Главная » Статьи » История

Урок по теме: Индустриализация
Урок по теме:
Восстановление промышленности в начале 1920-х годов. «Курс на индустриализацию Казахстана».
Автор: учитель истории Каламов Ж.А.
Цели урока:

• определить сущность понятия «индустриализация»;
• выяснить причины «индустриализации в СССР»;
• определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую политику СССР в 1921-1940гг.;
• определить свою позицию к курсу форсированной индустриализации в Казахстане;
• развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;
• воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.

Оборудование: хрестоматия, статистические материалы, атлас, карта индустриализации в Казахстане.

Опорные знания:

Даты и события:
1925 г. – курс на Индустриализацию
1927 – 1930 гг. – «Турксиб»
1928-1932 гг. – первая пятилетка
1930 г. – 6 Краевая партийная конференция

Личности: Ф.И. Голощекин, И.В.Сталин, С.Садвакасов, И.М.Губкин, Н.С.Курнаков, К.И.Сатраев, Т.Кузембаев, А.Г.Стаханов.
Понятия: «индустриализация», «Малый Октябрь», «Советизация», сырьевой придаток, угроза империализма.

В начале урока диагностика эмоционального состояния прием «Я разведчик»: Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»!
Выход на тему урока: Просмотр видеоролика http://www.youtube.com/watch?v=EJDAJum5On0
Далее характеритсика
1. Процесс индустриализации в более широком смысле, как «Подведение базы современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство», в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932), но проходил он в более сложных условиях.
2. В годы НЭПа восстановление промышленности не было завершено. Промышленное производство в целом достигло только 61% довоенного уровня.
3. Низкий уровень промышленного развития республики объяснялся также тем, что ее недра еще не были изучены.
4. Слабо были развиты средства связи и транспорт.
5. Рабочий класс был малочисленным, национальной инженерно-технической интеллигенции не было.
Далее урок строится на основе методики проблемного обучения с элементами критического мышления.

1 стадия – стадия вызова
Она предполагает:
• Изучение документа – Сталин И.В. Соч.Т. 13. С. 185.
• Несколько точек зрения историков на данную проблему.
• Выводы учащихся после изучения документа.
• Составление индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по данной проблеме).

2 стадия – стадия осмысления
Она включает:
• Краткий обзор учителем исторической ситуации после Первой мировой войны. (угроза империализма)
Вывод на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали толчок «курсу на Индустриализацию».
Выводы: а) Гражданская война, поддержка Антанты белогвардейцев, показала угрозу Запада «большевикам», коммунизму.
б) СССР – очаг коммунизма-социализма, который необходимо погасить.
в) СССР подготовка к агрессии, форсированная индустриализация
• Работу по моделированию материала в опорный конспект (ОК).

ОК
«Индустриализация оправдана»
(1927-1940)
Индустриализация - это создание и развитие тяжелой промышленности.

Причины
1. Ликвидация диспропорции в развитии промышленности центра и окраин СССР.
2. Преодоление технико-экономической отсталости края.
3. Восстановление промышленности.
4. Необходимость в обеспечении, определении новых источников сырья для развития центральных промышленных районов.
5. Идея «Малого Октября» Ф.И.Голощекина.

Класс делится на 2 группы:
«советские историки» Парламентарии – доказывают то, что индустриализация оправдана.
«Казахстанские историки» Оппозиционеры - доказывают то, что индустриализация не оправдана.

Утверждающий кейс: Опровергающий кейс:
Критерий:
Развитие промышленности в годы индустриализации.
Аргументы:
1. Развитие ведущих отраслей промышленности, основанных на местных ресурсах.
2. Строительство железнодорожной магистрали и путей связи.
3. Формирование промышленно-технической интеллигенции, рабочего класса из числа представителей коренного населения. Критерий:
Казахстан – сырьевая база СССР.
Аргументы:
1. Превращение Казахстана в сырьевую базу СССРР.
2. Слабое развитие связи и транспорта.
3. Дефицит квалифицированной рабочей силы.
4. Наследие - современные проблемы промышленности Казахстана.

• Рассуждения-споры (мини-дебаты) по разрешению проблемной ситуации:

3 стадия – стадия рефлексии: выражение отношения учащихся к изучению проблемы.

Можно провести с помощью интерактивного метода «Шляпа мышления»

белый цвет – нейтральная информация;
красный – эмоции, чувства;
синий – размышление;
зелёный – изобретение,
жёлтый – прогноз (как бы развивался Казахстан, каково было бы его положение сейчас, если бы не была проведена Индустриализация?)

Заполнение рефлективного дневника (знал, узнал на уроке, есть трудности).

Тест: ИАД

Главный вывод: В исторически короткие сроки в условиях тоталитарного режима, голода и нищеты, насилия и беззакония, рабочий класс своим героическим трудом создавал огромные материальные ценности, промышленный потенциал. Выросли многонациональные коллективы, крепло братство людей труда. Упрочились экономические связи Казахстана с другими индустриальными регионами страны.

Д/з: Написать эссе «Мое отношение к индустриализации в Казахстане»

Источник: https://cloud.mail.ru/public/01a7ffc7bf05/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20
Категория: История | Добавил: zhorabek_k (13.11.2014) | Автор: Каламов Жорабек Аманжолович E
Просмотров: 1656 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Olya123  
Очень познавательный и интересный урок!

2 Kasbek1974  
Очень хорошая разработка урока!

1 Ainagul  
Каламов Жорабек Аманжолович у Вас как всегда хорошие уроки!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]