Главная » Статьи » Химия |
Роль профильного обучения в развитии познавательных и профессиональных интересов учащихся (на примере элективного курса «Химия в быту»)
Ситуация, сложившаяся в школьном образовании в настоящее время, свидетельствует о снижении интереса учащихся к дисциплинам естественного цикла и, в частности, наиболее существенно – к химии. Такое снижение интереса школьников к химии в перспективе предопределяет возникновение серьезных проблем при подготовке специалистов в вузах самого различного профиля. В современных условиях выпускник должен быть заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, нужных ему для самореализации, выбора профессиональной деятельности. Поэтому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся; создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В содержании профильного обучения выделяется три компонента, одним из которых являются элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, целью которых является профориентация в соответствии с интересами и возможностями старшеклассников. Целью элективного курса «Химия в быту» является развитие познавательных и профессиональных интересов учащихся, самореализация личности, воспитание ценностного отношения к учебе и образованию в целом. Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач: • знакомство с производством бытовой химии и ее продукцией; • обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, ориентация на профессиональную деятельность в данной сфере производства; • проведение экскурсий на предприятия; • формирование и развитие умений отстаивать свою точку зрения; • овладение навыками выполнения химического эксперимента и умения прогнозировать его результаты. В процессе обучения у учащихся вырабатываются умения наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений; отбирать необходимые данные при работе с литературой; делать выводы; участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения; исследовать средства бытовой химии. При изучении элективного курса учащиеся выполняют следующие виды деятельности: анализ литературных источников о средствах бытовой химии, технологиях производства косметики; подготовка докладов и сообщений; подготовка и защита проекта «О культуре красоты и народных традициях». Программа разработана на основе Обязательного минимума содержания химического образования для средних общеобразовательных учреждений. Данный курс можно включить в раздел «Химия в жизни общества» учебника «Химия. 11 класс» О.С. Габриеляна. Он включает в себя: • информацию об основных средствах бытовой химии и их применении; • основы технологии производства бытовой химии; • исторические факты; • аспекты гигиены и медицины. Элективный курс «Химия в быту» рассчитан на 68 ч, по 2 ч в неделю. Для курса разработано методическое обеспечение: 15 лекционных занятий (29 ч), 9 семинарских занятий (17 ч), 6 лабораторно-практических занятий (9 ч), 5 часов отводится на экскурсии, 8 часов резервного времени. Тематика лекционных занятий: «История бытовой химии», «Моющие средства», «Отбеливатели», «Чистящие и дезинфицирующие средства», «Краски», «Средства борьбы с бытовыми насекомыми и грызунами», «Зарождение косметики», «Производство косметики», «Косметико-гигиенические моющие средства», «Волосы и уход за ними», «Кожа и забота о ней», «Декоративная косметика», «Зубы и их защита», «Ногти и средства для них», «Волшебные ароматы». Тематика семинарских занятий: «Химия в быту» (доклады учащихся), «Маленькие секреты большой стирки» (игра), «Древнее искусство крашения» (доклады учащихся), «Урок Мойдодыра» (деловая игра «круглый стол»), «Салон красоты» (деловая игра «пресс-конференция»), «Народные рецепты приготовления экологически чистой косметики» (доклады учащихся), «Кто виноват в зубных напастях?» (урок-исследование), «Химик изучает рекламу» (деловая игра «диспут»), «О культуре красоты и народных традициях» (защита проектов). Тематика лабораторно-практических занятий: «Выведение пятен» (классификация и распознавание пятен, инструкция по удалению пятен, выведение пятен различной природы), «Получение чистящей пасты «Хозяйственная» и определение ее качества» (получение чистящей пасты, определение массовой доли жирных кислот), «Исследование чистящих средств» (определение хлора в чистящих средствах), « Приготовление пигментов красок» (приготовление белой краски бланфикс, получение жёлтого крона, получение зелёного пигмента ярь-медянки), «Получение мыла и опыты с ним» (получение мыла, взаимодействие мыла с кислотами и солями, рассеивание светового луча в растворе мыла, горение мыла в пламени спиртовки, сравнение моющего действия мыла), «Анализ средств бытовой химии» (обнаружение глицерина в парфюмерных препаратах, определение посторонних примесей в мыле, обнаружение кислот в мыле, определение рН синтетических моющих средств). Учитель может изменить установленный порядок изучения вопросов и время, выделенное на их изучение. Он также может на свое усмотрение дополнить курс новыми лекционными, семинарскими и лабораторно-практическими занятиями. Практическую направленность курса усиливает систематическое использование демонстрационного и лабораторного эксперимента, который формирует умения проводить опыты, культуру обращения с веществами и материалами. Химический эксперимент на уроке служит источником и закреплением знаний и умений. При изучении данного материала главным является развитие творческой самостоятельности, познавательного интереса, приобретение навыков в работе с литературой. Данный курс предусматривает экскурсии на предприятия за счет учебного времени. При проведении всех форм занятий, в том числе и экскурсий необходимо учащихся ознакомить с правилами техники безопасности. В ходе исследования педагогической эффективности элективного курса «Химия в быту» было выявлено, что изучение данного материала способствовало: • повешению интереса к химии; • более глубокому развитию познавательных и профессиональных интересов учащихся; • повышению качества знаний, умений, уровня профессиональной культуры, ценностных ориентацией и устойчивой жизненной позиции учащихся; • выбору профессиональной деятельности и стремления к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, связанных с химией. | |
Просмотров: 1056 | |
Всего комментариев: 0 | |