Главная » Статьи » Химия |
Формирование познавательного интереса и творческой активности обучающихся на уроках биологии.
Формирование познавательного интереса и творческой активности обучающихся на уроках биологии. ( выступление на секционном заседании учителей биологии ) Выполнила: Мусина Раушан Умаровна, учитель биологии и химии «Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе… Без мотива любая деятельность, в том числе и учебная, никогда не будет эффективной. К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, все более актуальным становится вопрос: как учить детей? Мое педагогическое кредо: «Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия». При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. Поэтому основными задачами своей работы считаю 1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. 2) Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей . 3)Формирование ИКТ- компетентности учащихся. 4)Возрождение желания ребенка учиться. Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов: (4слайд) - повышение мотивации обучения. - выполнение практических и творческих заданий. - решение биологических задач. - проведение уроков с применением ИКТ. - проведение нестандартных уроков, дидактических игр. - осуществление межпредметных связей. - практическая направленность обучения. - создание ситуации успеха. - учет индивидуальных особенностей учащихся. Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы. Применение ИКТ на уроках биологии. Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению биологии. Поэтому в своей педагогической работе я использую информационные средства на различных стадиях учебного процесса: - для повышения качества обучения; - углубления знаний учеников; - развития познавательного интереса к предмету; - для формирования ИКТ-компетентности учащихся. Использую возможности компьютера для создания своих версий компьютерных разработок урока или фрагментов урока, презентаций. При составлении презентаций больше внимание уделяла иллюстративному материалу. Урок биологии в 6 классе тема: « Виды соцветий» После определения темы я предлагаю уч-ся посмотреть красивые кадры и послушать красивую музыку. А после просмотра ответить на вопросы, которые уч-ся видят также на слайдах. В своей практике я также применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока. Для проверки и закрепления знаний применяю тестирование. В своей работе использую следующие типы задач: а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний. Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения? (6 класс) Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях. (7 класс) б) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра. - Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий? - Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?(7 кл.) в) Задачи на распознавание натуральных объектов. Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани. Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении. (6 класс) г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды. - Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление. - Какие из них кажутся наиболее вероятными? Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.(6 класс). д),Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими. Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. -Как это можно объяснить?(8 класс) ж) Задачи, связанные с самонаблюдением. Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня. (8 класс) Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены.(8класс) Применение творческих заданий на уроках биологии. Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности. Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания. Способы и виды заданий достаточно разнообразны: 1) составление кроссвордов; 2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо биологическом объекте; (слайд ) 3) выполнение рисунков; 4) изготовление аппликаций (из отдельных картинок вырежи и смонтируй изображение «идеального» животного); 5) составление рассказа с биологическими ошибками; 6) составление тестов, опорных схем и конспектов; 7) сбор и оформление гербариев, коллекций. 8) выполнение практических заданий, минипроектов; Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике: а) «Свиток» - класс делится на несколько команд (можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом. На первую парту кладется лист бумаги и дается задание, например, написать на листе бумаги по одному признаку семейства Крестоцветных (или любого другого) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он поднимает руку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания, зачитываются признаки написанные командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды вычеркивают названные признаки из своих листов. Победители те, у кого остались не вычеркнутыми правильные признаки и которые раньше других закончили игру. б) «Третий лишний» - на доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить эту запись. Например, 1-дрофа, 2-сипуха, 3-стрепет (лишнее 2-отряд Совы, 1,3 – отряд Дрофы) в) «Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать. г) «Цепочка» - хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается предыдущим (растительноядный), следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков. д) «Фоторобот» - группа школьников – это отделение милиции. Ведущие игры обращаются за помощью в отделение милиции за помощью отыскать пропавшее растение (при изучении ботаники) или животное (при изучении зоологии). Надо описать объект или составить его фоторобот учитывая особенности внешнего строения или физиологии. Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу. Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: 1 строка – название синквейна. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза на тему синквейна. 5 строка – существительное. Синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Технология хорошо работает на этапе рефлексии или обобщения знаний Пример синквейна, который написали обучающиеся: 1. Орган. 2. Четырехкамерное,безперебойное. 3. Сокращается, выталкивает,обогащает. 4. Передвигает кровь по кровеносным сосудам 5. Сердце Существуют различные приемы повышения нтереса к изучаемому материалу: Также повышает интерес изучению материала прием новизны, семантизации, значимости изучаемого материала. Результативность: - формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности; - вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике; - создается ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; - создается обстановка для естественного самовыражения ученика; - развивается устойчивый интерес к предмету; - на уроке создается ситуация успеха для каждого; При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда, ориентируясь на требования учителя и следуя им. С этой целью для каждой темы формулирую тематические карты с результатами обучения и требования к ним в виде необходимых знаний, умений и навыков. Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Биология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать. | |
Просмотров: 1286 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |