;
- овладение воспитанниками социальных норм поведения;
- осознание себя как гражданина страны, знание своих прав и обязанностей;
развитие личностных качеств характера.

Задачи:
- развитие и закрепление навыков персональной ответственности за самостоятельную организацию учебного процесса; навыки самообслуживания в условиях проживания в доме юношества;
- отчуждение от негативных асоциальных моделей поведения, стремление к позитивному, созидательному общению;
- приумножение социальных контактов для усвоения воспитанником всей гаммы социально-ролевых отношений;
- замена позиции сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе, на позицию полноценного гражданина общества, готового нести правовую ответственность за свои поступки;
- возрождение базового доверия к миру, формирование способностей к автономной жизни;
- постепенная замена внешнего контроля поведения (функция, которая в интернатах полностью удерживается воспитателем) на внутренний самоконтроль (процесс саморегуляции, то есть сохранять внутреннюю стабильность на определенном относительно постоянном уровне);
- формировать навыки правильного отказа от сомнительных предложений;
- стараться продолжать развивать имеющиеся способности и таланты, с целью их применения в дальнейшей жизни;
- трудоустройство воспитанников домов юношества как результат успешной социализации воспитанников домов юношества.

Актуальность:
Воспитанники домов юношества рассматриваются не только как объект социальной защиты населения, но и как категория в обществе, которая представляет собой проблемную группу.
Ведь практический опыт социальных отношений у воспитанников ограничивается лишь государственными учреждениями, в которых они находились: дома малютки, центры социальной адаптации,
закрытые школы – интернаты для детей с особыми возможностями, детские дома.
Но социальная среда очень разнообразна и представляет собой различные социальные группы общества, такие как семья, учебные учреждения, друзья, учебный и производственный коллектив, где степень развития социальных компетенций наших воспитанников будет иметь большое значение.
Период проживания в центре социальной адаптации, рассматривается нами как постоянный экзамен на способность ребят адаптироваться к новой обстановке, привыкать к новому укладу жизни, устанавливать контакты с социальным окружением [2].
Термин «социальная адаптация (от латинского adaptatio — приспособить) — процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособление к окружающей среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам» [3, с. 16].
Только 10 % выпускников детских домов находят достойное место в жизни [4]. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения со взрослыми.
«…Казалось бы, в подобных условиях следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовывать себя, планировать свое поведение… Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний» [5].
«Материнская и социальная депривация, дефицит общения со значимым взрослым, отсутствие отношений принятия, коллективные методы воспитания с недостаточным делегированием персональной ответственности и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой. Опыт педагогов, работающих в этих учреждениях, данные психологических и других научных исследований показывают, что при выходе из стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни» [6, с. 11].
Таким образом, адаптация к социальной среде воспитанников домов юношества является очень актуальным вопросом общества и ставит перед педагогами ряд воспитательных целей и задач, решение которых поможет воспитанникам успешно адаптироваться в социум.
Проблемы.
После окончания неполного среднего и среднего образования
выпускники детских домов и школ- интернатов поступают в дома юношества, чтобы получить профессиональное образование в колледжах и высших учебных заведениях.
Впервые у бывших выпускников детских домов очередной учебный год начинается не в привычной для них родной школе, где все друг друга знают, а в совершенно новой социальной среде, где к ним предъявляют такие же требования, что и ко всем остальным, не делая скидку на их социальный статус.
Это очень ответственное и сложное время для ребят, и многие из них оказываются недостаточно психологически готовыми к новой действительности, что и является серьезной проблемой на пути к их социальной адаптации.
Недостаточная психологическая подготовка объясняется самим фактом пребывания детей в государственных учреждениях данного типа, так как
1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;
2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;
3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства - утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями [1, c.3].
Оказавшись на «свободе», многие из них становятся лёгкой добычей криминального мира, пациентами нарко- и психо-диспансеров.
Даже те из них, кто имеет различные способности и таланты, не находят себе достойного применения в дальнейшей жизни.
Следующей острой проблемой выступает трудоустройство воспитанников домов юношества.
Это связано, в первую очередь, с выбором профессии. У них отсутствуют четкие представления о той или иной профессии, в результате чего формируется неадекватная оценка своих способностей и возможностей. Ограниченный выбор учебных заведений, низкая успеваемость, низкий уровень заинтересованности, недостаточно сформированные навыки коммуникации, неспособность к конструктивному решению проблем, неумение работать в коллективе, неуверенность в своих силах – все это представляет серьезную проблему при трудоустройстве выпускников домов юношества.
Причины:
• Социально-психологический портрет выпускника, для которого характерны:
• инфантильность,
• комплексы неполноценности,
• трудности в самовыражении,
• низкая самооценка,
• стереотип воспитанника детского дома.
• многим из них чужды понятия «самосовершенствование», «самореализация», «развитие себя как личности».
• считают себя слабыми и ущербными, не рассчитывают на успехи в каких-либо делах.
• стараются избегать любых трудностей.
• склонны к депрессии, живут с ощущением своей ненужности близким людям, страдают от отсутствия материнской любви и заботы, ведь большая часть ребят имеют социальный статус «оставшиеся без попечения родителей».
• долгие годы пребывания на полном государственном обеспечении создают у воспитанников иллюзию того, что «им все должны», при этом тот факт, что у них тоже есть определенные обязанности, принимают с трудом.
• не готовы к самостоятельной жизни, не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им ежедневно приходится сталкиваться в реальной жизни, без поддержки взрослых,
• не имеют навыка использования денежных средств,
• неспособны принимать самостоятельные ответственные решения, в результате чего часто попадают под дурное влияние,
• частично не умеют добиваться поставленных целей, даже незначительные трудности сбивают их с полку и вгоняют в тревожно-депрессивное состояние.
• несоответствие их адаптационного личностного потенциала условиям среды, в которую они должны включиться, что и приводит к затруднениям их социальной адаптации.
Перечисленные причины и определяют высокую степень актуальности данной проблемы.
Ожидаемый результат:
Воспитательные мероприятия должны обеспечить успешное вхождение выпускников домов юношества в систему общественных отношений, помогут приспособиться в иной социальной среде, будут способствовать формированию жизнеустойчивой личности на основе субъект-субъективного, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего подходов в воспитании и обучении.
Жизнеустойчивая личность характеризуется умением сделать правильный выбор в резко меняющемся социуме, ориентируется на саморазвитие, способна вести здоровый образ жизни [7]. Нравственность воспитанников невозможна без толерантных качеств характера. «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность»– вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков [8].

Литература:
1. Ефремова М. Ю. Проблемы социализации выпускников детских домов //Инновационные направления деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.Тришина Оксана Владимировна. Методики психолого-педагогической диагностики в постинтернатном сопровождении выпускников учреждений общественного воспитания//Общепедагогические технологии. — М.: 2007.
3.Социальная энциклопедия / Министерство труда и социального развития / Под ред. А. П. Горкина. — М.: 2011. — 438 с.
4.Современные подходы к организации образовательного процесса в МБОУ детском доме им.Талалихина. М.: 2011.
5.Разумова А. С. Адаптация к обществу выпускников детских домов / А. С. Разумова. — Иркутск, 2012.
6. Сологубова Т. К., Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов //Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. научн. ст. Вып. 4.-Новочеркасск; Ростов н/Д., 2003.-С.62–63.
6.Робин Н.Хаарр. Насилие в отношении детей в государственных интернатных учреждениях Республики Казахстан: оценка положения / Робин Н.Хаарр. — 2011. -120 с.
7. «Потребности ребенка. В центре внимания — адаптация к жизни в обществе». Материалы международной практической конференции 24–25 октября 2009 года / Под ред. Апанасевича В. С. — Апатиты, 2009. — 116 с.
8. Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских домов / Молдир Жаксылыкова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). —
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: lailaabulova (12.03.2021) | Автор: Абулова Лайла, Кутубаева Айгуль E
Просмотров: 334 | Теги: Социальная адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]