Главная » Статьи » История

разработка урока
Предмет: История Казахстана
Класс: 7
Тема урока: «Образование улусов» (повторительно-обобщающий урок)
Цель (обучения): Сформировать целостное представление о процессе образования улусов в период Монгольской империи, его административном и государственном устройстве
Цель (личностного развития): способствовать развитию умений учащихся проводить анализ, сравнивать, делать выводы, оценивать различные процессы.
Задачи: Создать условия для продолжения усвоения учащимися знаний о Монгольской империи .Отработать навыки работы в группах. Способствовать развитию критического мышления через исследовательскую беседу. Формирование ориентированной основы действий при сравнении и анализе источников информации. Развивать навыки работы с историческими источниками; способствовать развитию умений осуществлять совместную деятельность. Воспитание духа коллективизма, умения добиваться поставленной цели на основе сотрудничества. Дидактические материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), учебник История Казахстана 7 класс, раздаточный материал
Форма обучения: индивидуально-групповая
План урока:
1. Образование улусов
2. Политическое устройство улусов
3. Законы Чингисхана
4. Закрепление
Термины: курултай, яма, пайцза, улус, орда
Ожидаемые результаты:
А) Ученики знают на сколько улусов разделилась Монгольская империя, показывает территорию на карте, может участвовать в оценивании, проводит самооценку.
В) Ученики умеют составить схему административного устройства улусов. Могут работать с историческими источниками. Работать с определениями.
С) Ученики анализируют исторический источник. Умеют выделить с дополнительного материала главное, приводить сравнения, аргументы и доказательства опираясь на источники.
Время Этапы урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание
1мин Организационный момент.
Работа на создание коллаборативной среды.
Приветствие. Психологический настрой на урок. Создание благоприятного психологического климата Работа на создание коллаборативной среды». Учитель организует психологический настрой на урок:
Прежде чем начать урок давайте психологически настроимся на урок «Мы в команде все преодолеем и Я приложу к этому все усилия» Повторяют слова за учителем групповая Формативное оценивание (похвала)
3мин Стадия вызова Пробуждение интереса к получению новой информации. Разгадывание ребуса
«УЛУС» Ученики разгадывают ребус

Фронтальное обучение Формативное оценивание (похвала)
30 мин Осмысление содержания Получение новой информации. Так как урок является повторительно-обобщающим ученики самостоятельно добывают и закрепляют знания, составляют кластер (материал с учебника и дополнительный материал - тексты прилагаются).

1. Каждая группа получает свое задание
Приложение 1,2,3

2. Защита проектов Ученики рассаживаются по группам, распределяют роли для работы в группе: спикер, лидер, секретарь, наблюдатель.

Работая с историческими источниками и материалом учебника.
Производят защиту проектов, причем выступают все участники группы. После выступления каждой группы остальные две проводят оценивание (Приложение 4) Работа в парах, в группе


5 мин Рефлексия Анализ, обобщение материала (самооценка, взаимооценка)


Рефлексия Ученики выполняют задание на рефлексию, заполняют стикеры (Приложение 5)
Индивидуальная работа Формативное и суммативное оценивание
1 мин Домашнее задание Обеспечение пониамния цели, содержания и способов выполенения домашенего задания. Проверка соответствующих записей. Домашнее задание: сравнить устройство Монгольской империи с современным Казахстаном
Наш урок подошел к концу спасибо всем и увидимся на следующем уроке! Дети записывают домашнее задание в дневники Индивидуально



Приложение 1

1. Используя материалы учебника и дополнительный материал рассказать об образовании улусов.
-территория (привести доказательства)
-укажите на карте
-временные рамки
-дать определение термину улус
-дать определение термину орда

2. Работая в парах ознакомиться с дополнительным материалом и ответив на вопросы составить краткий рассказ
- кто из сыновей Чингисхана должен был наблюдать за исполнением «Ясы»
-найдите статьи закона, в которых говорится о господствующей роли монголов
-привести
Раздаточный материал
Яса

13. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с лошади, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это…
14. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды…
15. Он запретил мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится…
16. Он запретил говорить о каком-нибудь предмете, что он нечист; утверждал, что все вещи чисты, и не делал различия между чистыми и нечистыми…
25. Он предписал султану учреждение постоянных почт, дабы знать скоро обо всех событиях в государстве…
26. Он предписал наблюдать за исполнением Ясы сыну своему Чагатаю бек Чингисхану....
39. Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором (ханом), если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете…
40. Запрещается главам народов и племен, подчиненных монголам, носить почетные титулы…
51. Никто из подданных Империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом. Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии…

«Шынгыс намэ»
Когда Чингизхан овладел вилайетами , одной стороной [которых] был Багдад, другой — Хиндустан, третьей — Дашт-и Кыпчак [и] река 'Идил , он пожаловал эти вилайеты своим четырем-пяти сыновьям. Вилайет Ирака он отдал Хулагу-хану . Угедей-хана поставил в своем вилайете. Тули-хана держал около себя. Чагатай-хану отдал вилайеты Бухары, Самарканда , Хорасана и Хисара .
Йочи-хан был старшим из его сыновей. Он [Чингизхан] дал [ему] большое войско и отправил, назначив в вилайет Дашт-и Кыпчака, сказал: “Пусть будет пастбищем для твоих коней”. Дал [ему также] вилайет Хорезма

Приложение 2
1. Используя материалы учебника и дополнительный материал рассказать о государственном устройстве Монгольской империи
-дать определение термину курултай, яма, пайцза

2. Ознакомившись с дополнительным материалом привести доказательства
Раздаточный материал
«Сокровенное сказание»

Рассказ о Великом хуралдае
И воцарились тогда мир и справедливость в улус войлочностенном, и в год Тигра у истока Онона собрался народ его на хуралдай, и воздвигли они белое девятибунчужное знамя свое и провозгласили всенародно Тэмужина Чингисхано. Там же Мухали был пожалован в гуй ваны, а Зэва Чингисхан отослал вдогонку за найманским Хучулуг-ханом.
Так закончив объединение всех монгольских народов, Чингисхан повелел: «Своих нукеров непоколебимых, кои державу нашу создавали, возвысить я повелеваю в тысяцких ноёнов!»

Что до женщин их и людей, оставшихся при грузах или дома, то поставки (взносы), что производились, пока сам человек был дома, остаются в силе, до того, что если случайно повинностью того одного человека будет его личная помочь (в значении барщины), а мужчины не окажется, то женщина [того двора] выйдет лично и выполнит дело.
Места смотра и учета войска так устроены, что через них уничтожена необходимость смотрового приказа, и служащие такового и их помощники уволились.
Все люди разделены на десятки, в каждой десятке один человек назначен начальником других девяти; из среды десяти начальников одному дано имя сотника – и вся сотня ему подчинена. Таким родом дело идет до тысячи и достигает десяти тысяч, над которыми поставлен начальник, называемый темником. В сем соответствии и распорядке, какое дело ни возникнет, потребуется ли человек или вещь, дело передается темнику, этим последним – тысяцкому, и так далее до десятника.

И еще: когда удлинилось и расширилось протяжение их царства, и стали случаться важные события, невозможно стало без сообщений о положении врагов. Приходилось также перевозить ценности с запада на восток и с дальнего востока на запад.
Посему учреждены ямы чрез всю ширь и длину страны, и определены припасы и расходы по каждому яму, положено число людей и животных и [количество] яств, питий и прочего снабжения, и произведена раскладка на тьмы (тумэны): по одному яму на две тьмы, чтобы раскладка была по числу и чтобы сборы были взысканы, дабы путь проезда послов не удлинялся из-за [неудобства] посадки на перекладных и дабы ни войско, ни крестьяне не терпели постоянного беспокойства.
И послам он дал строгие приказы беречь животных и все другое… Ежегодно ямы должны осматриваться: коль будет какой недостаток или убыль, надо брать замену с крестьян.

Из исследования о монголах
…В обычной администрации Монгольской империи не лук (или колчан) использовался в качестве знака, а «пластина власти», как называет ее Марко Поло. Она была известна как паице (по-русски, пайцза). При Чингисхане знаком чиновника первого ранга была золотая пластина с головой тигра; на ней содержалась иероглифическая надпись: «Священный Декрет Тьен-це («Данного небом»), императора Чингиса. Пусть дела вершатся по воле его». Знаком второго ранга была простая золотая пластинка с той же первоначальной формулой, сопровождавшаяся одним словом - «срочно». Серебряная пластина с той же надписью представляла знак третьего ранга. В Персии, при иль-хане Газане (1295-1304 гг.), знак высшего ранга был круглым и сделан из золота, он имел изображение головы тигра; знак второго ранга, похожий на него, был особым образом декорирован. При Хубилае пластина темника, сделанная из золота, имела выгравированную голову льва; тысяцкого - из золота или позолоченного серебра; сотника - из серебра. Когда обстоятельства требовали наделения официального лица высшей властью, символом на пластинке был кречет.

Приложение 3
1. Что такое Яса?
2. Какие сферы общественной жизни регулировал данный закон?

Раздаточный материал
Яса

5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
7. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.
11. Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал, как средство быть угодным Богу.
13. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с лошади, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.
14. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды.
17. Он запретил им оказывать предпочтение какой-либо из сект, произносить слова, употребляя почетные названия, а при обращении к султану или к кому другому должно употреблять просто его имя...
19. Он предписал, чтобы женщины, сопутствующие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин в то время как последние отлучались на битву...
26. Он предписал наблюдать за исполнением Ясы сыну своему Чагатаю бек Чингисхану...
28. От убийства (казни за преступление) можно откупиться пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет (барыш), а за китайца рассчитавшись одним ослом.
29. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой десяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана.
30. Чингисова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно, щадить страны и города, покоряющиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его.
34. Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства. Раздел имущества основывается на таком положении, что старший получает больше младших; меньший же сын наследует хозяйство отца. Старшинство детей рассматривается соответственно степени их матери, из числа жен одна всегда старшая преимущественно по времени брака.
39. Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором (ханом), если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете.
50. (Разные наказания, положенные за кражу: от смертной казни до телесного наказания – от 7 до 700 ударов.)
51. Никто из подданных Империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом. Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии.
52. (О запрещении под страхом смерти скрывать беглых рабов, кормить их и т.п.)
53. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки в первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц (далее следуют обязанности жены по дому и хозяйству). Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой (далее – о правах потомства от разных жен).
57. Шпионы, лжесвидетели, все люди, подверженные постыдным порокам, и колдуны приговариваются к смерти...
Когда Чингисхан устанавливал основные правила и наказания к ним и все передал письменно в книге, повествует ал-Макризи, он дал наименование Ясы или Ясака. Макризи далее сообщает: «Когда редакция книги была окончена, он (Чингисхан) велел эти законы вырезать на стальных досках, и сделал их кодексом для своей нации...»

Приложение 4
Посоветуйтесь и оцените работу выступающей группы (30 сек)
да Нет Почему?
Хорошо ли выступила группа?


Чтобы Вы посоветовали чтобы выступление было еще лучше

Приложение 5
1. Больше всего на уроке мне понравилось…
2. Больше всего на уроке мне не понравилось…
3. Что нового я узнал…
4. Что я хотел бы узнать…
Категория: История | Добавил: nur-ut (22.05.2019) | Автор: Нургуль E
Просмотров: 379 | Теги: конспект-урока, Нургуль, история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]