Главная » Статьи » Математика

УРОК ОДНОЙ ЗАДАЧИ
Храпова Светлана Николаевна.
Учитель математики «КГУ «Гимназия № 1 г. Темиртау»
УРОК ОДНОЙ ЗАДАЧИ

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует
хороших учителей»
(Д. Пойа)

В Концепции развития образования до 2015 года четко определена цель среднего образования: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные нравственно ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Новые установки обусловили модернизацию системы среднего образования страны, задача которой заключена в необходимости перевода современной школы в компетентностную, продуктивную, преобразовательную, что ведет за собой необходимость кардинального пересмотра целей, структуры и содержания школьного образования. В решении поставленной задачи математике отводится немаловажная роль.
Математика как учебный предмет является одной из составляющих государственного компонента базисного учебного плана среднего общего образования Республики Казахстан.
Моя общеобразовательная концепция направлена на формирование ключевых компетенций и состоит в развитии познавательной и творческой активности учащихся на уроке через расширение границ изучаемого материала, систематизацию и обобщение знаний, использование различных методов для решения одной математической задачи с целью создания оптимальных условий в обучении математике детям с разными математическими способностями.
Я уже давно заметила, что при решении задач только одним способом учащиеся ограничиваются единственной целью - найти правильный ответ . Если же предполагается применить при этом несколько способов, школьники стараются отыскать наиболее красивое, оригинальное, экономичное решение. Для этого они вспоминают многие теоретические факты, методы и приемы, анализируют их с точки зрения применимости к данной в задаче ситуации, накапливая определенный опыт использования одних и тех же знаний в различных вопросах. Как сказал венгерский математик Пойя, «лучше решить задачу десятью способами, чем десять задач одним». Все это активизирует учебную деятельность, заставляет ученика мыслить, прививает интерес к предмету.
Для лучшего усвоения учащимися решения задач разных видов использую в работе "Урок одной задачи".
Урок одной задачи – это поиск разных способов решения этой задачи; это урок эрудиции, знаний и творчества.
На уроке одной задачи у ученика появляется возможность найти свой способ решения, то есть способ, который ему понятен, в котором он может максимально выразиться. На этом уроке ученик услышит разные рассуждения, мнения, увидит различные приёмы решения. Таким образом, учитель формирует личность, способную думать, отстаивать своё мнение, находить выход из создавшейся ситуации, а в перспективе – разбираться в жизни, в людях. Этот урок не оставляет равнодушным ни одного ученика.
Для одних уроки одной задачи – соломинка для спасения в трудном мире математики, для других – открытие мира красоты и изящества любимого предмета, а для третьих – путь к пониманию в общении с одноклассниками и учителем. Урок одной задачи помогает каждому ученику найти свою нишу для самовыражения и понимания себя и других.
Решение задачи различными способами требует применения комплекса ранее изученных знаний. Значит, это процесс систематизации усвоенных учащимися знаний и умений. К тому же при решении задачи различными способами у ученика формируется умение анализировать прочитанное, правильно оформлять свои записи, письменные работы.
На таких уроках задача выступает уже не только в качестве иллюстрации теории, а рассматривается и как самостоятельный объект, как средство развития исследовательской деятельности учащихся.
Поиски различных способов решения математических задач, рассмотрение всех возможных способов решения, критическая оценка этих способов с целью выделения из них наиболее рационального – важный фактор развития математического мышления. При этом прежде всего развивается гибкость (нешаблонность) ума, которая проявляется в быстроте ориентировки в новых условиях, в умении видеть новое в известном, выделять существенное, выступающее в скрытой форме. Нельзя не учитывать и того, что решение задачи различными способами развивает навыки самоконтроля у учащихся, поскольку ответ при всех найденных способах решения одной задачи должен быть одинаков. Решение задачи различными способами – это увлекательный творческий процесс, развивающий воображение, подталкивающий учащегося
придумывать, искать все новые и новые решения задачи. Известны случаи, когда процесс поиска решений одной задачи растягивался на долгие годы; об этом рассказывает С. Азлецкий в своей статье «Десять решений одной задачи» : встретившись однажды с задачей «Доказать, что сумма углов пятиконечной звезды равна ста восьмидесяти градусам», он так увлекся ею, что искал всё новые решения в течение 35 лет. За это время было найдено 10 способов доказательства.
Безусловно, что решение задач различными способами воспитывает интерес у учащихся к математике, иллюстрирует эстетический потенциал этого предмета. Следовательно, можно говорить и о воспитательной функции таких задач.
Обобщим выявленную ценность задач, имеющих несколько способов решения. Мы можем говорить о формировании ключевых компетенций: информационной, интеллектуально-познавательной, коммуникативной, исследовательской, самообразовательной.
Однако увлекаться этой формой не следует. Такие уроки станут наиболее эффективными, если их проводить один или два раза в четверть. Тогда можно подобрать такую задачу, при решении которой действительно применялся бы большой объем теории. В заключении хочется отметить, что работа учителя – это постоянный поиск и творчество, поэтому каждый выбирает свои методы, пользуется своими индивидуальными приемами.
«Хороший учитель обязан понимать, что никакую задачу нельзя исчерпать до конца. Этот взгляд он должен прививать и своим ученикам» (Д. Пойа)
Категория: Математика | Добавил: kriga (10.01.2015) | Автор: Храпова Светлана Николаевна E
Просмотров: 1605 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]