Главная » Статьи » Химия

Интегрированный урок по химии и экологии в 9 классе. Влияние кислотных оксидов на окружающую среду

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера.

Интегрированный урок по химии и экологии в 9 классе

Тема:  Влияния кислотных оксидов на окружающую среду.

Цели урока:

  • Обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о неметаллах, их роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости правильного обращения с неметаллами, роли каждого человека в решении экологических проблем атмосферы;
  • Развивать логическое мышление, умение работать с дополнительной литературой, составлять диаграммы, схемы;
  • Способствовать формированию у учащихся экологического мышления, чувства ответственности за нашу планету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод обучения: беседа, рассказ (словесный), решение задач (практический), эксперимент.

Оборудование: компьютер, экран, слайды презентации  со схемами, задачами, цифровыми данными;

раздаточный материал с дополнительной информацией. Химическое оборудование, инструкция по ТБ.
 

Эпиграф урока:
В природу шагу не ступить,
Чтоб тотчас, так ли сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг.
А. Твардовский

 

Ход урока.

Формулировка познавательной цели. Эмоциональное погружение в тему

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть, и надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и познавательно. Мы завершаем знакомство с миром неметаллов и сегодня на уроке подведем итог всему, что узнали. 
Человечество живёт в мире химических веществ. Вредные и полезные, жизненно необходимые и смертельно ядовитые – они окружают нас повсюду. Как с ними обращаться, каковы последствия применения новых технологий, в какой окружающей среде будут жить следующие за нами поколения людей? Многое здесь зависит от нас…

В новое тысячелетие человечество вступило в условиях экологического кризиса, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, оно постепенно пришло к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.

Одна из самых очевидных проблем загрязнения воздуха стоящая перед человечеством, в связи с интенсивным развитием производства. Это… (ответ учащихся  -кислотные оксиды).

Основная часть урока

Тема урока: «Влияния кислотных оксидов на окружающую среду». Нам надо выяснить, кто же виноват в образовании кислотных оксидов и есть ли перспективы у человечества решить эту проблему.

Что вам известно о кислотных дождях?

  1. Справка. Выступление ученика.

Термин «кислотные дожди» впервые ввёл английский химик А. Смит более 100 лет назад. Ещё 200 лет назад дождевая и снеговая вода была практически нейтральной с рН=7. Причиной возникновения кислотных дождей являются массовые, промышленные выбросы оксида серы (IV) и оксидов азота (II) и (IV) в атмосферу. Взаимодействуя с атмосферной влагой SO2 создаёт кислую среду. Растворимость его в воде велика – 40 объёмов на один объём воды. В районах промышленных производств 60% кислотности дождевой воды даёт серная кислота, 30% - азотная, 5% - соляная кислота и только 2% - углекислый газ. Мировой рекорд по выпадению кислотного дождя принадлежит шотландскому городу Питлохри, где 10 апреля 1974 года выпал дождь с рН=2,4! (Это что-то вроде столового уксуса). Кислотные дожди вызывают заболевания людей, негативно влияют на растения, животных, способствуют разрушению металлических конструкций и зданий.

Вопрос для обсуждения классу:
-Какую роль в загрязнении воздуха в нашем городе играет автотранспорт?
-Что еще является в нашем городе загрязнителями атмосферы?

  1. Постановка проблемы. Беседа с учащимися, определение основных вопросов для обсуждения: причины «кислотных дождей»; химические реакции, лежащие в основе этого процесса; пути уменьшения вредных выбросов в атмосферу.
  1. Задания для групп учащихся. Сейчас, вы, работая в группах, выясните, какие вещества служат источником образования кислотных дождей. Даются задания группам учащихся.

1 группа – указать причины появления вредных оксидов в атмосфере, предложить способы предотвращения «кислотных дождей»; составить необходимые схемы; (Работа с дополнительной литературой)
2 группа – составить уравнения реакций, приводящих к образованию кислот в атмосфере, реакции, ведущие к разрушению конструкций, зданий; (Работа с дополнительной литературой)
3 группа провести эксперимент, показывающий влияние кислоты и контакта между металлами на скорость коррозии металлов, учесть все требования техники безопасности при проведении эксперимента. (Даны 4 пробирки, 4 железных гвоздя, медная проволока, кусок цинка, раствор соляной кислоты, вода).
4 группа -
Решите проблемную ситуацию: моллюски, имеющие известковые раковины в кислой воде лишаются своих покровов, начинают чувствовать себя превосходно и быстро размножаться. Каким образом могут быть устранены изменения, происшедшие в водоеме под действием попавшего туда SO2?

  1. Вы – директор предприятия.  Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из ближайшего озера и установлена причина: большие выбросы SO2 вашим предприятием.

Что вы предпримете?

- закроете предприятие;

- усовершенствуете очистные сооружения;

-займетесь очисткой воды в озере.

2) Вы – инженер предприятия. Нужно решить проблему утилизации  сернистого газа? Чтобы последним продуктом стала  сера. (1.Аммиачный  SО2 +2NН3  + Н2О = (NH4)2SО3

2. Карбонатный

2СаСО3 + SО2+ О2     =2 СаSО4 + 2СО2

SО2+ 2Н2S   =3S + 2Н2О)

  1. Выступления участников групп, обсуждение результатов эксперимента, пути решения проблем
    Вывод: вредные газы, ведущие к появлению «кислотных дождей», поступают в атмосферу за счёт сгорания топлива, выбросов химических заводов. Энергосбережение, внедрение новых неэнергоемких технологий и безотходных и малоотходных технологий производственных процессов, применение альтернативных источников энергии, все меры экологического контроля способны решить проблему загрязнения атмосферного воздуха, оздоровить окружающую среду, снять угрозу необратимых отрицательных изменений в биосфере Земли.

Как не удивительно, но именно мы, я и вы, виновники возникновения кислотных дождей, т.к мы заводим автомобили, включаем центральное отопление. Около 2/3 энергии расходуются на нужды транспорта, отопление, освещение, и почти всю эту энергию мы получает в результате сжигания нефти, угля. И именно от нас с вами зависит то, какой будет наша планета завтра, через 100, через 1000 лет. Ведь даже И. Тургенев говорил «Человек связан с природой тысячью нитей».

  1. Рефлексия «Утверждение»:

Я узнал(а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

На уроке было над чем подумать.

На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

  1. Итог урока. Домашнее задание: подготовить сообщение об экологических проблемах нашего города, республики.

Слово учителя (на фоне видеоролика) Все экологические проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться одна страна. Нужны усилия всего мирового сообщества. В наших руках красота и богатство родной земли. ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ! Всем спасибо за урок!!! До новых встреч!!!

 

Дополнительная информация для работы по группам.
1 группа В странах мира загрязнение атмосферы происходит при работе автотранспорта, тепловых электростанций и ряда отраслей промышленности, таких как горнодобывающей, строительной, химической, нефтегазоперерабатывающей. В Республике Казахстан также имеются перечисленные источники загрязнения окружающей среды. Главными загрязнителями атмосферного воздуха являются диоксид серы (SO2), оксиды азота (NOX), оксид углерода (СО) и твердые частицы, которые образуются в процессе производственной и иной деятельности человека. На их долю приходится около 90% в общем объеме выбросов вредных веществ. Помимо главных загрязнителей в атмосфере городов и поселков наблюдается еще более 70 наименований вредных веществ, среди которых – озон, формальдегид, фтористый водород, соединения свинца, аммиак, фенол, бензол, сероуглерод и др. Однако именно концентрации главных загрязнителей (диоксид серы, диоксида азота, сероводород и др.) наиболее часто превышают допустимые уровни во многих городах Казахстана. Выбросы в атмосферу в разных регионах Республики Казахстан существенно отличаются, как по массовым выбросам, так и по видам загрязняющих веществ. Данные показатели зависят от территориального расположения региона, видов производственной деятельности, используемого оборудования и систем очистки выбросов от загрязняющих веществ. Наибольшее количество выбросов от стационарных источников зафиксировано в Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Атырауской и Костанайской областях. В этих регионах хорошо развиты производства, связанные с горно-добывающей и нефтедобывающей промышленностью, а также теплоэнергетические предприятия. Всемирная организация здравоохранения в документах, посвященных проблемам загрязнения атмосферного воздуха, отнесла озон к наиболее токсичным воздушным загрязнителям, которые отрицательно влияют на здоровье населения Европы и других континентов планеты. Превышение концентрации озона в воздухе влияет на организм человека в целом, но в большей степени наносит ущерб дыхательной и сердечно-сосудистой системам. Озон, попадая в организм человека при вдыхании, способствует развитию цепных реакций, приводящих к образованию свободных радикалов и продуктов окисления липидов, наносящих ущерб организму. Рост содержания озона в приземной атмосфере связан с увеличением загрязнения атмосферы окислами азота, летучими углеводородами и угарным газом. Перечисленные выше загрязнители являются предшественниками озона, из которых он образуется под действием солнечного излучения, причем интенсивность образования увеличивается с ростом температуры и интенсивности солнечной радиации [8]. Превышение концентрации озона в атмосферном воздухе наносит вред здоровью населения, отрицательно влияет на растения, деревья и животных. В 2015 году наиболее высокие показатели загрязнения атмосферного воздуха озоном зафиксированы в городах Лисаковске (10,5 ПДКс.с.), Степногорск (4,1 ПДКс.с.), Караганде ( 3,7 ПДКс.с) и поселках Глубокое (5,9 ПДКс.с ), Акай (4,0 ПДКс.с). Однако содержание озона в атмосферном воздухе контролируется не во всех регионах Казахстана. В Алматинской области, а также в городах: Алматы, Астана, Костанай, Рудный, Кызылорда, Тимертау и др. не проводится учет превышения озона в атмосферном воздухе, хотя превышение выбросов загрязняющих веществ, способствующих образованию озона в атмосфере зафиксирован. В Республике Казахстан необходимо провести исследование зависимости между уровнем озона в приземной атмосфере от выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, состоянием здоровья населения, состоянием экологических систем и лесов, урожайностью сельскохозяйственных культур.

При сжигании каждого миллиона тонн угля выделяется около 25 тыс. т серы в виде главным образом ее диоксида (до триоксида окисляется менее 3% серы); в 4–5 раз меньше окисленной серы дает сжигание мазута.

Повышение кислотности приводит к появлению в воде высокотоксичных ионов тяжелых металлов – кадмия, свинца и других, которые прежде входили в состав нерастворимых в воде соединений и не представляли угрозы живым организмам.

Дефицит питательных веществ и интоксикация воды приводят к своеобразной «стерилизации» водоемов. Закисленная и токсичная вода разрушает скелеты рыб и раковины моллюсков, а главное – снижает репродуктивные процессы. В свою очередь, это приводит к сокращению популяций наземных животных и птиц, связанных с водной биотой трофическими цепями (цепи питания).

«Мертвая вода» усиливает дефицит пресной воды, обусловленный возрастающими масштабами хозяйственного и бытового использования и ее загрязнением.

Что касается состояния рек и озер России, то качество воды большинства водных объектов в течение всех последних лет наблюдений и контроля не отвечает нормативным требованиям из-за сильного загрязнения промышленными сточными водами. Все основные реки России и их крупные притоки оцениваются как «загрязненные» или «сильно загрязненные». При таком положении кислотные осадки мало изменяют качественные характеристики воды.

Почвенные организмы более приспособлены к пониженным значениям рН почвенной влаги, но и они угнетаются возрастающей кислотностью, особенно азотфиксирующие бактерии и грибницы. Разрыхляющие почву дождевые черви могут жить в слабокислых почвах, в таких условиях они «нейтрализуют» почвенные кислоты с помощью выделяемой ими извести; в кислой почве дождевые черви погибают. Среди других нарушений, происходящих в почве вследствие ее подкисления, следует отметить нарушение процессов питания растений, разрушение их корневой системы.

Почвенное подкисление считается одной из основных причин усыхания лесов умеренной зоны северного полушария, причем этот фактор долгодействующий, который может проявиться через много лет после прекращения вредных кислотообразующих выбросов в атмосферу. Больше всего страдают елово-пихтовые и дубовые леса. Непосредственное воздействие кислотных осадков приводит к нарушению листовой поверхности, процессов транспирации (испарение с поверхности листа) и фотосинтеза за счет разрушения хлорофилла (это воздействие можно определить зрительно по побурению листьев и игл).

Многообразно косвенное влияние: загрязнения выступают в роли пусковых механизмов биологических и биохимических процессов, ослабляющих растение, нарушающих его рост, повышающих чувствительность к климатическим изменениям, делающих его менее устойчивым к вредителям – грибам, бактериям, жукам и др.

Воздействию кислотообразующих газов и кислотных осадков подвергаются органические материалы – кожа, бумага, ткани, резина, красители. Бумага, большинство тканей, кожа образованы гидрофильными веществами, которые накапливают воду между волокнами. Кислоты постепенно гидролизуют макромолекулы (главным образом целлюлозы и белков), в результате чего эти материалы становятся хрупкими и разрушаются. Как восстановитель диоксид серы в ызывает обесцвечивание красителей, что приводит к выцветанию тканей.

Чистота атмосферного воздуха планеты – одно из приоритетных направлений природоохранной деятельности национальных правительств, которая развивается в рамках программы, принятой на ХIX специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в июне 1997 г.

Международными соглашениями установлены критические нормы выбросов диоксида серы и оксидов азота, ниже которых их воздействие на наиболее чувствительные компоненты экосистем не обнаруживается, а также ряд рекомендаций по осуществлению снижения этих выбросов.

Основными на сегодняшний день методами снижения загрязнения атмосферы, в том числе кислотообразующими выбросами, являются разработка и внедрение различных очистных сооружений и правовая защита атмосферы.

Ведутся исследования по снижению загрязнений от выхлопных газов автомобилей. Наибольшие трудности здесь вызывает именно уменьшение выбросов оксидов азота, которые помимо образования кислотных осадков ответственны за появление фотохимических загрязнителей (фотохимический смог) и разрушение озонового слоя в стратосфере. Для решения этой проблемы ведутся работы по созданию различных каталитических конвертеров, преобразующих оксиды азота в молекулярный азот.

Среди эффективных методов борьбы с выбросами окисленной серы в атмосферу через дымовые трубы следует отметить различные газоочистители, такие, как электрические фильтры, вакуумные, воздушные или жидкие фильтры-скрубберы. В последних газообразные продукты сгорания пропускаются через водный раствор извести, в результате образуется нерастворимый сульфат кальция СаSО4. Этот метод позволяет удалить до 95% SО2, но является дорогостоящим (снижение температуры дымовых газов и понижение тяги требует дополнительных затрат энергии на их подогрев; кроме того, возникает проблема утилизации СаSO4) и экономически эффективен лишь при строительстве новых крупных предприятий. Такой же дорогостоящий метод очистки дымовых газов от оксидов азота с помощью изоциановой кислоты НNСО (удаляется до 99% оксидов азота, превращающихся в безвредные азот и воду).

Восстановление нормальной кислотности водоемов возможно за счет известкования, при этом не только уменьшается кислотность воды, но и повышается ее буферная способность, т. е. сопротивляемость по отношению к будущим кислотным осадкам.

Известкование можно применять и для защиты лесов от кислотных дождей, используя распыление с самолетов свежемолотого доломита (СаСО3*MgCO3), который реагирует с кислотами с образованием безвредных веществ:

СаМg(СО3)2 + 2Н23 → СаSО3 + МgSО3 + 2СО2 + 2Н2О,

СаМg(СО3)2 + 4НNО3 → Са(NО3)2 + Мg(NО3)2 + 2СО2 + 2Н2О.

Для защиты памятников культуры и ценных архитектурных сооружений используют покрытия из высокомолекулярных соединений – силиконов или производных эфиров кремниевой кислоты; для защиты металлических изделий – покрытие их лаком, масляной краской или легирование сталей, образующих устойчивую к кислотам оксидную пленку.

Все перечисленные меры представляют собой реализацию метода «контроля на выходе» – снижение концентрации загрязнителей на стадии их попадания в атмосферу.

Более эффективен с экологической точки зрения метод «контроля на входе», предусматривающий очистку топлива от потенциальных загрязнителей, использование экологически более чистых источников энергии и создание так называемых безотходных технологий, т. е. технологических процессов, сопоставимых с природными циклами в биосфере.

Содержание серы в выбросах можно уменьшить, используя низкосернистый уголь, а также путем физической или химической его промывки. Первая позволяет очистить уголь от неорганических примесей серы, таких, как сульфиды металлов. С помощью второй удаляется органическая сера. Отметим, что физические методы очистки малорентабельны, а применение химических методов очистки из-за ряда технических сложностей эффективно лишь на вновь строящихся электростанциях. Для средних и малых предприятий энергетики используется метод сжигания топлива в кипящем слое, при котором удаляется до 95% диоксида серы и от 50 до 75% оксидов азота.

Хорошо разработана технология уменьшения содержания оксидов азота (на 50–60%) путем снижения температуры горения.

Перспективна замена бензина в автомобилях другими видами топлива (например, смесью спиртов), применение газобаллонных автомобилей, использующих природный газ, и электромобилей; использование на электростанциях в качестве топлива природного газа.

Реально заменить горючие ископаемые могут возобновимые экологически чистые энергетические ресурсы, такие, как солнечная энергия, ветер, морские приливы, термальные источники недр Земли. Пока возможности таких энергопроизводств относительно ограничены, но, тем не менее, например, в Дании ветровые электростанции дают около 12% энергии (столько же дают все АЭС в России).



2 группа

Диоксид серы, попавший в атмосферу, претерпевает ряд химических превращений, ведущих к образованию кислот. Частично диоксид серы в результате фотохимического окисления превращается в триоксид серы (серный ангидрид) SО3:

2SO2 + O2 → 2SO3,

который реагирует с водяным паром атмосферы, образуя аэрозоли серной кислоты:

SO3 + Н2O → Н2SO4.

Основная часть выбрасываемого диоксида серы во влажном воздухе образует кислотный полигидрат SО2nH2O, который часто называют сернистой кислотой и изображают условной формулой Н23:

SO2 + H2O ↔ H2SO3.

Сернистая кислота во влажном воздухе постепенно окисляется до серной:

23 + О2 → 2Н2SO4.

Аэрозоли серной и сернистой кислот приводят к конденсации водяного пара атмосферы и становятся причиной кислотных осадков (дожди, туманы, снег).

При сжигании топлива образуются твердые микрочастицы сульфатов металлов (в основном при сжигании угля), легко растворимые в воде, которые осаждаются на почву и растения, делая кислотными росы.

Аэрозоли серной и сернистой кислот составляют около 2/3 кислотных осадков, остальное приходится на долю аэрозолей азотной и азотистой кислот, образующихся при взаимодействии диоксида азота с водяным паром атмосферы:

2NО2 + Н2О → НNО3 + НNО2.

Существуют еще два вида кислотных дождей, которые пока не отслеживаются мониторингом атмосферы. Находящийся в атмосфере хлор (выбросы химических предприятий; сжигание отходов; фотохимическое разложение фреонов, приводящее к образованию радикалов хлора) при соединении с метаном (источники поступления метана в атмосферу: антропогенный – рисовые поля, а также результат таяния гидрата метана в вечной мерзлоте вследствие потепления климата) образует хлороводород, хорошо растворяющийся в воде с образованием аэрозолей соляной кислоты:

Сl + СН4 → CН3 + НСl,

СН3 + Сl2 → CН3Cl + Сl.

Очень опасны выбросы фтороводорода (производство алюминия, стекольное), который хорошо растворяется в воде, что приводит к появлению в атмосфере аэрозолей плавиковой кислоты.

Известняк, мел, мрамор, туф, содержащие карбонат кальция, разрушаются под действием кислотных дождей:

СаСО3 + Н24 → Са2+ + SO42–+ СО2­ + Н2О,

СаСО3 + 2HNO3 → Са2+ + 2NО3 + СО2­ + Н2О.

Многие скульптуры и здания в Риме, Венеции и других городах, памятники зодчества, такие, как Акрополь в Афинах, Кёльнский собор и другие, за несколько последних десятилетий получили значительно большие повреждения, чем за все предыдущее время. Под угрозой полного разрушения в результате действия кислотных осадков находятся более 50 тыс. скульптур скального «Города Будд» под Юньанем в Китае, построенного 15 веков назад.

Из бетона и других минеральных строительных материалов, а также стекла под действием кислотных дождей выщелачиваются не только карбонаты, но и силикаты. Если рН осадков достигает значений, равных 4,5–3, то ионы алюминия начинают вымываться из кристаллической решетки. С уменьшением рН интенсивно протекает разрушение силикатной кристаллической структуры, как, например, в полевом шпате (сырье для производства керамики, стекла, цемента):

3KAlSi3O8 + 12Н2О + 2H+→ КAl3Si3O10(ОН)2 + 6H4SiO4 + 2К+,

2КAl3Si3O10(ОН)2 + 18Н2О + 2Н+ → 3Al2O32О)3 + 6H4SiO4 + 2К+.

Подобным образом кислотные дожди разрушают древние оконные стекла церквей, соборов и дворцов. Старинное стекло из-за повышенного содержания оксидов щелочных и щелочноземельных металлов более подвержено действию кислот, чем современное.

Металлы под действием кислотных дождей, туманов и рос разрушаются еще быстрее, чем строительные материалы и стекло. Корка образующегося на поверхности железных изделий гигроскопичного сульфата железа (II) окисляется кислородом воздуха, при этом образуется основная соль сульфата железа (III), являющаяся составной частью ржавчины:

2FeSO4 + Н2О + 0,5O2 → 2Fe(ОН)SO4.

Такой же ущерб претерпевают изделия из бронзы, на которых образуется так называемая патина, состоящая из карбонатов и сульфатов. Слои пыли и копоти на поверхности создают пленку, которая удерживает влагу и в которой постоянно растворяются кислотообразующие газы. Кислота разъедает металл, переводя его в виде ионов в раствор, что становится заметным при отслаивании корки налета, достигающей миллиметровой толщины. Изделие при этом теряет свою первоначальную форму.

Список использованной литературы:


1. Охрана окружающей среды и устойчивое развитие Казахстана 2010-2014. /Статистический сборник/ г.Астана, 2015 г – 106 с.

2. Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды Республики Казахстан: каталог /Министерство охраны окружающей среды РК, РГП «Казгидромет» Департамент экологического мониторинга. – Алматы, 2015. - № 1 (183), 2 (184), 3 (185), 4 (186), 5 (187), 6 (188), 7 (189), 8 (190), 9 (191) ,10 (192), 11 (193).

3. Котельников, С.Н. Приземный озон в России: чем он опасен. /С.Н.Котельников, Е.В.Степанов, И.А.Щербаков, В.Т.Ивашкин.Труды Института общей физики им. А.М.Прохорова РАН. М., 2015. Т.71. С.3-9. Сайт/news/innovatio/2099148.html.

4.Агаджанян Н.А. «Человек и биосфера». - М.: Знание, 1996г.

5.Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. - М.: Дрофа, 2006.

6.Дрейер О.К., Лось В.А. Развивающийся мир и экологические проблемы. - М.: Знание, 1991.

7.Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: «Красико-принт», 1996.

 

 

Категория: Химия | Добавил: Kanti (14.03.2017) | Автор: Винокурова Ольга Васильевна E
Просмотров: 1801 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]