Главная » Статьи » Математика

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА, КАК ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА, КАК ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Б.А. АЛИБАЕВА, А.С. АМИРБЕКОВА
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психиче¬ского и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты(из них около 200 миллио¬нов детей с ограниченными возможностями) [1].
Более того, в нашей стране, как PI во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отраже¬ние в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государствен¬ного социального обеспечения. Остановимся на социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами, обсудим некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возмож¬ностями. За рубежом, где такая деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать понятия абилитации и реабилитации. Абилитация - это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в про¬шлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности. Pea билитация объединяет оба эти понятия, причем предполагается не узкомедицинский, а более широкий ас¬пект социально-реабилитационной работы [2].
В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активи¬зация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, суще¬ственно зависят от многих внешних и внутренних факторов.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление инвалида к условиям социальной сре¬ды, а социальная автомизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социаль¬ной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В тоже время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным действиям.
Процесс социальной реабилитации, даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивает¬ся неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взросло¬го и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и раз¬вилкам и. [3]
Под проблемами социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих проблем является несоответствие тре¬бований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.
Трудности овладения социальной ролью возникает чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).
Трудности реабилитации могут быть связаны и с тем, что внутри социума наблюдается «размытость» образов ролевого поведения (например, стираются границы между представлением об уверенности и агрес¬сивном поведении, между мужским и женским образом жизни). [4]
В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по по¬воду содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения.
Условия организации жизнедеятельности детей в интернатах создают внешние трудности для успеш¬ной социальной реабилитации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.
Наиболее серьезным следствием инвалидности является утрата «базового доверия к миру», без кото¬рого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.
Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма - с другой.
Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие автономности ребенка, его инициа¬тивности и ответственности за свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское «мы»). В более поздних возрастах действие этого механизма может провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости.[5]
Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают гипертрофированную адаптирован- ность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.
Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социаль¬ный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в социальном развитии.
Причины возникновения проблем вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требова¬ний, которые предъявляет окружающий социум.
Критериями преодоления этих трудностей могут быть следующие:
1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способ¬ность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использо¬вать те условия, в которых складываются отношения ребенка;
2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих ин¬дивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;
3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действи¬ям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способ¬ность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.
Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовке ребенка к преодолению труд¬ностей социальной реабилитации. Они могут рассматриваться только в комплексе.[6]
Главное, что должен учитывать социальный работник - это то, что его деятельность является не узко-специализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим на¬рушения развития, и их семьям. Причем дети, развитие которых существенно нарушено, обычно сразу по¬падают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как пра¬вило, очевидны. Напротив, распознавание детей, которым лишь грозит риск нарушения развития, может быть затруднено, и характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не представляются оче¬видными. Не только малый вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с це¬лью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития.
Основная цель ранней социально-реабилитационной работы - обеспечение социального, эмоциональ¬ного, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие пер¬вичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в резуль¬тате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.
Здоровье и благополучие детей - главная забота семьи, государства и общества. Первоосновой защи¬ты детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государ¬ственные законы и местные положения, инструкции и методики.
В последние годы наблюдается рост численности детей инвалидов с их специфическими проблемами и трудностями. Большую роль в становлении личности ребенка-инвалида, способной успешно интегриро¬ваться в социум, играют его родители. Поэтому работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными, возможностями, является одним из приоритетных направлений социальной работы.
Вопрос о причинах рождения детей-инвалидов до сих пор до конца не изучен. Среди факторов риска ученые называют генетику, экологию, неблагополучный образ жизни, инфекции и перенесенные заболева¬ния родителей. Казалось бы, с развитием современной медицинской диагностики подобные случаи не долж¬ны повторяться, но проблема продолжает оставаться актуальной.
Долгие годы об этом не принято было говорить вслух, и фактор общественною молчания, как и соз¬данная система закрытых учреждений для детей с тяжелыми нарушениями, привели к тому, что именно эти дети зачастую оказываются изолированными от общества, а семьи - наедине с собственной горечью и про¬блемами.
Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и различ¬ными по своей природе психотравмирующими воздействиями; социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения ме¬жду супругами, соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматиче¬ских заболеваниях.
Очевидно, что инвалидность ребенка для его родителей является сильным пснхотршнмируюшим фак¬тором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в ко торых порой культивируются ожидания повышенной одаренности ребенка. В этих случаях реакция на факт инвалидности ребенка может быть адекватной. Она может принимать крайнюю форму - комплекс собствен¬ной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком.
Другая категория родителей - люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом инте¬ресов и невысоким интеллектуальными способностями. Им свойственно или пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими и социальными работниками. Это две крайние (па¬тологические) позиции, они нуждаются в коррекции.
Семьи с детьми-инвалидами - особая категория, относящаяся к «группам риска». Известно, что коли¬чество психических (невротически и психосоматических) расстройств в семьях с детьми, имеющими огра¬ниченные возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей с детьми- инвалидами происходит значительно чаще.
Все эти и другие факторы приводят к тому, что родители становятся препятствием в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка.
Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего это оказание помощи детям, переживающим свою незащищен¬ность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка-инвалида пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профес¬сионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситу ации соци¬альный работник оказывают содействие семье в решении всех этих проблем. При этом его работа ведется в тесном сотрудничестве с социальными партнерами из здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и т.д.
Социальный работник, занимающийся проблемами детей-инвалидов, находится в постоянном поиске новых эффективных форм, методов и средств социальной реабилитации, опирается на новейшие техноло¬гии, исследования и обратную связь от объекта реабилитации. Сотрудники учреждений соцзащиты стремят¬ся к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями.
Анализ жизнедеятельности детей PI семей, имеющих детей-инвалидов, специальное изучение навыков самообслуживания и бытового труда детей обнаружило их весьма сниженный характер. Значительно стра¬дает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со свер¬стниками взрослыми чрезвычайно бедна pi замыкается на близких родственниках.
Обследования, проведенные нами в 250 семьях, показали, что 20% обследованных детей может впол¬не активно участвовать в общественной жизни, наравне со здоровыми.[7]
53% для этого необходимо создать определенные условия, 25, к сожалению, не смогут возродиться в социальном плане из-за тяжелой формы болезни.
Для определения наиболее актуальных форм помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, нами было проведено анкетирование детей и родителей. Анализ данных социсследований показал, что семьи нуждают¬ся в получении их детьми профессиональной подготовки (90%), психологических услуг (54%). .медицинских услуг (45%), информации о правах и льготах (44%). Ребята отметили, что часто испытывают трулности в общении со сверстниками (87%), имеют проблемы во взаимоотношениях с учителями (67%), в. общении с родителями (65%).[8]
На основе этих и других данных специалистами должны разрабатываться комплексные проекты ре¬шающие задачи психологической, социально-педагогической, социально-медицинской реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. В работе необходимо предусматривать комплекс¬ный подход в содействии интеграции детей-инвалидов в общество, предназначенный для семей, воспиты¬вающих детей с ограниченными возможностями от 6 до 18 лет.
Особенность и новизна подходов должна быть заключена в реабилитации детей-инвалидов в том, что система реабилитационных мероприятий направлена на всю семью. Учитывая, что социально- реабилитационная работа только с ребенком мало эффективна, а традиционные подходы в работе с родите¬лями не меняют внутреннего мира семьи, разрабатываются новые методики семейно-групповой коррекци- онно-оздоровительной работы, интегрирующей различные приемы игровой, творческой, коллективной пси¬хокоррекции, психогимнастики, логоритмики, арттерапии, имаготерапии.
Особое внимание должно уделяться знакомству родителей с нормативными документами, социаль¬ными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их семей. Таким образом, для успешного достижения цели реабилитации: социальной адаптации ребенка-инвалида необходимо решение ряда медико-социальных, со- циально-психологических и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение семьи в реабилитационный процесс.
Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на не¬зависимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.
Помочь ему реализовать это право, призвана система социальных служб, которой пока в государстве нет, но которая создается и апробируется.
Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педа¬гога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист - это может быть любой из перечисленных специалистов, который и отслеживает и координирует реабилита¬ционную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок - в зависимости от возраста и условий развития ребенка. [9]
По прошествии установленного срока специалист-куратор должен встречается с родителями ребенка. Чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все пози¬тивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. По¬сле этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.
Программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановление сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, ко¬торая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, под¬ключая к процессу реабилитации разных специалистов.
В ходе этой программы остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского раз¬вития, учиться общению друг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития не¬благоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация бла¬гоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим ок¬ружением.
После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хо¬да событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-курьером и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи.
Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды спе¬циалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во- вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную про¬блему. [10]
В итоге мы пришли к выводу, что одним из решений проблемы детей с ограниченными возможно¬стями является продуманная программа реабилитации и активное участие родителей в данной программе. Так, как установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
Дети - будущее страны! В каждом из них есть свой потенциал и скрытые таланты. Мы должны пода¬рить уверенность в себе не только здоровым детям, но и детям с ограниченными возможностями. Мы долж¬ны им помочь!
Список литературы:
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. - 88 е.
2. Аксенова Л.И 11равовые основы специального образования и социальной зашиты детей с отклонениями » раз¬витии. // Дефектология. - 1997. - № J. - С. 3 -10.
3. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра "Ринго- Надежда". Вестник психосоциаль¬ной и коррекционно-релбилитационной работы. - 1997. - .\го2. - с. 43-50.
4. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. Социально- педагогическая работа. - 1998. - №6. - С. 59-63.
5. Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Д-эфекталопя. - 1996. - №5. - С. 5-9.
6. Вагсрс Л., Ланзинд М., Шонглер Э. Поддержка аутичиых и отстающих в развитии летей: Сборник упражнений для специалистов и родителей. Ми.: Издательство БелАПДИ, 1997. - 18 с.
7. Гимельштейн Е.Э., Мицкевич Л.Н., Ящук Е.С. Реабилитация онкобольного ребенка в детском саду. /V Соци-ально-педагогическая работа .- 1998. - №6. - С. 41-44.
8. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. - 76 с.
9. Григорьев А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси. Мн.: Ротопринт БГПУ им. М. Танка, 1998. -
221с.
10. Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям и их родителям в Ко-ролевстве Норвегия. // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №5. - С. 81-90.
Категория: Математика | Добавил: АКУНЯ (22.05.2015) | Автор: Бахыт E
Просмотров: 1734 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]