Главная » Статьи » Начальная школа |
Открытый урок "Экологическая безопасность"
Конспект интегрированного урока окружающий мир + математика в 3 классе обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида Тема: Экологическая безопасность. Выполнила: Ворукова Фатимат Инальевна - учитель начальных классов, первая категория. Цель: Коррекционные: обогащать словарный запас; учить сравнивать, обобщать. Развивать речь путем беседы. Развивать логическое мышление. Воспитательные: воспитывать экологическую культуру школьника (бережное отношение к окружающей среде). Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным; Познакомить детей с терминами «Экология», «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», "Бытовой фильтр». Предметные: формировать представление детей формах и методах защиты окружающей среды, расширить знания детей об окружающей среде, о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.; Доказать детям, что Земля - наш дом. Бережем дом, бережем здоровье. Закрепить вычислительные навыки. Метапредметные: Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку. Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности. Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые. Оборудование: Плакаты и рисунки о защите природы, собранные и нарисованные школьниками. Карточки с терминами, магнитофонная запись. медиа проектор, экран, компьютер, телеграмма от Маши и Миши; фонограмма с записью голосов птиц и музыкой П.И.Чайковского «Времена года»; карточки с изображением животных, зимующих и перелётных птиц, насекомых; презентация к уроку «Как животные весну встречают»; сенсорные кресты. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА ФОРМИРОВАНИЕ УУД УУД I.ОРГ. ЭТАП Создание мотивации к учебной деятельности. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Сегодня у нас необычный урок, потому мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы, вслушайтесь в слова. «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой шар. Это-Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно» (Звучит музыка П. И. Чайковского: «Времена года. Март.» СЛАЙД 1 Формирование УУД - Как вы думаете, какая тема нашего урока, если нам нужно ответить на вопрос: Как сохранить красоту Земли? Желаю успехов в работе на уроке. Чтобы каждый в конце урока смог сказать: Я понял… Я умею… Я знаю… (Коммуникативные и личностные УУД, формируются личностные ууд –мотивация к учебной деятельности. познавательные – получение новой информации) II ЭТАП ПОДГОВКИ К АКТИВНОМУ И СОЗАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ: Вопросы классу: что подразумевается под всем живым? Что необходимо для жизни? Как вы понимаете слово «охрана»? (прочитать детям толкование из словаря) - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели? -Что мы будем делать для достижения этой цели? - Зачем нужно знать эти сведения? Нужны ли эти знания для достижения цели урока? Коммуникативные и личностные УУД формируются личностные ууд - формулировка темы и цели работы на уроке самими обучающимися, принятие ими проблемных вопросов для их решения Познавательные - получение новой информации III ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Отгадаем кроссворд, который поможет ответить на вопрос, без чего невозможна жизнь? 1 Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. 2 Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях. 3 Плодородный слой Земли. 4 Смесь газов. (Солнце, вода, почва, воздух.) Вопрос классу, Что называется окружающей средой? От чего загрязняется окружающая среда? Что люди делают для охраны чистоты воздуха воды? -Кто сможет назвать тему урока? («Экологическая безопасность») - Как изменилась жизнь на Земле с развитием науки и техники? личностные – умение сотрудничать, регулятивные – умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения, познавательные – получение новой информации, умение вычленять нужную информацию из общей информации, коммуникативные – умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера. IV ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ: Рассказ учителя. Почему же перед нами встала такая проблема охранять природу? От чего ее нужно охранять? Человек распахивает все новые земли, для того чтобы больше сеять и выращивать. Чтобы было больше, электричества строит гидроэлектростанции, для этого строят новые плотины, изменяют русла рек, затапливают большие территории земли. При этом мы получаем свет и тепло, губим множество животных и растений. Все больше загрязняются воздух и вода, хотя известно, что они необходимы для жизни растений, животных, конечно же, для нас с вами, т.е. для человека. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в водоемы - сточные воды с различными вредными веществами. Люди часто рвут красивые растения просто так, а животных убивают ради меха или мяса, иногда ради забавы. Например: подснежники, ландыши лесные, соболь, песец и т.д. Природа переживает немалые потрясения. Чаще стали звучать слова «экологический кризис», «неблагоприятная экология», «экологическая катастрофа». Что объединяет эти слова, что у них общего? (Экология) Да. Их объединяет слово экология. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Человек выбросил сухие листья, ветки в одну кучу. Через год это все перегнило. Получился перегной - естественное удобрение. С этой проблемой природа справилась сама. Но так бывает не всегда. Каждый из вас знает, как должно выглядеть идеальное рабочее место, Сверкающая чистотой комната. А вот для наведения поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты - экологи. Обратимся к толковому словарю. Экос – по - гречески значит дом, логос - наука или учение. Получается наука о нашем общем доме. Нашим общим домом является окружающая среда. Значит экология - это наука об окружающей среде. ЭКОЛОГИ - изучают жизнь растений, животных, влияние человека на окружающую среду. В природе все взаимосвязано. То что делает человек в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не продумывают заранее свои поступки в природе, они могут нанести ей большой вред. Послушайте рассказ. (Пример из Китая - стр. 27 Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 3 класс ). (Вопросы классу). Оцените поступок китайцев. Думали они о последствиях или нет когда решили уничтожить всех воробьев? Как вы думаете, с кем они должны были проконсультироваться прежде чем принять такое важное решение.? познавательные – получение новой информации, умение использовать знаково – символические средства, регулятивные – умение оценивать свои знания и делать выводы. V. ФИЗМИНУТКА Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Работа с сенсорными крестами) VI. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ: 1.Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека. ( Воздух, вода, продукты питания.) 2.Как защититься от грязного воздуха в квартире? (Не курить взрослым в квартире, проветривать помещение, разводить комнатные цветы.) 3. Какую воду можно пить в целях самозащиты? (Кипяченую воду.) Экологические задачки. Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты. Мы дышим воздухом, а для того чтобы не болеть, нужен чистый воздух. Послушайте интересную и познавательную задачу. Семье из 3человек требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг чистого воздуха потребуется для группы людей из 1О человек? для нашего класса? 3 чел. – 51 кг. 10 чел - ? кг. 51 : 3 = 17 (кг.) –потребуется одному человеку. 17 * 10 = 170 (кг.) Ответ:170 кг чистого воздуха потребуется для группы людей из 10 человек в сутки. Задача 2 Вяз и клен выделяют в год 16 кг кислорода, это в 8 раз больше, чем выделяет клен. Сколько килограмм кислорода выделяет вяз, если известно, что клен выделяет в 7 раз меньше? 16 : 8 =2 (кг) кислорода выделяет клен в год. 2 * 7 = 14 (кг) Ответ: 14 кг кислорода выделяет в год вяз. ИГР А «Отгадай слово» Выполните действия и расположите ответы в порядке возрастания. 940: 2+ 60: 12= Л 540:6+982= О 170 * 9 - 530 = Г 17*3*1= К 160 * 8 : 40= Э 350 * 2 - 38 : 2 = О Какое слово получилось у вас? Кто он такой? Чем занимается эколог? (Эколог это человек, который не допускает загрязнения окружающей среды.) Сколько кг чистого воздуха мы потребляем в сутки? Сколько килограмм чистого воздуха потребляет наш класс в сутки, если у нас в классе 12 учеников и еще я? (17 * 10+17*3= 221 (кг)) (Можно вычислить, сколько килограмм чистого воздуха потребляет человек в месяц, в год.) Ребята, а теперь сопоставьте, пожалуйста, полученные данные предыдущей задачи с данными этой задачи и сделайте вывод: какое значение имеют для жизни растения? Как нам надо относиться к растениям? Познавательные и регулятивные – формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию, получение новой информации; личностные – проявление интереса и терпения при выполнении, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. А. Работа по вариантам. Первый вариант читает начало предложения, а второй вариант дополняет. (См. приложение ) -Почему вы так думаете? -Что нового было в этом задании для вас? -Откуда вы узнали сведения, полезные для вас? -Как поступить, если вы заметили на дороге (в лесу, на воде) мусор (пластиковые бутылки, пакеты и др.) Где вам в жизни эти знания пригодятся? - Нужны ли эти сведения вам и для чего? Познавательные: - формировать умение самостоятельно находить значения отдельных слов в Толковом словаре, находить значение незнакомых слов в словаре, получение новой информации познавательные ууд – выявлять особенности разных предметов в процессе их рассматривания, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, получение новой информации регулятивные – оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?, коммуникативные – формирование умения сотрудничать, приводить доказательства, личностные – формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества регулятивные- формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью. IX ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды... Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды. - Всего четыре строки стихотворения Р.Рождественского, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Природа - это чудо. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить жизнь. Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, который вырос на земле. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле. Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики... Берегите молодые всходы На зелёном празднике природы, Небо в звёздах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу, - Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите... М.Дудин - Что для себя нового вы узнали? Знали ли эти сведения раньше? Где могут пригодиться в жизни они? -Какая была тема нашего урока? -Какие цели и задачи мы поставили перед собой? -Достигли ли мы задач урока? Цели? -Что вы узнали для себя нового на уроке? - Что вам понравилось на уроке? - Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения? -Ответим на вопрос: - Что приятнее всего? (Достичь желаемого). личностные – уважение к мнению другого, освоение роли проверяющего, познавательные – получение новой информации и регулятивные – способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности, коммуникативные – учет другого мнения, умение работать в группе. X. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ Какое задание больше всего понравилось на уроке? Какое задание вызвало затруднения? Почему? Что нового узнали на уроке? Что вспомнили? Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания? Самооценка. На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке. Зеленый – «Я понял». Желтый – «Я знаю». Красный – «Я умею». Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы. личностные – формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выписать из словаря значения слов прогноз, охрана, эколог. Нарисовать рисунок «Каким я хочу видеть планету» Литература 1. Толковый словарь 2. Рассказ П. Надеждиной «Твое и наше» (интернет ресурс) 3. М.Дудин «Берегите Землю!..» 4. Р.Рождественского «Сборник стихов» М. «Просвещение 1884г. 5. Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч./ Плешаков А.А. – Москва «Просвещение», 2012г. 6. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Плешаков А.А. – Москва «Просвещение», 2012г. 7. Окружающий мир: тесты для учащихся общеобразовательных учреждений. 3 класс/ Москва «Просвещение» 2012г. 8. Энциклопедия «Я познаю мир» 2009г. 9. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»/ Дмитриева О.И., Максимова Т.В. 3кл./ Москва «Вако» 2006г. 10. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций . В 2 ч./ Моро М.И., Бантова М.А. и др. – Москва «Просвещение», 2011 г. | |
Просмотров: 3092 | |
Всего комментариев: 0 | |