Главная » Статьи » Математика |
Конспект урока математики в 4 классе на тему "Задачи на движение"
Тема: Задачи на движение. Цель урока: закрепление умения решать задачи на движение. Задачи: Образовательные: формировать умение решать задачи на движение; учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы. Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление; развивать математическую речь учащихся. Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, ответственность; умение работать в паре и классом, слушать и слышать других. Ход урока I. Организационный момент Долгожданный дан звонок, Начинаем мы урок. Слушайте внимательно, Работайте старательно. II. Сообщение темы урока. - Посмотрите на экран, что объединяет все эти объекты? (Движение) (На экране движущиеся объекты: велосипедист, самолет, лодка, машина, лыжник, ракета.) - Как думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Решать задачи на движение) - Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение? (В жизни. Чтобы не опаздывать на встречи, спланировать время выхода, рассчитать скорость движения) - Мы не просто будем решать задачи, а отправимся в путешествие. Мы поедем в нашу столицу Астану. Перед дальней дорогой нам надо немного размяться. III. Актуализация знаний. 1. - Какие величины используются в задачах на движение? (Расстояние, скорость, время) - Какой буквой обозначается расстояние? S - Как его найти? ( Расстояние равно скорости, умноженной на время.) S =V ∙ t - Какой буквой обозначается скорость? V - Как ее найти? (Скорость равна расстоянию, деленному на время.) V = S : t - Какой буквой обозначается время? t - Как его найти? (Время движения равно расстоянию, деленному на скорость) t = S : V 2. Раздели данные единицы измерения на три группы. Км/мин мм сек неделя см м/сек - По какому признаку вы их разделили на 3 группы? (Единицы измерения расстояния, скорости, времени) - Какими еще единицами измерения можно добавить каждую группу? 3. Математический диктант. • Мы летели на самолёте 3 часа со скоростью 900км/ч. Какое расстояние мы пролетели? • Поезд за 4 часа прошёл 360 км. С какой скоростью он двигался? • За какое время прошел турист 28 км, если он шел со скоростью 4 км/ч? • Какое расстояние проплывет катер за 4 часа, если он движется со скоростью 30 км/ч? • Мотоциклист за 4 часа проехал 320 км. С какой скоростью он двигался? • Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил? • За 2 часа вертолет пролетел 600 км. С какой скоростью он летел? • Какое расстояние пройдет лыжник за 5 часов, если будет двигаться со скоростью 15 км/ч? • Расстояние от города до поселка 30 км. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч? 4. - Какие существуют виды задач на движение? • Движение навстречу друг другу (на сближение) • Движение в противоположные стороны (на удаление) • Движение друг за другом - Что общего в этих задачах? (Есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние) - Чем отличаются эти задачи? (Направление движения объектов) IV. Решение задач - Я вижу, вы готовы отправиться в путешествие. Нам необходимо узнать, какое расстояние мы с вами должны преодолеть, для этого вы должны решить задачу. 1. Самостоятельная работа. Задача. Расстояние от г. Петропавловска до г. Кокшетау можно преодолеть за 2 ч со скоростью 90км/ч и расстояние от г. Кокшетау до г. Астаны за 4 ч со скоростью 75км/ч. Найди расстояние между г. Петропавловском и г. Астаной. Проверка решения. - Что находили? (Расстояние) - Как находили? (S =V ∙ t ) 90∙2=180 (км) – расстояние между Петропавловском и Кокшетау 75∙4=300 (км) – расстояние между Кокшетау и Астаной 180+300=480 (км) – расстояние между Петропавловском и Астаной 2. Физкультминутка. - Мы сегодня говорим о движении, и мы должны знать правила дорожного движения. Вот мы сейчас с вами и повторим эти правила в нашей физкультминутке. Да – хлопать в ладоши, нет – топать. • Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам. • Выезжать за пределы дворовой территории можно детям с 7 лет. • Можно играть на проезжей части дороги и на тротуаре. • Переходить улицу можно только при зеленом свете светофора. • Переходя через улицу, сначала посмотри направо. • Нельзя обходить автобус, троллейбус, трамвай ни спереди, ни сзади. Для того чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. • Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено. 3. Работа в группах. - Итак, мы отправляемся в путь. А сейчас будем работать в группах. На столе лежит карточка с задачей и план работы. Задача. Мы выехали из Петропавловска, навстречу нам из Астаны выехали наши друзья. Через сколько часов мы встретимся, если мы будем ехать со скоростью 85 км/ч, а наши друзья со скоростью 75 км/ч? Расстояние между городами мы нашли в первой задаче. План работы: • Определить вид задачи. • Сделать чертёж и соответствующие надписи на чертеже. • Решить задачу по действиям с пояснениями. Проверка решения. Ответы учащихся. (Эта задача на встречное движение. Для того чтобы решить задачу такого вида, нам необходимо, сначала найти скорость сближения, а затем расстояние разделить на полученный результат.) 75+85=160 (км/ч) – скорость сближения 480:160=3 (ч) – время 4. Коллективный разбор задачи и самостоятельная запись решения. - Продолжаем наше путешествие. По дороге мы встретили двух велосипедистов. Они выехали одновременно из поселка в одном направлении. Скорость первого 13км/ч, скорость второго 11км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? - В каком направлении двигаются велосипедисты? (Одновременно, в одном направлении.) - Какова скорость первого велосипедиста? (13км/ч) - А скорость второго?( 11км/ч) - Что еще известно в задаче? (Время) - Что нужно найти в задаче? (Расстояние) - Как будем решать? Что сначала узнаем в задаче? (Скорость удаления) - Как найти скорость удаления при движении в одном направлении? (Из скорости первого вычесть скорость второго) - Как найти расстояние? (Расстояние равно скорости, умноженной на время) 13-11=2 (км/ч) – скорость удаления 2∙3=6 (км) – расстояние между велосипедистами через 3 часа 5. Решение задачи вдогонку. - По дороге мы встретили водителей легкового и грузового автомобилей. Они обратились с просьбой. Мы должны помочь им узнать скорость грузовика. Задача. Из двух пунктов, расстояние между которыми 150 км, выехали одновременно в одном направлении легковой автомобиль и грузовик. Через 5 часов легковой автомобиль догнал грузовик. Найдите скорость грузовика, если скорость легкового автомобиля 80 км/ч. - Как двигаются объекты? (Вдогонку.) - Какую скорость находим? (Скорость сближения.) - Как найдем скорость сближения? - Как найдем скорость грузовика? 150:5=30 (км/ч) – скорость сближения 80-30=50 (км/ч) – скорость грузовика V. Подведение итогов - Вот наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Ребята, понравился вам наш урок? VI. Рефлексия. Закончи предложение: • Для меня было интересным…. • Я не знал(а) что…. • Труднее всего было… • Я точно запомнил(а), что…. V. Домашнее задание. Составить и решить задачу на движение. | |
Просмотров: 2435 | |
Всего комментариев: 0 | |