Главная » Статьи » Биология

Открытый урок по теме: «Основные систематические группы рыб. Взаимосвязь строения костных рыб с образом жизни и средой обитания».
Черская Елена Владимировна
Предмет: биология
Класс: 7 Б
Тема урока: «Основные систематические группы рыб. Взаимосвязь строения костных рыб с образом жизни и средой обитания».
Цель урока: определение основных систематических групп рыб через аналитический, и установление взаимосвязи строения костных рыб с образом жизни и средой обитания через исследовательский типы кейсов.
обучающий аспект:
- выявить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы;
- установить и уметь объяснять взаимосвязь строения со средой обитания;
- формировать умения работать с учебным пособием, печатным материалом (извлекать нужную информацию, систематизировать и структурировать её, пользоваться текстом, рисунками для выполнения самостоятельной работы и работы в малых группах);
- освоить способ систематизации признаков на примере надкласса рыб;
развивающий аспект:
- развивать речь (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологических терминов темы «Основные систематические группы рыб»);
- развивать мышление: умение сравнивать (внешнее и внутреннее строение разных подклассов Костных рыб), устанавливать взаимосвязи (связь строения с образом жизни и средой обитания), выделять главное (из перечня признаков выделить главные, существенные), делать выводы, систематизировать и структурировать результаты;
- развивать умение управлять своими действиями (планировать учебные действия, контролировать свои действия, распределять рабочее время);
воспитывающий аспект:
- воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
- воспитывать дисциплинированность (при прослушивании отчетов о проделанной работе учащихся), аккуратность (при проведении самостоятельного оформления результатов).
Формирование компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Этапы урока:
1. Проверка домашнего задания через клоуз – тест
Общая характеристика Типа Хордовых. Ланцетник.
Какой тип мы с вами изучаем? (Хордовые)
Вставьте пропущенные слова.
1. Тип Хородвые - это ....................................................
2. Главные особенности типа Хордовых - это наличие…………….в виде лежащей над кишечником ………………..
3. Нервная трубка находится на .................. стороне, а кровеносная на.............................стороне тела.
4. Хордовые делятся на 3 подтипа: ........................., ......................., ......................... .
5. Ланцетник обитает в ..................., длина его тела...........................
6. Дышит ланцетник через ................, а пищеварительная система состоит из.........................и ………………..
7. В отдельных странах ланцетников
употребляют в .....................................................
2. Подготовка к активной познавательной деятельности (аналитический метод – кейс)
Одновременно, в редакции журналов «Эколог» и «Ихтиолог» пришли письма с одинаковым содержанием, но разными рисунками. В письме говорилось, о том, что в водоемах рыбаки выловили чудо – рыбу. А так как никто не видел таких рыб, то писавший просил журналистов выяснить, что это за рыбы и вообще, существуют ли такие рыбы на Земле? (Рис. 1 и 2)
(Класс делится на две группы - разные издательства. Назначается главный редактор.
Учитель просит учащихся, изучив информацию и рисунки, ответить автору писем.)
РАЗДАЮТСЯ ЗАДАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ 1 и 2.
После ответов учащихся составляем классификацию (Рис 3)
3. Осознание и осмысление нового материала (исследовательский метод – кейс)
Учитель:
В этносах различных народов существует много пословиц и поговорок и сказок о рыбах. Одна из них гласит: «Чувствует себя, как рыба в воде»
Проблемный вопрос: Почему в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными качествами? (учащиеся отвечают, выдвигают свои гипотезы)
Гипотеза: «Если в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, рыбы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле»
Сейчас мы с вами проведём лабораторную работу по исследованию костных рыб, каждая группа будет выполнять исследование по инструктивной карте и заполнит таблицу, которую представит всему классу.
Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и способ передвижения рыбы»
Цель. Изучить внешнее строение и покров тела рыбы как приспособление к водной среде обитания. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
ВЫВОД
«Люди наделили рыб волшебными качествами, благодаря особенностям строения, которые выделяют их из всего животного мира на земле, они хорошо приспособлены к жизни в водной среде, имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение рыбы в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде».
IV. Домашнее задание. Изучить параграф. Мини проекты: Отряды рыб
V. Итог на рефлексивной основе
1.Что узнали нового на уроке?
2. Что из урока вам наиболее запомнилось.
3. Полезна ли вам была информация, полученная на уроке.
VI. Оценка работы отдельных учащихся по сообщениям лидеров групп, групп в целом - учителем.
1.Если я чувствовал себя как «рыба в воде» - это красная фишка.
2.если как карась на крючке, или на сковородке - это синяя фишка
3. а если как сом на дне, равнодушное - это жёлтая фишка.
На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, а в ведёрко положите оценку, на которую вы поработали.
Категория: Биология | Добавил: ЧерскаяЕлена (02.03.2015) | Автор: Черская Елена E
Просмотров: 2214 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]