Главная » Статьи » Математика |
Разработка урока
План – конспект урока математики Класс: 1 Учитель: Дорошенко Наталья Васильевна Тема урока: Свойства сложения. Тип урока: закрепление Должны знать и применять переместительное и сочетательное свойства сложения. Цель урока: обеспечить усвоение переместительного и сочетательного свойств сложения. Задачи урока: • Использовать свойства сложения для рационализации вычислений; • Вырабатывать скорость вычислений; • Работать над формированием ОУУН: высокий темп чтения, работа в группах, тройках, самоконтроль, взаимоконтроль. • Развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа, синтеза. • Способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, взаимовыручки, повышению интереса к предмету. Формы работы: общеклассная, групповая, индивидуальная. Методы: словесные, наглядные, практические, стимулирования мотивов и интереса к учению (познавательные игры, занимательный материал, создание ситуации успеха), контроль и самоконтроль. Оборудование: Паспорт УП, «карта путешествия», 4 человечка из геометрических фигур (в красной, синей и зеленой рубашке), на доске – микроцель, 4 магических квадрата, примеры на наборном полотне, раздаточный материал (цифры разного цвета, яблоки с примерами, карточки с логической задачей для чтения по количеству учащихся, фломастеры, учебник Петерсон Г, оценочный лист для учителя). План урока. 1. Интродукция 5 2. Сообщение задач. Работа с Паспортом УП 3. «Четвертый лишний» - устное упражнение. 4. Работа в группах с «магическими квадратами» (Повторение свойств сложения). 5. Работа тройками – нахождение суммы удобным способом с применением сочетательного свойства сложения. Пальчиковая гимнастика. Использование офтальмотренажа Базарного 6. Индивидуальная самостоятельная работа 7. Логическая задача – работа по повышению темпа и качества чтения. Физминутка 8. Работа с учебником 9. Разноуровневые задания по нахождению фигур. 10. Самоконтроль 11. Инструктаж по домашнему заданию с использованием Паспорта УП. 12. Итог урока. 13. Оценивание с комментированием 14. Рефлексия. I Интродукция. Кто-то где – то сделал парту. Для кого? - Для меня! Начертили где – то карту. Для кого? - Для меня! Доски грифельные красят . Для кого? - Для меня! Все, что в школе, все, что в классе. Для кого? - Для меня! И пришел я на рассвете в первый раз в первый раз, Как и все другие дети в первый класс, в первый класс. Там звонки на переменке для кого? - Для меня! Ставят счеты возле стенки для кого? - Для меня! Там учитель ждет ответа от кого? - От меня! Значит, нужно так учиться, Значит, нужно так трудиться, Чтобы людям не стыдиться за кого? За меня! Чтоб врачом, моряком или летчиком стать, Надо прежде всего арифметику знать. И на свете нет профессии, вы заметьте – кА, Где бы нам не пригодилась А – риф – ме – ти - ка! II Организационный момент Долгожданный дан звонок - Начинается урок. III Сообщение задач урока. Работа с Паспортом УП. Постановка микроцели, сообщение плана урока. - Мы должны знать и применять переместительное и сочетательное свойства сложения. С помощью этих знаний мы сегодня сможем совершить небольшое путешествие. Проводить нас вызвались 4 забавных человечка и даже принесли с собой карту путешествия. Мы можем взять с собой 3 провожатых, а один останется. Как вы думаете, который по счету слева? (который по счету справа?) Почему? Нам нужно попасть в Дом Науки, для этого быстро и правильно выполнить задания. IV Закрепление знаний свойств сложения. Отработка навыков рациональных вычислений. 1. Чтобы попасть в волшебную страну, нужны волшебные предметы. У меня есть 4 «магических» квадрата. Объединившись в группы по 3 – 4 человека. Проверьте, будет ли ваш квадрат «магическим» - совпадут ли суммы чисел по каждой линии. 2 7 6 2 7 6 2 7 6 9 5 1 9 5 1 9 5 1 4 3 8 4 3 8 4 3 8 Если совпадут, то мы сможем войти в ворота. Как удобнее вычислить 9 + 5 + 1 7 + 5 + 3 6 + 4 + 5? Какое свойство сложения использовали? 2. На дороге препятствие – «куча-мала» из чисел. Нужно освободить дорогу. По одиночке сложно справиться с такой работой, поэтому будете работать по трое. Каждая тройка получит числа разного цвета. Нужно найти сумму удобным способом. (Соединяются дети, у которых красные, синие, зеленые, черные и коричневые круги с числами) Самопроверка: если пример решен правильно, то ответ учащегося и ответ на круге у учителя совпадает. - Объясните, как решали пример. Какое свойство использовали? Пальчиковая гимнастика. Наши пальчики сплетем И соединим ладошки. А потом, как только можем, Крепко-накрепко сожмем. Тренажер Базарного. 3. Мы пришли в чудесный сад. Нужно собрать урожай яблок. - Что такое яблоня? (Яблоко – плод яблони) На каждом яблоке написано выражение, найти значение которого можно используя переместительное и сочетательное свойства сложения. Назовите эти свойства. Ваша задача – собрать как можно больше яблок. Мне помогут проверять правильность вычислений … Новое яблоко можно брать только после проверки. Кто больше всех набрал яблок? 4. Человечки привели нас в ателье. А что такое ателье? Здесь наши человечки шили рубашки. Они предлагают вам решить задачу, которая поможет вам узнать их имена. I вариант В ателье пришли три посетителя: Андрей, Борис и Василий, чтобы заказать себе рубашки. У Андрея рубашка не синяя, у Василия не красная и не синяя. Определи, как кого зовут? Возьми на столе учителя фломастер и напиши на фигуре Андрея букву А. II вариант В ателье пришли три посетителя: Андрей, Борис и Василий, чтобы заказать себе рубашки. У Андрея рубашка не синяя, у Василия не красная и не синяя. Определи, как кого зовут? Возьми на столе учителя фломастер и напиши на фигуре Бориса букву Б. III вариант В ателье пришли три посетителя: Андрей, Борис и Василий, чтобы заказать себе рубашки. У Андрея рубашка не синяя, у Василия не красная и не синяя. Определи, как кого зовут? Возьми на столе учителя фломастер и напиши на фигуре Василия букву В. Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим. Голову поднимем выше И легко-легко подышим. 5. Человечки решили помочь портному, но они плохо знают математику: не разбираются в единицах длины и не умеют находить Р фигур. Давайте их научим. Сколько в 1 метре см? Сколько в 1 метре дм? Сколько в 1 дециметре см? Используя эти знания, выполните задания учебника. Я называю ученика, который комментирует вслух решение, а остальные дети слушают внимательно, проверяют и записывают знак в учебник – тетрадь. Работа в учебнике-тетради стр 43 № 10. Я тетрадку открываю и тотчас же наклоняю. Спину ровно я держу и красиво все пишу. 6. Думаю, мы помогли человекам узнать, что бывают разные единицы измерения длины и теперь они собрались обшивать тесьмой косынки, платки и шарфы. - Сколько же нужно тесьмы? – спросил человечек. - Узнаешь, когда найдешь периметр? – ответил портной. - Что такое периметр? Помогите. Посчитайте, сколько тесьмы нужно, чтобы обшить край изделия. Дети, которые хотят работать на третьем уровне, посчитайте, сколько метров тесьмы нужно на шарф; на втором – на платок; на третьем – на косынку. Напишите на фигуре, сколько нужно тесьмы. Уровень 1 уровень 2 уровень 1 Проверьте себя. - Как сложить удобным способом несколько слагаемых? Какие свойства сложения применяли? V Инструктаж по выполнению Д.з. В Доме науки ученый работает над своим открытием. В помощь ему есть книги. Каждый из вас станет ученым и с помощью Паспорта УП сделает свое открытие. В Паспорте найдите задание на стр. 41 – 43 на «отлично». С 43 №11 даны буквенные выражения, нужно составить план действий по образцу в «оранжевой рамке». Если это задание сложное, то предлагается задание на «хорошо». Стр 42 №4 – выполнить в учебнике, пользуясь сочетательным свойством сложения (показать карандашом, какие слагаемые сочетаются). Уровень «удовлетворительно» - с. 41 №2 – соединить равные выражения и найти их значение. Запишите задание в дневники. VI Итог урока. - Какова была цель нашего урока? Назовите какие задания мы выполняли, применяя свойства сложения? Где можно применять свойства сложения? Оценивание. - Сегодня на уроке отлично работали … на этапах …показали хорошие знания … работали удовлетворительно … VII РефлексияЧто больше всего запомнилось? Что понравилось? Опишите свое настроение. Системность в работе по теме самообразования «Развитие логического мышления младших школьников» отчет учителя Дорошенко Н.В. Я работаю над методической темой «Развитие логического мышления младших школьников». В текущем учебном году в женской гимназии «Ирина» был организован класс для одаренных детей, учителем которого я являюсь. Ученики данного класса работают с опережением программ в отличных от других классов условиях учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, а также к степени сформированности у них учебных знаний, действий, уровню произвольности, способности к саморегуляции. Чтобы наиболее успешно работать над развитием ОД, я выбрала темой по самообразованию изучение методов и приемов развития логического мышления, так как цель учителя начальной школы – подготовить учащихся к успешному обучению в среднем звене. А для этого у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления: 1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др; 2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы; 3) высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления. Другими словами, интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. За период с сентября по февраль я изучила работу Ильясова И.И. «Курс познавательного развития для интеллектуально одаренных младших школьников»; статью Хабибуллина К.Я. «Упражнения по логике» в журнале «Одаренный ребенок»; методическое пособие С. Гин «Мир логики»; книгу Л. Тихомировой «Логика. Дети 7 – 10 лет». Регулярно знакомлюсь с новинками педагогической литературы в журналах «Одаренный ребенок», «Начальная школа», «Начальная школа Казахстана». В работе использую методическую литературу, представленную на выставке. В ноябре провела среди учащихся класса диагностику общей осведомленности, умения исключать понятия, обобщать и мыслить по аналогии. Анализ результатов диагностики (осведомленность – 1-9; исключение 0-8; обобщение 1-8; аналогии 0 -7) подтвердил, что у детей недостаточно развито логическое мышление и мне предстоит работать в данном направлении. Поэтому я начала сбор материала по развитию логического мышления первоклассников. Стараюсь его систематизировать по разделам и применять ежедневно на уроках русского языка, познания мира, математики. Конкретно для развития умения выделять существенные признаки применяю задания: узнать предмет по описанию; описать предмет, особенно нравится детям отгадывать загадки. Дети часто затрудняются в определении понятий и на вопрос «что это или кто это?» отвечают «это тот, который», поэтому на уроках литературы и познания мира проводится лексическая работа, во время которой учу детей давать определение, начиная с родового понятия. Для развития операций анализа и синтеза применяю игры со словами и буквами, что позволяет параллельно развивать словарный запас учащихся. Обучение классификации проводится при использовании заданий учебника-тетради Петерсон, с 1 класса ученики делят предметы на группы по разным признакам. Обучение сравнению проходит на уроке литературного чтения на материале текстов, а также на других уроках. Нравится детям решать логические задачи и задачи повышенной сложности, так как они получают удовлетворение, если трудная задача бывает решена. В большой мере упражнения на развитие логического мышления я применяю на уроках математики, так как предметом её изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми, в свою очередь, занимается математическая логика. Включаю в урок задачи на смекалку, задачи-шутки, числовые фигуры, задачи с геометрическим содержанием, задачи на раскрашивание: дорисуй и раскрась; игры; ребусы; логические задачи; закономерности. С одаренными детьми продолжаю занятия в школе «Мыслитель», где рассматриваем задания более высокого уровня сложности. Сегодня я проведу урок математики по теме «свойства сложения», на котором ученики будут закреплять умение выбирать рациональный способ решения на основе знания свойств сложения. Вы увидите различные формы работы: общеклассную, групповую, индивидуальную. Содержание урока соответствует целостности изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 1000»; возрастным особенностям первоклассников. При выборе методов я ориентировалась на решение задач урока, уровень подготовленности класса, наличие учебного времени урока. Вы увидите применение словесных методов (рассказ, инструктаж, чтение заданий), наглядных и практических (упражнение в отработке вычислительных навыков, работа с геометрическими фигурами). Я использую на уроке методы стимулирования мотивов интереса к учению (познавательные игры, неожиданность, занимательность, создание ситуации успеха). Применяю методы контроля, взаимоконтроля (когда мне помогают одаренные дети), самоконтроля. На уроке будет проведена работа по развитию умений сравнивать, классифицировать – при выборе четвертого лишнего; определять родо-видовые отношения; проводить анализ условия задачи и синтез её решения; делать выводы, решать логическую задачу с логическим словом «не». | |
Просмотров: 914 | | |
Всего комментариев: 0 | |