Главная » Статьи » Математика |
Роль ИКТ в повышении качества знаний учащихся
Наурызбаева Е.В. Учитель математики 1 категории КГУ «сш им.Комарова» Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Основной задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Проблема качества образования вызвана возрастанием требований учащихся и их родителей к результатам образования. Одним из главных направлений повышения качества образования является использование информационных технологий. Исходя из того, что «информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: 1. Выступление с опорой на мультимедиа презентацию; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3. Использование готовых обучающих программ; 4. Компьютерное тестирование; 5. Работа на интерактивной доске. Выступление с опорой на мультимедиа презентацию "Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Применение презентаций возможно на любом этапе урока.(урок «Информационные технологии) Презентации позволяют учителю: наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; повышать познавательную активность обучающихся. Одной из самых интересных форм урока, требующей огромной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны детей, является проектная деятельность. Детям дается задание, начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи, ищется материал. Идет совместное обсуждение, защита проекта, выставляются оценки. Данная форма работы развивает огромный интерес к предмету и к творчеству ребенка. (При изучении темы «Информационные модели» учащиеся разработали проект «Компьютер будущего».) Сейчас в школе все чаще и чаще используются ресурсы Интернета: это и всевозможные дистанционные конкурсы, конференции, олимпиады. Дети учатся искать информацию, анализировать ее, использовать в своих целях. Обязательно на таких занятиях нужно говорить о защите своих и чужих авторских прав. На сегодняшний день это одно из самых увлекательных занятий современного школьника. Дети умеют пользоваться Интернетом, что радует, но все-таки необходимо направлять их работу, давать конкретные задания. Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества: 1. значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке; 2. повышается актуальность, получаемой информации; 3.учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации. Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. В настоящее время имеется немало дисков с тестами ЕНТпо различным предметам. Однако наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. Сегодня учителя могут сами разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих уроках.(программа создания тестов) Преимуществами компьютерного тестового контроля являются: объективность оценки, так как влияние субъективных факторов исключено; достоверность информации об уровне усвоения материала; проверка производится гораздо легче и быстрее, чем при использовании традиционных форм контроля; реализуется индивидуальный подход в обучении, так как возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся; дифференциация: тест содержит разноуровневые задания. Конечно, компьютерное тестирование не может заменить личное общение в системе учитель-ученик, не способствует развитию предметной речи учащихся, однако полная замена и не является целью, в данном случае речь идет лишь о разнообразии форм контроля. Использование готовых обучающих программ дает возможность развивать творческую и познавательную активность учащихся. Например, в 5 классе при изучении темы «Исполнитель и его система команд» детям предлагается логическая игра «Перевозчик», в которой они наглядно выполняют команды. Интерактивное оборудование, такое как интерактивная доска, создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Во время работы на интерактивной доске улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования. (уроки математики) Преимущества работы с интерактивной доской для преподавателей: Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений; Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их; Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Преимущества для учащихся: Делает занятия интересными и развивает мотивацию; Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Таким образом, использование ИКТ на уроке позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения при личностно-ориентированном подходе; повысить объем выполняемой работы на занятии; улучшить контроль знаний; сформировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к справочным материалам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам. Следовательно, использование информационных методов в образовательном процессе позволяет учащимся не только более глубоко изучать школьные предметы, но и является необходимым элементом формирования знаний, умений и навыков. | |
Просмотров: 1828 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |