Главная » Статьи » Английский язык |
"Эвристическое обучение, как форма организации проблемного обучения на уроке иностранного языка"
В настоящее время методисты и педагоги все больше внимания уделяют вопросу о месте и роли проблемного обучения в школе, о путях его реализации на уроках иностранного языка, об эффективности применения данного вида обучения. Также остро стоит вопрос о том, что задание проблемного характера приобретает целый ряд специфических особенностей на уроках иностранного языка, обусловленных природой искусства, так как данный учебный предмет отличен от других спецификой своего содержания. Только этот предмет в полной мере способствует формированию коммуникативной культуры, мировоззрения учащихся, их взгляда на мир. Поэтому для педагога необходимо определить ряд оптимальных, наиболее эффективных методов и форм организации проблемного обучения на каждом уроке. Одной из таких форм является использование методов эвристического обучения. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Методика проблемного обучения построена так, что педагог направляет учеников на получение прогнозируемого результата. Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. В эвристическом обучении учитель не всегда может предвидеть, какое решение поставленной проблемы выберут ученики. В таком обучении используются задания, которые называют «заданиями открытого типа», и они могут иметь несколько вариантов решений. Ученики сами выдвигают возможные гипотезы решения проблемы, проверяют их и могут получить новый неожиданный результат. Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового. В настоящее время я разделяю мнение педагогов, которые считают, что эвристическое обучение можно отнести к одному из видов проблемного обучения. Оно основано на использовании эвристических методов и ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе решения проблемных ситуаций, которые носят как практический, так и теоретико-познавательный характер. Эвристическое обучение представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. По мнению М.И. Махмутова, эвристическое обучение на уроке организуется посредством постановки учителем проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы). Таким образом эвристическое обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых. Для успешной организации эвристического обучения на уроках иностранного языка предусматриваются следующие условия: создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся; обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации; соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности (сильным учащимся давать задания повышенной трудности, например роль ведущего); соответствие возрастным интересам учащихся; формирование у школьников операционных умений решения проблемных задач. Считается, что последнее условие особенно важно и одним из путей его реализации является решение учителем одной из проблемных задач в присутствии учащихся: анализ ситуации, выявление проблемы, формулировка проблемы и осуществление поиска ее оптимального решения. Таким образом, учащиеся имеют возможность наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления. Как показывает практика, эффективен и такой прием, как совместное решение задачи учителем и учащимися. Его целесообразно использовать для уяснения логики, последовательности и этапов решения проблемных задач. Эти приемы являются и своеобразными ступеньками, которые должны пройти ученики, прежде чем они научатся самостоятельно решать проблемные задачи. Применяя активные формы эвристического обучения на занятиях для развития способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, я сталкиваюсь с психологическими проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно: 1) умение сформулировать проблему; 2) умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия; 3) умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации не только у школьников, но и у меня. Учителю нужно сформулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему. Например, при изучении темы «Достижения науки и техники» я предлагаю учащимся проблемную ситуацию «Как технология и средства массовой информации способствуют взаимопроникновению культур?» При составлении проблем-вопросов учитель руководствуется правилом: все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений. Проанализировав опыт учителей и свой личный педагогический опыт, мы можем говорить о том, что эвристическое обучение является весьма эффективной формой организации проблемного обучения на уроках иностранного, так как оно не только способствует развитию логического мышления, критического мышления, творческих способностей учащихся, но и позволяет лучше, полнее понять предмет, что отражается на развитии и качестве знаний учеников. | |
Просмотров: 1425 | |
Всего комментариев: 0 | |