Главная » Статьи » Математика

Разработка урока
КГУ «Женская гимназия города Темиртау»

План – конспект урока математики
Класс: 1
Учитель: Дорошенко Наталья Васильевна

Тема урока: Свойства сложения.

Тип урока: закрепление

Должны знать и применять переместительное и сочетательное свойства сложения.

Цель урока: обеспечить усвоение переместительного и сочетательного свойств сложения.

Задачи урока:
• Использовать свойства сложения для рационализации вычислений;
• Вырабатывать скорость вычислений;
• Работать над формированием ОУУН: высокий темп чтения, работа в группах, тройках, самоконтроль, взаимоконтроль.
• Развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа, синтеза.
• Способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, взаимовыручки, повышению интереса к предмету.

Формы работы: общеклассная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические, стимулирования мотивов и интереса к учению (познавательные игры, занимательный материал, создание ситуации успеха), контроль и самоконтроль.

Оборудование: Паспорт УП, «карта путешествия», 4 человечка из геометрических фигур (в красной, синей и зеленой рубашке), на доске – микроцель, 4 магических квадрата, примеры на наборном полотне, раздаточный материал (цифры разного цвета, яблоки с примерами, карточки с логической задачей для чтения по количеству учащихся, фломастеры, учебник Петерсон Г, оценочный лист для учителя).

План урока.
1. Интродукция 5
2. Сообщение задач. Работа с Паспортом УП
3. «Четвертый лишний» - устное упражнение.
4. Работа в группах с «магическими квадратами» (Повторение свойств сложения).
5. Работа тройками – нахождение суммы удобным способом с применением сочетательного свойства сложения.

Пальчиковая гимнастика. Использование офтальмотренажа Базарного

6. Индивидуальная самостоятельная работа
7. Логическая задача – работа по повышению темпа и качества чтения.

Физминутка

8. Работа с учебником
9. Разноуровневые задания по нахождению фигур.
10. Самоконтроль
11. Инструктаж по домашнему заданию с использованием Паспорта УП.
12. Итог урока.
13. Оценивание с комментированием
14. Рефлексия.

I Интродукция.

Кто-то где – то сделал парту. Для кого?
- Для меня!
Начертили где – то карту. Для кого?
- Для меня!
Доски грифельные красят . Для кого?
- Для меня!
Все, что в школе, все, что в классе. Для кого?
- Для меня!
И пришел я на рассвете в первый раз в первый раз,
Как и все другие дети в первый класс, в первый класс.
Там звонки на переменке для кого?
- Для меня!
Ставят счеты возле стенки для кого?
- Для меня!
Там учитель ждет ответа от кого?
- От меня!

Значит, нужно так учиться,
Значит, нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться за кого?
За меня!

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо прежде всего арифметику знать.
И на свете нет профессии, вы заметьте – кА,
Где бы нам не пригодилась
А – риф – ме – ти - ка!

II Организационный момент

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.

III Сообщение задач урока.

Работа с Паспортом УП.
Постановка микроцели, сообщение плана урока.

- Мы должны знать и применять переместительное и сочетательное свойства сложения.
С помощью этих знаний мы сегодня сможем совершить небольшое путешествие.
Проводить нас вызвались 4 забавных человечка и даже принесли с собой карту путешествия.
Мы можем взять с собой 3 провожатых, а один останется.
Как вы думаете, который по счету слева? (который по счету справа?)
Почему?
Нам нужно попасть в Дом Науки, для этого быстро и правильно выполнить задания.

IV Закрепление знаний свойств сложения. Отработка навыков рациональных вычислений.

1. Чтобы попасть в волшебную страну, нужны волшебные предметы.

У меня есть 4 «магических» квадрата. Объединившись в группы по 3 – 4 человека. Проверьте, будет ли ваш квадрат «магическим» - совпадут ли суммы чисел по каждой линии.

2 7 6 2 7 6 2 7 6
9 5 1 9 5 1 9 5 1
4 3 8 4 3 8 4 3 8

Если совпадут, то мы сможем войти в ворота.

Как удобнее вычислить 9 + 5 + 1
7 + 5 + 3
6 + 4 + 5?
Какое свойство сложения использовали?

2. На дороге препятствие – «куча-мала» из чисел.
Нужно освободить дорогу. По одиночке сложно справиться с такой работой, поэтому будете работать по трое.
Каждая тройка получит числа разного цвета. Нужно найти сумму удобным способом.
(Соединяются дети, у которых красные, синие, зеленые, черные и коричневые круги с числами)

Самопроверка: если пример решен правильно, то ответ учащегося и ответ на круге у учителя совпадает.

- Объясните, как решали пример. Какое свойство использовали?

Пальчиковая гимнастика.

Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом, как только можем,
Крепко-накрепко сожмем.

Тренажер Базарного.

3. Мы пришли в чудесный сад. Нужно собрать урожай яблок.
- Что такое яблоня? (Яблоко – плод яблони)

На каждом яблоке написано выражение, найти значение которого можно используя переместительное и сочетательное свойства сложения. Назовите эти свойства.
Ваша задача – собрать как можно больше яблок.
Мне помогут проверять правильность вычислений …
Новое яблоко можно брать только после проверки.

Кто больше всех набрал яблок?

4. Человечки привели нас в ателье. А что такое ателье? Здесь наши человечки шили рубашки. Они предлагают вам решить задачу, которая поможет вам узнать их имена.
I вариант
В ателье пришли три посетителя: Андрей, Борис и Василий, чтобы заказать себе рубашки. У Андрея рубашка не синяя, у Василия не красная и не синяя. Определи, как кого зовут?
Возьми на столе учителя фломастер и напиши на фигуре Андрея букву А.

II вариант
В ателье пришли три посетителя: Андрей, Борис и Василий, чтобы заказать себе рубашки. У Андрея рубашка не синяя, у Василия не красная и не синяя. Определи, как кого зовут?
Возьми на столе учителя фломастер и напиши на фигуре Бориса букву Б.

III вариант
В ателье пришли три посетителя: Андрей, Борис и Василий, чтобы заказать себе рубашки. У Андрея рубашка не синяя, у Василия не красная и не синяя. Определи, как кого зовут?
Возьми на столе учителя фломастер и напиши на фигуре Василия букву В.

Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

5. Человечки решили помочь портному, но они плохо знают математику: не разбираются в единицах длины и не умеют находить Р фигур. Давайте их научим.

Сколько в 1 метре см?
Сколько в 1 метре дм?
Сколько в 1 дециметре см?

Используя эти знания, выполните задания учебника. Я называю ученика, который комментирует вслух решение, а остальные дети слушают внимательно, проверяют и записывают знак в учебник – тетрадь.

Работа в учебнике-тетради стр 43 № 10.

Я тетрадку открываю и тотчас же наклоняю. Спину ровно я держу и красиво все пишу.

6. Думаю, мы помогли человекам узнать, что бывают разные единицы измерения длины и теперь они собрались обшивать тесьмой косынки, платки и шарфы.
- Сколько же нужно тесьмы? – спросил человечек.
- Узнаешь, когда найдешь периметр? – ответил портной.
- Что такое периметр? Помогите.

Посчитайте, сколько тесьмы нужно, чтобы обшить край изделия.
Дети, которые хотят работать на третьем уровне, посчитайте, сколько метров тесьмы нужно на шарф; на втором – на платок; на третьем – на косынку.

Напишите на фигуре, сколько нужно тесьмы.
Уровень 1

уровень 2


уровень 1


Проверьте себя.
- Как сложить удобным способом несколько слагаемых? Какие свойства сложения применяли?

V Инструктаж по выполнению Д.з.

В Доме науки ученый работает над своим открытием. В помощь ему есть книги. Каждый из вас станет ученым и с помощью Паспорта УП сделает свое открытие.

В Паспорте найдите задание на стр. 41 – 43 на «отлично».
С 43 №11 даны буквенные выражения, нужно составить план действий по образцу в «оранжевой рамке».
Если это задание сложное, то предлагается задание на «хорошо». Стр 42 №4 – выполнить в учебнике, пользуясь сочетательным свойством сложения (показать карандашом, какие слагаемые сочетаются).
Уровень «удовлетворительно» - с. 41 №2 – соединить равные выражения и найти их значение.

Запишите задание в дневники.

VI Итог урока.
- Какова была цель нашего урока? Назовите какие задания мы выполняли, применяя свойства сложения?
Где можно применять свойства сложения?
Оценивание.
- Сегодня на уроке отлично работали …
на этапах …показали хорошие знания …
работали удовлетворительно …

VII РефлексияЧто больше всего запомнилось? Что понравилось? Опишите свое настроение.

Системность в работе по теме самообразования
«Развитие логического мышления младших школьников»
отчет учителя Дорошенко Н.В.

Я работаю над методической темой «Развитие логического мышления младших школьников».
В текущем учебном году в женской гимназии «Ирина» был организован класс для одаренных детей, учителем которого я являюсь. Ученики данного класса работают с опережением программ в отличных от других классов условиях учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, а также к степени сформированности у них учебных знаний, действий, уровню произвольности, способности к саморегуляции.
Чтобы наиболее успешно работать над развитием ОД, я выбрала темой по самообразованию изучение методов и приемов развития логического мышления, так как цель учителя начальной школы – подготовить учащихся к успешному обучению в среднем звене.
А для этого у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления:
1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др;
2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Другими словами, интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.
За период с сентября по февраль я изучила работу Ильясова И.И. «Курс познавательного развития для интеллектуально одаренных младших школьников»; статью Хабибуллина К.Я. «Упражнения по логике» в журнале «Одаренный ребенок»; методическое пособие С. Гин «Мир логики»; книгу Л. Тихомировой «Логика. Дети 7 – 10 лет». Регулярно знакомлюсь с новинками педагогической литературы в журналах «Одаренный ребенок», «Начальная школа», «Начальная школа Казахстана». В работе использую методическую литературу, представленную на выставке.
В ноябре провела среди учащихся класса диагностику общей осведомленности, умения исключать понятия, обобщать и мыслить по аналогии.
Анализ результатов диагностики (осведомленность – 1-9; исключение 0-8; обобщение 1-8; аналогии 0 -7) подтвердил, что у детей недостаточно развито логическое мышление и мне предстоит работать в данном направлении.
Поэтому я начала сбор материала по развитию логического мышления первоклассников. Стараюсь его систематизировать по разделам и применять ежедневно на уроках русского языка, познания мира, математики.
Конкретно для развития умения выделять существенные признаки применяю задания: узнать предмет по описанию; описать предмет, особенно нравится детям отгадывать загадки. Дети часто затрудняются в определении понятий и на вопрос «что это или кто это?» отвечают «это тот, который», поэтому на уроках литературы и познания мира проводится лексическая работа, во время которой учу детей давать определение, начиная с родового понятия. Для развития операций анализа и синтеза применяю игры со словами и буквами, что позволяет параллельно развивать словарный запас учащихся.
Обучение классификации проводится при использовании заданий учебника-тетради Петерсон, с 1 класса ученики делят предметы на группы по разным признакам.
Обучение сравнению проходит на уроке литературного чтения на материале текстов, а также на других уроках.
Нравится детям решать логические задачи и задачи повышенной сложности, так как они получают удовлетворение, если трудная задача бывает решена.
В большой мере упражнения на развитие логического мышления я применяю на уроках математики, так как предметом её изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми, в свою очередь, занимается математическая логика.
Включаю в урок задачи на смекалку, задачи-шутки, числовые фигуры, задачи с геометрическим содержанием, задачи на раскрашивание: дорисуй и раскрась; игры; ребусы; логические задачи; закономерности.
С одаренными детьми продолжаю занятия в школе «Мыслитель», где рассматриваем задания более высокого уровня сложности.
Сегодня я проведу урок математики по теме «свойства сложения», на котором ученики будут закреплять умение выбирать рациональный способ решения на основе знания свойств сложения.
Вы увидите различные формы работы: общеклассную, групповую, индивидуальную.
Содержание урока соответствует целостности изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 1000»; возрастным особенностям первоклассников.
При выборе методов я ориентировалась на решение задач урока, уровень подготовленности класса, наличие учебного времени урока.
Вы увидите применение словесных методов (рассказ, инструктаж, чтение заданий), наглядных и практических (упражнение в отработке вычислительных навыков, работа с геометрическими фигурами).
Я использую на уроке методы стимулирования мотивов интереса к учению (познавательные игры, неожиданность, занимательность, создание ситуации успеха). Применяю методы контроля, взаимоконтроля (когда мне помогают одаренные дети), самоконтроля.
На уроке будет проведена работа по развитию умений сравнивать, классифицировать – при выборе четвертого лишнего; определять родо-видовые отношения; проводить анализ условия задачи и синтез её решения; делать выводы, решать логическую задачу с логическим словом «не».
Категория: Математика | Добавил: Василиса (22.01.2017) | Автор: Дорошенко Наталья Васильевна E
Просмотров: 914 | Теги: Урок, математика 1 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]