Главная » Статьи » История |
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в школе.
На основе новых информационных и педагогических технологий обучения стало возможным изменить роль учителя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем самостоятельной работы учащегося. Ресурсы ИКТ-цифровые технологии развили новые типы коммуникаций: - Электронная почта - Чаты -Конференции -Форумы К средствам ИКТ относят: - Информация из интернета - Электронные учебные пособия - Справочники и словари - Презентации - Программы - Тесты, вопросники, подготовленные с помощью MS Excel, MS PowerPoint и другие. Результатом внедрения ИКТ-технологий в образование является расширение самостоятельной учебной деятельности учащегося. Самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме. Следует учитывать, что для эффективного использования ИКТ учитель должен: - Владеть основами работы на компьютере, - Владеть мультимедийными информационными ресурсами, - Владеть основами работы в интернете, - Уметь внедрить ИКТ в соответствии с содержанием учебника , - Владеть казахским, русским, английским языками. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», значительно и существенно уступает своим коллегам, ведущим уроки с использованием мультимедиапроектора, компьютера и интерактивной доски. Использование ИКТ в обучении имеет большое значение, поскольку это: - повышение профессионально мастерства учителя - стимул для самообразования - владение учителем предметно-углубленной ИКТ-компетентностью - развитие информационной культуры учащегося. Таким образом, информационная компетентность педагога является компонентом его профессиональной компетентности, а информационная культура – обязательным качеством любого современного человека. Меня, как и любого учителя, всегда интересовали возможности применения новых информационных технологий на уроках истории. Хочется отметить, что компьютер уже дал возможность систематизировать многие методические разработки , перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по курсу истории , учебные карточки, тесты всегда легко обновляются при изменении в учебных программах, учебниках. На мой взгляд, применение ИКТ на уроках истории позволяет вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность, которая носит исследовательский характер. Это в свою очередь вызывает интерес к предмету. Повышается интенсивность учебного процесса, у учащихся активизируется мышление, воображение, память, внимание. Используя ИКТ в обучении, ставлю следующие цели: - эффективно обучать на основе образовательной программы - Учитывать индивидуальные данные ребенка. Примером использования ИКТ на уроках истории является использование мультимедийных презентаций. Целесообразнее применять их при объяснении нового материала. В презентации используются средства графики, аудиосредства, элементы из мультимедийных энциклопедий. Подготовка одной презентации – процесс творческий, требующий от учителя немало времени, так как каждый элемент презентации должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия учениками. Прекрасный пример использования ИКТ на уроках истории – это использование мультимедийных карт . Интерактивные карты пришли на смену прежним, поскольку последние не выполняют много современных функций. Они более ярче, более насыщенны на восприятие и многофункциональны. В век информационных технологий они незаменимы в процессе обучения. Ребята на уроках истории могут рисовать на карте, делать необходимые пометки, располагать надписи объектов , показывать пути перемещения . Особенно эффективны они, когда учитель объясняет темы, касающиеся национально-освободительных движений, восстаний, войн. Здесь же хочется отметить, что при изучении данных тем, особенно эффективно использовать флеш-фильмы, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников, ход сражения. Восприятие материала учащимися усиливается, нежели обычная работа с картой сражений по учебнику. Большую пользу в практической деятельности имеет использование учебно-методических комплексов (УМК). Он может представлять из себя комплекс задач, например, работа с историческими источниками, картой, историческими личностями, работа с терминами и понятиями. Целесообразно использовать данный комплекс при закреплении пройденной темы. Данная форма работы позволяет охватить весь класс, где учащиеся могут вполне реализовать свои возможности и способности. Также УМК может представлять из себя сборник тестов, которые учащиеся выполняют самостоятельно в качестве контроля знаний по изученной теме или разделу. Данные тесты могут быть составлены в программах Word, Power Point в виде текстовых заданий, а также могут представлять из себя картинки, изображения, даже фотографии. Самое важное на уроке –это взаимодействие учителя и ученика путем бмена информации между ними. Поэтому интерактивная доска-незаменимый атрибут учебного класс. Такая доска не просто отображает, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, сохранять материалы пройденного урока для дальнейшего использования и проектирования. Это широкое поле для следующих форм работы с учениками: - работа с кроссвордами - работа с рисунками - соотношение дат и событий - работа «вставить слово», «отметить на карте» и другие. Это может быть отсканированный исторический документ, или документ, созданный в Word,Power Point. Следует обратить внимание на проектную деятельность учащихся. Это сравнительно новая форма работы применительно к компьютерным программам. Это работа наиболее эффективна в учебном процессе, поскольку направлена на исследовательский поиск ученика. Мультимедийный проект возникает на стыке как минимум двух учебных предметов, например, история и информатика. Все это зависит от выбранной темы. Здесь большую роль играет и использование краеведческого материала на уроках истории. Такие проекты, как правило, актуальны и ценны. Ученик с таким проектом может выступать на конференциях на республиканском уровне. Ученик и учитель могут на д проектом работать в течение нескольких учебных лет. Таким образом, использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предмету и имеет большую значимость в учебном процессе. Следует отметить ряд положительных последствий использования ИКТ на уроках истории: - Повышение интереса к изучению истории, - Расширение общего кругозора учащихся, - Расширение умений добывать знания –информацию из новых источников разнообразных источников, - Облегчение процесса усвоения полученного материала, - Повышение производительности труда учителя и учащихся на уроках. Современный учитель должен идти в ногу со временем, чтобы обеспечить учащимся право на качественное образование. Информационные коммуникационные технологии позволяют достичь необходимого уровня качества, вариативности, индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса. | |
Просмотров: 1023 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||