Главная » Статьи » История |
Иван Грозный: противоречивый портрет
Автор: учитель истории Скрипкин И. Н. МБОУ СОШ № 68 г. Липецка Тема: «Иван Грозный: противоречивый портрет» Цели: 1) закрепление полученных знаний на предыдущих уроках; 2) формирование навыков ведения полемической дискуссии и анализа исторических источников; 3) воспитание чувства сопричастности и ответственности за судьбы своей страны. Тип урока: урок – дискуссия Ход урока 1. Оргмомент: актуализация темы в аспекте изученного материала Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы долго с вами говорили о правлении Ивана Грозного, однако его личность настолько интересна и многогранна, что требует отдельного разговора. У каждого из вас сложилось свое отношение к этому человеку и правителю. На этом уроке у вас будет возможность высказать его и, если возникнет такая ситуация, отстоять в полемическом споре. Итак, тема нашего урока « Иван Грозный: противоречивый потрет» (слайд № 1). 2. Портрет Ивана Грозного как воплощение его характера Ивана Грозного часто изображали художники. Перед вами портреты разных эпох. Каким изображен царь на них? Опишите эти три изображения (слайд №2). Учитель просит нескольких учащихся зачитать то, что у них получилось. Теперь разделите страницу на две половины. В левой стороне мы запишем эпитеты, которые характеризуют Ивана Грозного с положительной стороны, а в правой – с отрицательной (учитель вместе с учащимися подбирает эпитеты, которые учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетрадях). Что же у нас получилось? К личности царя мы можем подобрать как положительные характеристики, так и отрицательные. Давайте теперь обсудим: почему же личность Ивана Грозного, так же как и его деяния, настолько противоречивы. 3. Оценка высказывания Ивана Грозного о самом себе Вы знаете, что царь Иван прославился не только как правитель, но и как публицист: он писал полемические письма и даже исторические произведения. В некоторых из них он давал оценку самому себе. Давайте посмотрим на одно из этих высказываний (слайд № 3). Какие же пороки выделяет в себе Иван. Давайте назовем их и запишем. Согласны ли вы с такой самооценкой царя? Далее учитель организует дискуссию среди учеников через наводящие вопросы. 4. Портрет Ивана Грозного в описании современников Современники Ивана тоже оставили о нем свои воспоминания. Давайте посмотрим на то, что же думали и как характеризовали царя те, кто был с ним рядом (слайды №№4, 5, 6). Как вы думаете, что могло повлиять на оценку личности Ивана Грозного его современниками? Не всем высказывания можно полностью доверять. Тем не менее, составьте таблицу поведения царя по отношению к подданным, в быту, в церкви. Кто из вас считает, что данные оценки несправедливы? А кто поддерживает их? Подбирайте аргументы для доказательства своей точки зрения. 5. Высказывание и аргументирование собственной точки зрения по отношению к личности царя Ивана Грозного Мы выяснили то, как оценивал себя сам царь и оценивали его современники. Пожалуйста, теперь ваша очередь оценивать Ивана IV. Наводящими вопросами учитель стимулирует высказывания учащихся. 6. Вывод В истории были разные деятели. Наша с вами задача, узнав прошлое, делать правильный выбор в настоящем. Вы как будущие избиратели должны помнить о важности своего выбора, чтобы в руководителях нашего государства не оказалось такого деятеля как царь Иван Грозный, несмотря на всего его достоинства. Далее учитель выставляет оценки наиболее активным учащимся | |
Просмотров: 935 | |
Всего комментариев: 0 | |