Главная » Статьи » История

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в школе.
В Казахстане происходят серьезные изменения в системе образования. Одним из факторов, обусловивших процессы реорганизации модели образования, являются процессы глобализации, затронувшие практически все аспекты нашей жизни, и информатизации образовательного процесса, связанных с современными компьютерными технологиями. Сегодня большую роль играют инновационные процессы. Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в целеполагании, методах и формах учебно-воспитательного процесса, организацию совместной деятельности педагога и обучаемого.
На основе новых информационных и педагогических технологий обучения стало возможным изменить роль учителя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем самостоятельной работы учащегося.
Ресурсы ИКТ-цифровые технологии развили новые типы коммуникаций:
- Электронная почта
- Чаты
-Конференции
-Форумы
К средствам ИКТ относят:
- Информация из интернета
- Электронные учебные пособия
- Справочники и словари
- Презентации
- Программы
- Тесты, вопросники, подготовленные с помощью MS Excel, MS PowerPoint и другие.
Результатом внедрения ИКТ-технологий в образование является расширение самостоятельной учебной деятельности учащегося. Самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме.
Следует учитывать, что для эффективного использования ИКТ учитель должен:
- Владеть основами работы на компьютере,
- Владеть мультимедийными информационными ресурсами,
- Владеть основами работы в интернете,
- Уметь внедрить ИКТ в соответствии с содержанием учебника ,
- Владеть казахским, русским, английским языками.
Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», значительно и существенно уступает своим коллегам, ведущим уроки с использованием мультимедиапроектора, компьютера и интерактивной доски.
Использование ИКТ в обучении имеет большое значение, поскольку это:
- повышение профессионально мастерства учителя
- стимул для самообразования
- владение учителем предметно-углубленной ИКТ-компетентностью
- развитие информационной культуры учащегося.
Таким образом, информационная компетентность педагога является компонентом его профессиональной компетентности, а информационная культура – обязательным качеством любого современного человека.
Меня, как и любого учителя, всегда интересовали возможности применения новых информационных технологий на уроках истории. Хочется отметить, что компьютер уже дал возможность систематизировать многие методические разработки , перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по курсу истории , учебные карточки, тесты всегда легко обновляются при изменении в учебных программах, учебниках.
На мой взгляд, применение ИКТ на уроках истории позволяет вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность, которая носит исследовательский характер. Это в свою очередь вызывает интерес к предмету. Повышается интенсивность учебного процесса, у учащихся активизируется мышление, воображение, память, внимание.
Используя ИКТ в обучении, ставлю следующие цели:
- эффективно обучать на основе образовательной программы
- Учитывать индивидуальные данные ребенка.
Примером использования ИКТ на уроках истории является использование мультимедийных презентаций. Целесообразнее применять их при объяснении нового материала. В презентации используются средства графики, аудиосредства, элементы из мультимедийных энциклопедий. Подготовка одной презентации – процесс творческий, требующий от учителя немало времени, так как каждый элемент презентации должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия учениками.
Прекрасный пример использования ИКТ на уроках истории – это использование мультимедийных карт . Интерактивные карты пришли на смену прежним, поскольку последние не выполняют много современных функций. Они более ярче, более насыщенны на восприятие и многофункциональны. В век информационных технологий они незаменимы в процессе обучения. Ребята на уроках истории могут рисовать на карте, делать необходимые пометки, располагать надписи объектов , показывать пути перемещения . Особенно эффективны они, когда учитель объясняет темы, касающиеся национально-освободительных движений, восстаний, войн. Здесь же хочется отметить, что при изучении данных тем, особенно эффективно использовать флеш-фильмы, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников, ход сражения. Восприятие материала учащимися усиливается, нежели обычная работа с картой сражений по учебнику.
Большую пользу в практической деятельности имеет использование учебно-методических комплексов (УМК). Он может представлять из себя комплекс задач, например, работа с историческими источниками, картой, историческими личностями, работа с терминами и понятиями. Целесообразно использовать данный комплекс при закреплении пройденной темы. Данная форма работы позволяет охватить весь класс, где учащиеся могут вполне реализовать свои возможности и способности. Также УМК может представлять из себя сборник тестов, которые учащиеся выполняют самостоятельно в качестве контроля знаний по изученной теме или разделу. Данные тесты могут быть составлены в программах Word, Power Point в виде текстовых заданий, а также могут представлять из себя картинки, изображения, даже фотографии.
Самое важное на уроке –это взаимодействие учителя и ученика путем бмена информации между ними. Поэтому интерактивная доска-незаменимый атрибут учебного класс. Такая доска не просто отображает, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, сохранять материалы пройденного урока для дальнейшего использования и проектирования. Это широкое поле для следующих форм работы с учениками:
- работа с кроссвордами
- работа с рисунками
- соотношение дат и событий
- работа «вставить слово», «отметить на карте» и другие.
Это может быть отсканированный исторический документ, или документ, созданный в Word,Power Point.
Следует обратить внимание на проектную деятельность учащихся. Это сравнительно новая форма работы применительно к компьютерным программам. Это работа наиболее эффективна в учебном процессе, поскольку направлена на исследовательский поиск ученика. Мультимедийный проект возникает на стыке как минимум двух учебных предметов, например, история и информатика. Все это зависит от выбранной темы. Здесь большую роль играет и использование краеведческого материала на уроках истории. Такие проекты, как правило, актуальны и ценны. Ученик с таким проектом может выступать на конференциях на республиканском уровне. Ученик и учитель могут на д проектом работать в течение нескольких учебных лет.
Таким образом, использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предмету и имеет большую значимость в учебном процессе. Следует отметить ряд положительных последствий использования ИКТ на уроках истории:
- Повышение интереса к изучению истории,
- Расширение общего кругозора учащихся,
- Расширение умений добывать знания –информацию из новых источников разнообразных источников,
- Облегчение процесса усвоения полученного материала,
- Повышение производительности труда учителя и учащихся на уроках.
Современный учитель должен идти в ногу со временем, чтобы обеспечить учащимся право на качественное образование. Информационные коммуникационные технологии позволяют достичь необходимого уровня качества, вариативности, индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.
Категория: История | Добавил: Guzyal (19.07.2014)
Просмотров: 1023 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 zhorabek_k  
Да пожалуй соглашусь, за ИКТ будущее! возьму во внимание ваши советы коллега!.

2 Наталья  
Полностью согласна с автором. Незаменимым атрибутом современного учебного класса является интерактивная доска. Хотелось бы, чтобы такая доска присутствовала в каждом классе. Большое спасибо автору за статью, творческих успехов Вам.

1 NinaBerezina  
Спасибо автору за статью, тема особенно актуальна и востребована. проанализирован и обобщен большой материал.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]