Главная » Статьи » Английский язык

Особенности преподавания английского языка в малокомплектной школе
Особенности преподавания английского языка в малокомплектной школе
«Менять педагогические ориентиры –
это самое трудное и самое необходимое,
что приходится делать сегодня»
В.А.Караковский
«Teachers provide a social and
intellectual environment
in which students can learn»
James Macgregor Burns
В силу сложившихся исторических и географических особенностей Казахстана – огромная площадь и низкая плотность населения, миграция населения, трудности социально-экономических условий на селе – в республике имеется очень много малокомплектных школ (МКШ).
Само понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании», (ст.1 п.58) как «общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий». Развитие современной малокомплектной школы является одним из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан. В «Концепции развития малокомплектных школ Республики Казахстан на 2010-2020 годы» констатируется, что из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются малокомплектными школами, что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности расположено 6032 общеобразовательных школ, Из них 4139 – МКШ, что составляет 68,6% , а за последние 15 лет количество МКШ резко увеличилось. Практически каждый четвертый учитель работает, и каждый шестой казахстанский школьник учится в условиях МКШ.
Проблемы МКШ в РК привлекли к себе пристальное внимание ряда казахстанских ученых и инноваторов образования, в числе которых Хайрутдинова Р.С., Акрамова А., Лебедева Л., Акпаева А,, Адильгазинов Г.З. и Щеглов С.Г. На решение проблемы повышения профессиональных умений учителей МКШ своевременно указал ректор КазНПУ им. Абая Пралиев С.Ж. под руководством которого с 2008 года реализуется научно-исследовательский проект «Развитие системы информационного образования: Академия малокомплектных школ Республики Казахстан КазНПУ им. Абая».
Кроме того, особенностью МКШ является многопредметность в работе учителей. На Востоке говорят: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». Труд любого учителя – это труд огромного, может быть, не всегда осознаваемого общественно-государственного значения, труд чем-то рутинный и однообразный, который по плечу только сильным и увлекающимся личностям, а каков труд учителя малокомплектной школы?
В чём специфика работы учителя английского языка в малокомплектной школы? Работа здесь нестандартна, неповторима, сложна и интересна. Специфика малокомплектных школ заключается в том, что «малокомплектность» подразумевает объединение по вертикали учащихся двух, трёх, четырех классов в один класс-комплект, что определяет специфику построения содержания, форм организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и по английскому языку.
Одновременно позволяет обозначить трудности в овладении иностранным языком: совмещение классов с разновозрастными детьми, отсутствие методик обучения иностранному языку в классах-комплектах; учебного плана; программы обучения иностранному языку; учебников; дополнительных методических пособий для изучения иностранного языка, учитывающих специфику малокомплектности. Как показывают данные мониторинга качество знаний по английскому языку в вышеназванной школе за последние три года составляет: 2009-2010 гг. – 66%, 2011-2012 гг. – 62%, 2012-2013 гг. – 53%. Наблюдается также снижение уровня интереса к изучению английского языка: соответственно по годам: 87%, 72% и 51%. В связи с чем возникает необходимость выделения ряда особенностей преподавания иностранного языка в малокомплектной школе.
Какой быть малокомплектной школе ХХI века? Чему и как учить детей в малокомплектной школе? Я часто задаю себе вопрос, каким будет человек, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нем сегодня? Всматриваясь в лица своих учеников, пытаюсь найти ответы на непосредственные вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу мне душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Какие необходимо создать условия для развития ребёнка и сохранения его здоровья?
Что сделать для того, чтобы образование состоялось? Современный учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой.
В малокомплектной школе на самостоятельную работу отводится 2/3 времени урока, а на работу под руководством учителя только 1/3. Поэтому для улучшения качества образования и мотивации учащихся считаю, что необходимо вводить инновационные педагогические технологии приемлемые в МКШ. Для повышения качества образования и мотивации учащихся в МКШ не все современные технологии эффективны при проведении урока.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Наиболее приемлемые современные педагогические технологии для МКШ:
• коллективный способ обучения,
• обучение в сотрудничестве,
• информационно-коммуникационные,
• уровневая дифференциация

К сожалению, применение информационных и коммуникативных технологий в сфере образования далеко отстают от потребности.
При этом мы, как и все, столкнулись сразу с несколькими трудностями, которые не всегда мы можем преодолеть самостоятельно:
- желания детей и педагогов не подкреплены соответствующей материально-технической базой; (слабая материально-техническая база);
- отсутствие образовательных программ для учителя по организации образовательного процесса в условиях МКШ;
- непосильная загруженность учителей;
- многопрофильность в педагогической деятельности учителей МКШ;
- частая сменяемость педагогических кадров;
- отсутствие организации дополнительного образования и культурных центров;
- при использовании наглядности в работе с одним классом, другой машинально отвлекается от предложенной работы;
- неготовность родительской общественности осознания того, что в малокомплектной школе дети должны самостоятельно работать.
В чем же прослеживается решение этих проблем?
Я считаю, что в условиях МКШ целесообразно использовать педагогические технологии уровневой дифференциации, разновозрастного обучения, критического мышления, коллективного способа обучения, концентрированно-интенсивного, модульного, проектного обучения, информационно-коммуникационные и другие технологии. Посредством технологизации компоненты образовательного процесса обретают свою целостность, комплексность, прогнозируемость результатов, обеспечиваявысокую степень преемственности всех уровней образования на основе сквозных, интегрированных образовательных программ.
Именно поэтому одним из важных средств повышения качества учебно-воспитательного процесса, успешного усвоения знаний детьми в малокомплектной школе, формирования у них умений и навыков является использование новых педагогических технологий.
Многие годы я работаю по УМК Татьяны Ивановны Ижогиной «Magic English». Методическое пособие написано для всех, кто работает с английским языком в 1-4 классах общеобразовательной школы и детскому саду. Оно содержит обзор современных методик обучения всем видам речевой деятельности на коммуникативной, личностно-ориентированной, деятельностной основе. Пособие является копилкой эффективных приемов, интересных и развивающих игр, песенок и рифмовок. Обладая целым рядом достоинств, система Magic English уникальна: только работая по этой системе можно обучить 5-7 летнего ребенка бегло, осознанно и выразительно читать за считанные дни. Фантастика – скажете вы. Нет, это реальность. Апробация мной УМК доказала, что по окончании 2 четверти в 5 классе, учащиеся владели речевыми умениями и языковыми знаниями, достаточными для того, чтобы начать работать по программе Аяповой с УМК 5 класса. В области лексики, за 4 месяца, дети овладевают приблизительно 350-400 лексических единиц. По принципу разноуровневости активный запас отдельно взятого учащегося может составлять 200-500 лексических единиц. Следует помнить, что лексика, грамматика и фонетика подаются лишь в ситуациях общения и через текст.
Грамматический материал подается порциями, в цикле логических игр, учащиеся трактуются как исследователи.
«Грамматикея»- это дидактическая игра, основанная на системно - деятельностном коммуникативном подходе, представляющая собой ряд проблемных ситуаций, решая которые, учащийся постигает суть видо-временных форм глагола, может послужить хорошим подспорьем в работе каждого преподавателя.
На площадь игр
Играть интересно? Что ж, пойдем на главную площадь Present Continuous, там только этим и занимаются. Скорее на площадь! Попасть туда не так-то просто: нужно пройти по этой лестнице, распевая на мотив песенки «В лесу родилась елочка...» надписи на ступеньках. Нелегкая задача! Три-четыре... начали!!!
They are
You are
We are
She is
He is
You are
I am


________________________________________
I, You, He, She, We – местоимения. I это «Я», You – «Вы», He – «Он», She – «Она», We – «Мы». А вот обращения на «Ты» в английском языке нет. Вот такие они вежливые...
Как ты уже догадался из нашей песенки к I нужно прибавлять am,
к He и She – is, a к You и We – are.
Is прибавляется к существительным-подлежащим в единственном числе, а are – во множественном. Например: This dog is sleeping. (Эта собака спит (сейчас)). Cats are playing. (Кошки играют (сейчас)).
И ещё одно маленькое, но важное замечание – I всегда пишется большой буквой!
Над площадью огромное табло. На нем загорается первое задание: слово «I» и портрет человечка-глагола Play. Звучит веселая музыка... Нам нужно выложить по-английски предложение «Я играю», чтобы смысл был таким: я играю именно сейчас, у нас на глазах.
Что нужно поместить после слова «I»? Ну, конечно, am! Где? Где am? Быстро щёлкаем по нему мышкой. Машинка -ing тут же подъезжает к глаголу «play». Получилось I am playing. Правильно ли?

Ура! Слова вспыхнули разноцветными лампочками. Мы правильно составили первое предложение.

Начнём игру!
Десять предложений на табло. Десять раз тебе нужно поместить вспомогательные слова на место, чтобы справится с заданием. Не ошибись!
am is are
She ? walk
He ? play
We ? greet
You ? sweam
Памятка для заучивания правил чтения.
Применяй глаголы Am, Is, Are в следующих случаях:
Случай первый

The box is small. Pete is tall.

Mice are bad. Если Кто-то есть Какой-то,
Не забудь поставить is.
Петя рослый - Pete is tall.
Ящик мал - The box is small.
То же самое про Многих
Говорят со слово are:
Дети рады - Kids are glad.
Мыши плохи - Mice are bad.
Если хочешь сам себя ты
Похвалить иль поругать:
I am good и I am bad,
I am happy. I am sad.

Kids are glad.



Случай второй

John is a sailor. Если кто-то служит Кем-то,
Снова is мы говорим:
Джон моряк - John is a sailor.
Джим портной - Jim is a tailor.
А про многих мы, конечно,
Снова скажем слово are.
Про себя мы скажем am -
Ясно каждому и всем.
Jim is a tailor.
Кто где?
Расставь слова am, is, are в следующих предложениях:
am is are
Птицы в лесу – Birds ? in the forest.
Они сражаются – They ? fighting.
Миша высокий – Mike ? tall.
Мальчик пишет – The boy ? writing.
Инна в спальне – Inna ? in the bedroom.
Актуальным для нас является тот факт, что изучение английского языка при 2 часах в неделю неэффективно: длительные перерывы между занятиями вызывают у маленьких детей полное забывание только что изученной лексики, не дают сформироваться правильным произносительным навыкам, запомнить грамматические структуры. Это приводит к ослабеванию интереса к предмету из-за частого повторения и топтания на месте. 90 часов в год – оптимальный вариант, признанный во всем мире. Большинство западных учебников рассчитано на 90 часов.
Также хотелось поделиться опытом работы с методикой Дмитрия Петрова «Полиглот», которая доступно и не совсем обычно, предлагает овладение английским языком всего за 16 часов (занятий). Прошедший год я проводила уроки, применяя данную методику в старших (9-11) классах и хочу поделиться опытом. Методика хороша тем, что все уроки записаны в виде видеоуроков, на которых автор работает с группой студентов, объясняя и практикуя. На любой минуте мы можем остановить ролик и выполнять задания, повторять следом за автором, кстати, владеющим более 30 языков полиглотом.
Необычна специфика подачи грамматических временных форм. Основные три временные формы глагола: прошедшее, будущее и настоящее представляются одновременно в одной таблице и запоминаются до уровня автоматизма. Это действительно работает!
Учащиеся 9 класса за 2 урока стали легко различать формы и переводить с родного языка на английский простые фразы и предложения, чего не было достигнуто за прошедшие 3 года изучения языка. Ученица 10 класса выбрала на ЕНТ 4 предмет английский язык и после применения данной методики Петрова стабильно набирает от 18 до 22 баллов. В интернете есть все фильмы по данной методике и также обрезанные уроки, где содержится теоретический материал. Выпущены приложения для сотовых телефонов по методике, они очень интересно разработаны, например 2 урок разблокируется только в том случае, если ученик сдаст тест на 4. От систематического прохождения уроков запоминание грамматических конструкций предложений доводится до автоматизма, что и является главной задачей методики.

Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера не удастся, да и не нужно. Поэтому при возможности компьютер должен стать нашим помощником в процессе обучения.
Во-первых, важен для детей фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме.
Во-вторых, наши учащиеся легко и быстро осваивают новые технологии, так как у них еще не сложился стереотип мышления.
В-третьих, компьютер поможет организовать обучение детей с учетом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку и ее исправление.
Внедрение инновационных образовательных технологий не дань моде, а необходимость, продиктованная временем. Поэтому учителю МКШ предстоит создать новый комфортный образовательный процесс, построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка, изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых образовательных технологий как совокупность традиционных и инновационных методов и приемов. Ее должен обновить учитель, овладевший новыми технологиями обучения с помощью методического объединения учителей и посредством повышения своей квалификации для работы в специфических условиях МКШ.

Использованная литература:
1. «Академия малокомплектных школ Республики Казахстан
КазНПУ им. Абая»., http://vsa.kaznpu.kz/.
2. «Концепция развития малокомплектных школ в Республике
Казахстан на 2010-2020 годы», Астана, 2011.
3. Подзорова С.В. «Современная сельская малокомплектная школа:
проблемы и пути их решения ». Научно-методический журнал
«Сибирский учитель»- 2008, №3, с.57.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии
в системе образования, М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Решение проблем МКШ, http://vsa.kaznpu.kz/.
6. Сманов К.Б. "Современные технологии обучения и воспитания
в малокомплектной школе", http://kollegi.kz/.
7. Т. И. Ижогина “Magic English”-2003г.-издательство «Феникс»
8. Д. Петров «Полиглот» видеокурс 2011г.
Категория: Английский язык | Добавил: БК (02.10.2014) | Автор: Агжанбаева Бахытжамал Кенесовна E
Просмотров: 2582 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Aigul  
В статье раскрываются основные виды работы в малокомплектной школе: коллективный способ обучения, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные, уровневая дифференциация. А также даны примеры игр, которые можно использовать. Раскрыты трудности работы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]