Главная » Статьи » История |
«Внутренняя политика правительства Александра I».
Разработка урока по истории России для 10 класса «Внутренняя политика правительства Александра I». Тема: «Внутренняя политика правительства Александра I». Цель урока: Образовательная: рассмотреть реформы начала царствования АлександраI, проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти, решение крестьянского вопроса, социально-экономическую политику и крушение реформаторских надежд. Развивающая: формирование исторического мышления, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развитие умений работы в группе. Воспитательная: воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи; ответственности, толерантности. Оборудование урока: учебник «История России. XVIII-XIX века» А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов Москва, «Русское слово» 2011. Раздаточный материал: схемы, таблицы, карточки с вопросами и заданиями для групп. Тип урока: Комбинированный, групповая работа. Ход урока: Александр Сергеевич Пушкин писал о нем: «Властитель слабый и лукавый Плешивый щеголь враг труда Нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда …………………………………… Под Австерлицем он бежал, В двенадцатом году дрожал!» • «сущий прельститель» – М.М. Сперанский • «это истинный византиец… тонкий, притворный, хитрый» – Наполеон • «коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца» – А.И. Герцен Так отзывались о нем современники. Итак, о каком императоре идет речь? Кто герой сегодняшнего урока? * Ответ: Александр I Я хочу предложить вам смысловые ряды. Попытайтесь отгадать, установить, по какому принципу образованны эти логические ряды? Первый смысловой ряд – хронологический: 1777 год – 1801год – 1812год – 1825год Что связывает эти даты? * Ответ: это вехи, этапы жизни императора Александра I. 1777г. – год рождения, 1801г. – стал императором, 1812г. – победил Наполеона, Отечественная война, 1825г. – умер. Второй логический ряд образуют личности: Екатерина II – Лагарп – Павел I. Что их объединяет? * Ответ: Это очень близкие люди для Александра I. Екатерина II – бабушка, Лагарп – учитель, ПавелI – отец. Какую роль они – каждый в отдельности сыграли в формировании личности АлександраI? Третий логический ряд следующие личности вокруг Александра I: Чарторыйский, Строганов, Новосильцев, Кочубей. Кто они? * Ответ: Это «молодые друзья» Александра I, члены негласного комитета, где обсуждались и прорабатывались планы преобразований, то есть готовились реформы. Итак, мы сегодня будем говорить о внутренней политике Александра I? Открываем тетради, записываем дату и тему урока: «Внутренняя политика правительства Александра I». Определимся с задачами урока. Что мы должны выяснить на уроке? 1. Какие реформы были нужны России? 2. Какие реформы были претворены в жизнь. 3. Какие реформы оказались были последовательными удачными? 4. Какие реформы остались только на бумаге? Почему? 5. Значение этих реформ для России. Я предлагаю работу в группах. Отвечаете на поставленные вопросы и задания вместе. Отчет группы должен быть по существу, лаконичным и обязательно должен быть вывод. Группа №1 № Ф.И. учащихся оценки 1 2 3 4 Какие реформы были проведены в начале царствования Александра I? Насколько они были успешны? Почему? Дайте им оценку. Отчет группы №1 Вывод. Став императором после смерти (убийства) отца, Александру I для упрочнения власти требовалось «дней Александровых прекрасное начало». Эти реформы не затрагивали устоев самодержавия и поэтому не встретили сопротивления со стороны всех сословий. Например, указом о вольных хлебопашцах воспользовались менее 0,5% крепостных. Мы выяснили, что самыми последовательными и успешными реформами были реформы в сфере народного образования. Еще Лагарп писал Александру I, что главным условием проведения реформ в России является развитие школьного и университетского образования. Хвала Александру I: ведь именно к концу его царствования в России окончательно сложилась система высшего образования. Правда, для детей крепостных были доступны приходские училища. Значение этих мер состояло не только в обеспечении грамотности населения огромной страны, Но и подготовили почву для последующих российских реформ. Именно воспитанники созданной Александром системы образования стали главными проводниками Великих реформ 60-70-х гг. Факт: самая крупная сумма, отпущенная при Екатерине II на просветительские цели, составляло 780 тыс. рублей в год. В1804 году на образовательную сферу было ассигновано 2800 тыс. рублей. Может быть, и нам сегодня необходимо обратить внимание на вопрос кадрового обеспечения проводимых реформ, на то, что просвещение — мощная сила. Чтобы реформы состоялись, необходимы изменения в сознании населения. В 1803г. заседания Негласного комитета прекратились. Разработкой дальнейших преобразований занимался М.М. Сперанский. Группа №2 № Ф.И. учащихся оценки 1 2 3 4 Какие проекты реформ Сперанского и конституционные замыслы верховной власти были реализованы, а какие нет? Почему? Дайте оценку им. Отчет группы №2 Мы пришли к выводу, что Сперанский скорее всего умел составлять проекты в тех рамках, которые соответствовали воззрениям императора. Во-первых, Сперанский в реформах видел средство предотвращения возможных социальных потрясений, во-вторых, он видел, что Россия нуждается в преобразованиях, чтобы достойно конкурировать с европейскими странами. В основу проекта реформы системы государственного управления им был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, соответственно это Государственная дума, министерства, Сенат. Сперанский писал: «Державная власть государя императора сохранялась в полной мере, он выступал в качестве координатора всех властей и обладал исключительными полномочиями во всех сферах». В августе 1809 г.он добился принятия двух указов: 1. отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским; 2. вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов, например, для получения чина коллежского асессора необходимо было иметь университетское образовании. 1 января 1810 г. Александр I специальным манифестом учреждает Государственный совет, который должен был стать высшим государственным органом власти, но на деле он получил статус законосовещательного органа. Остальные реформы Сперанского остались на бумаге, и в марте 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород. В мае 1815 г. Польше была дарована конституция (самая либеральная в Европе). В 1818 г. Александр I пообещал всей России конституцию, но проект Новосильцева «Государственная уставная грамота российской империи» не был обнародован и приведен в действие. В очередной раз проявилась нерешительность и непоследовательность внутриполитического курса Александра I. Так как усилилось сопротивление реформам со стороны части дворянства. Группа №3 № Ф.И. учащихся оценки 1 2 3 4 Какие были попытки разрешения крестьянского вопроса при Александре I? Почему проекты отмены крепостного права не были осуществлены? Отчет группы №3. Причины неудач в решении крестьянского вопроса: 1. проекты разрабатывались в «верхах», секретно; 2. отсутствовала широкая общественная поддержка; сопротивление дворян; 3. нерешительность императора 4. была еще сильна идея самодержавия. Группа №4 № Ф.И. учащихся оценки 1 2 3 4 Дайте характеристику социально-экономической политики правительства Александра I. Каковы причины крушения реформаторских надежд? Социально-экономическая политика Александра I, как и другие сферы его деятельности, характеризовалась противоречивостью и отсутствием четких ориентиров. Исключение составляли лишь последовательная поддержка и расширение прав «третьего сословия» – купечества, а также меры, направленные на развитие промышленности. Были приняты указы: о праве покупки земель недворянами (дек. 1801г.), «О даровании купечеству новых выгод»(янв.1807г.), о праве крестьян основывать фабрики и заводы (1818 г.). Во время правления Александра I таможенная политика менялась кардинально дважды: от протекционистского тарифа 1810г. до весьма свободного в 1819г. и в 1822 вновь к протекционистскому. Для выхода из экономического кризиса после Тильзитского мира в 1808г. разработан финансовых преобразований, подготовленный Сперанским: сократили выпуск бумажных денег-ассигнаций, перешли к кредитным бумагам и привязали их к серебряному стандарту. Увеличили налоги в 2,3 раза .впервые был введен налог на доходы помещиков с земли, что вызвало недовольство дворян. Все это позволило стабилизировать финансовую систему России перед Отечественной войной 1812 г. Но так продолжалось недолго. В конце первой четверти XIX в. положение ухудшилось ( налоги собирались с колоссальными трудностями). Важным фактором в военной и социальной политике Александра I стало учреждение военных поселений, главным организатором которых был А.А.Аракчеев. В основе их создания лежала идея о переводе части армии на самоокупаемость, что сокращало расходы казны на содержание военных подразделений. Жесткий казарменный режим делало военные поселения худшей формой крепостничества (они были ликвидированы только в 1857г.). Вывод. Царствование Александра I, на которое многие вначале возлагали большие надежды, заканчивалось крайней нестабильностью в стране. Император, желавший провести реформы, но все время колебавшийся в осуществлении их на практике, своими действиями способствовал резкому обострению политических и социально-экономических проблем в России. И выступление декабристов в 1825г. стало в значительной степени следствием нереализованных замыслов верховной власти. Молодцы! Группы поработали хорошо. Были сделаны выводы. Итак, давайте подведем итоги и закрепим материал о внутриполитической деятельности Александра I. 1) Какие реформы были нужны России? Быстрое социально-экономическое развитие европейских стран требовало от России коренной перестройки внутренней жизни страны на основе личных свобод граждан и рыночных отношений. Т.е. причины реформ- растущая отсталость России, натуральное хозяйство, крепостное право, слишком похожее на рабство, полное бесправие населения страны. Таким образом, в первую очередь нужно было отменить крепостное право и принять Конституцию. 2) Каковы были практические итоги продолжавшихся в течение двух десятилетий реформаторских исканий верховной власти? Они оказались незначительными, так как либеральные преобразования Александра I были непоследовательными и не затронули политической системы самодержавия. Напротив, они укрепили ее. Это была политика, ориентированная, прежде всего на создание «цивилизованного» образа России в глазах европейского общественного мнения и соответствовала интересам привилегированных слоев общества. Но положительным было то, что в этот период в российской истории и впервые на русском языке были сформулированы конституционные принципы государственного устройства, нашедшие воплощение в последующих реформах. 3) Какие реформы оказались более последовательными и удачными? Реформы в сфере народного образования (причем больше высшего образования это касалось) и последовательная поддержка и расширение прав «третьего сословия». 4) Какие реформы остались только на бумаге? Частично на этот вопрос ответ уже прозвучал. Остались нереализованными проекты реформ по крестьянскому и по конституционному вопросам. 5) Почему не удались реформы? А) Инициатором реформ выступала верховная власть, которая сама являлась источником бесправия населения России. Провести серьезные реформы и при этом сохранить самодержавие – это невыполнимая задача. Б) Момент для преобразований был выбран неудачно. Страна переживала экономический подъем. Победа над Наполеоном вознесла ее к вершинам европейской славы. Поэтому было непонятно, почему нужно что-то менять, подстраиваясь под побежденных. В) Отсутствие широкой общественной поддержки. Не было кадрового обеспечения реформ. Сопротивление дворянства, не было поддержки со стороны «третьего сословия». Г) Именно в это время европейский либерализм переживал кризис, наблюдался возврат к консерватизму. В 1815г. – возник «священный союз» европейских монархов с целью сохранения в странах Европы монархического строя. -заполнить таблицы; -поставить оценки. Д.З.: §11, 12 вопросы. | |
Просмотров: 1499 | | |
Всего комментариев: 0 | |