Главная » Статьи » Математика |
Формирование ключевых компетенции студентов в процессе обучения математики
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ» «Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне». Н. А. Назарбаев В современном мире часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, ясно излагать свои мысли и логически рассуждать. Современные условия жизни требуют от учащегося не простого получения суммы знаний, а достижения определенного уровня компетентности в способах жизнедеятельности в современном обществе. Только такой учащийся сможет оправдать социальные ожидания нашего государства в становлении нового работника, который способен творчески решать сложные профессиональные задачи. Нашему обществу требуются высокообразованные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в случаях выбора, предвидя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования. Обладая высоким уровнем профессиональных компетенций, специалист способен находить рациональное решение в сложных профессиональных ситуациях, что значительно повышает эффективность его профессиональной деятельности. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Как известно, опыт невозможно прививать искусственно, а он прирастает за счет опыта самостоятельных решений, опыта самопознания и самоизменения. Для современного профессионального образования весьма характерно внедрение инноваций – это основной способ повышения эффективности образовательного процесса. В рамках данного подхода предусмотрена такая подготовка специалистов, у которых в процессе учебно-профессиональной деятельности будут сформированы компетенции, определяющие профессионализм и конкурентоспособность личности. Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями. Стремительное развитие пищевой индустрии, появление инноваций в сфере производственной технологии кулинарной продукции и новейшего торгово-технологического оборудования предъявляют новые требования к профессиональной подготовке поваров, кондитеров учреждениями ТиПО. Работодатель, как основной заказчик качества профессионального образования и одновременно потребитель его результатов, конечно, требует от повара, кондитера наличия профессиональной компетентности, мобильности, конкурентоспособности, личностных и профессиональных качеств, влияющих на производство качественной кулинарной продукции, а также и на успешность предприятия и коллектива, в котором он трудится. Цель каждого учебного заведения нацелена на полномасштабную подготовку таких специалистов, у которых в процессе и в результате учебно-профессиональной деятельности будут сформированы компетенции, определяющие в целом профессионализм и конкурентоспособность каждой отдельной личности. Наша задача – рассмотреть профессиональную компетенцию, ориентированную на поваров, кондитеров. Итак, профессиональная компетенция складывается из основных компетенций, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе и результате изучения дисциплины «Математика». Математика как учебная дисциплина обязательна в образовательном процессе практически для каждой специальности, профессии, в каждом учреждении основного и профессионального образования. Поэтому можно считать, что математика является одним из основных средств познания для каждого обучающегося. Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции. Как учитель математики отдаю приоритеты математической компетенции. Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Изучение математики способствует формированию у студентов логического мышления, развитию их интеллектуальных способностей, прививает умение точно и логически мыслить, аргументировать свои утверждения, развивать абстрактное мышление, творческое воображение, так популярную и востребованную сегодня креативность мышления. Основной задачей обучения математике является математическое обеспечение специальной подготовки, т.е. вооружение обучающихся математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения специальных дисциплин, разработки курсовых и дипломных проектов, для профессиональной деятельности и продолжения образования. Таким образом, математика является одним из опорных предметов обучающихся: она обеспечивает возможность успешного изучения других дисциплин, занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки студентов. При обучении математике формируются умения и навыки умственного труда, планирования своей работы, поиска рациональных путей ее выполнения, критической оценки результатов. Изучение дисциплины «Математика» является составной частью в системе подготовки каждого специалиста. Итак, сегодня остается очень обсуждаемым и поэтому актуальным вопрос о целях образования и их практическом применении. Очень проблематичной является возможность успешной мотивации учебной деятельности обучающихся. Очень трудно бывает объяснить студенту, для чего ему нужна математика, если он собирается быть поваром, электриком или автомехаником. Поэтому главной задачей, вероятнее всего и является необходимость формирования у обучающихся навыков самопознания, самосозидания и самореализации, в целом, рефлексии. И тогда проблема реализации и выраженности профессиональной компетенции решается сама собой. В этом учителю, преподавателю математики помогают элементы новых педагогических инновационных технологий, элементы которых, по возможности, необходимо включать в каждый из своих уроков, занятий. Итак, результатом формирования ключевых профессиональных компетенций обучающихся является личность студента, наделенная такими характеристиками как самоорганизующаяся, самообразованная и саморазвивающаяся, т.е. компетентная как в сфере образования, так и в будущей профессии. В личностном преломлении это означает, что молодые люди, выходя из среднего профессионального образовательного учреждения, обладают следующими качествами: высокая степень самостоятельности, стремление к лидерству, мотивированность на самостоятельное достижение трудных познавательных и социальных целей, умение осуществлять личностный выбор, развитые навыки интерактивной коммуникации, гуманизм, способность к нравственному поступку, требовательность к себе, развитость гражданских чувств и другие. Актуальная проблема казахстанского общества является в формировании конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Таким образом, использование современных педагогических технологий в преподавании математики позволяет преподавателям использовать новые возможности, разнообразить традиционный процесс обучения, сделать его более гибким, доступным, динамичным и эффективным, обучающимся позволяет получать качественное образование, с хорошо сформированной и развитой профессиональной компетенции, а учреждению – приобретать конкурентное преимущество в сфере образования. ЛИТЕРАТУРА 1. Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина // Концепция 12 – летнего среднего образования Республики Казахстан. Проект. 2. Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды. Красноярск. 2003г. 3. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008. с. 4-24. 4. Цитаты из Лекции Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» в Казахском Национальном университете имени аль-Фараби. Халиди Сауле Мухтаркызы - преподаватель математики, заведующая отделением учебной части ГККП «Колледж общественного питания и сервиса» города Астаны | |
Просмотров: 1443 | | |
Всего комментариев: 0 | |