Главная » Статьи » Начальная школа

Открытый урок "Экологическая безопасность"
МБОУСОШ № 3 г. Невинномысска Ставропольского края
Конспект интегрированного урока окружающий мир + математика в 3 классе обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида
Тема: Экологическая безопасность.
Выполнила: Ворукова Фатимат Инальевна - учитель начальных классов, первая категория.
Цель:
Коррекционные: обогащать словарный запас; учить сравнивать, обобщать.
Развивать речь путем беседы. Развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру школьника (бережное отношение к окружающей среде).

Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным;
Познакомить детей с терминами «Экология», «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», "Бытовой фильтр».

Предметные: формировать представление детей формах и методах защиты окружающей среды, расширить знания детей об окружающей среде, о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.;
Доказать детям, что Земля - наш дом. Бережем дом, бережем здоровье.
Закрепить вычислительные навыки.

Метапредметные:
Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности.
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые.

Оборудование: Плакаты и рисунки о защите природы, собранные и нарисованные школьниками.
Карточки с терминами, магнитофонная запись.
медиа проектор, экран, компьютер, телеграмма от Маши и Миши; фонограмма с записью голосов птиц и музыкой П.И.Чайковского «Времена года»; карточки с изображением животных, зимующих и перелётных птиц, насекомых; презентация к уроку «Как животные весну встречают»; сенсорные кресты.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА ФОРМИРОВАНИЕ УУД УУД
I.ОРГ. ЭТАП
Создание мотивации к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Сегодня у нас необычный урок, потому мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы, вслушайтесь в слова.
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой шар. Это-Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно»
(Звучит музыка П. И. Чайковского: «Времена года. Март.» СЛАЙД 1

Формирование УУД - Как вы думаете, какая тема нашего урока, если нам нужно ответить на вопрос: Как сохранить красоту Земли?
Желаю успехов в работе на уроке.
Чтобы каждый в конце урока смог сказать:
Я понял…
Я умею…
Я знаю…
(Коммуникативные и личностные УУД, формируются личностные ууд –мотивация к учебной деятельности.
познавательные – получение новой информации)
II ЭТАП ПОДГОВКИ К АКТИВНОМУ И СОЗАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ:
Вопросы классу: что подразумевается под всем живым?
Что необходимо для жизни?
Как вы понимаете слово «охрана»? (прочитать детям толкование из словаря)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели?
-Что мы будем делать для достижения этой цели?
- Зачем нужно знать эти сведения? Нужны ли эти знания для достижения цели урока?

Коммуникативные и личностные УУД
формируются личностные ууд -
формулировка темы и цели работы на уроке самими обучающимися, принятие ими проблемных вопросов для их решения
Познавательные - получение новой информации
III ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Отгадаем кроссворд, который поможет ответить на вопрос, без чего невозможна жизнь?
1 Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
2 Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях.
3 Плодородный слой Земли.
4 Смесь газов.
(Солнце, вода, почва, воздух.)
Вопрос классу,
Что называется окружающей средой?
От чего загрязняется окружающая среда?
Что люди делают для охраны чистоты воздуха воды?
-Кто сможет назвать тему урока? («Экологическая безопасность»)
- Как изменилась жизнь на Земле с развитием науки и техники? личностные – умение сотрудничать, регулятивные – умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения, познавательные –
получение новой информации, умение вычленять нужную информацию из общей информации, коммуникативные – умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера.
IV ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ:
Рассказ учителя.
Почему же перед нами встала такая проблема охранять природу? От чего ее нужно охранять?
Человек распахивает все новые земли, для того чтобы больше сеять и выращивать. Чтобы было больше, электричества строит гидроэлектростанции, для этого строят новые плотины, изменяют русла рек, затапливают большие территории земли.
При этом мы получаем свет и тепло, губим множество животных и растений. Все больше загрязняются воздух и вода, хотя известно, что они необходимы для жизни растений, животных, конечно же, для нас с вами, т.е. для человека. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в водоемы - сточные воды с различными вредными веществами.
Люди часто рвут красивые растения просто так, а животных убивают ради меха или мяса, иногда ради забавы. Например: подснежники, ландыши лесные, соболь, песец и т.д.
Природа переживает немалые потрясения. Чаще стали звучать слова «экологический кризис», «неблагоприятная экология», «экологическая катастрофа». Что объединяет эти слова, что у них общего? (Экология)
Да. Их объединяет слово экология. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Человек выбросил сухие листья, ветки в одну кучу. Через год это все перегнило. Получился перегной - естественное удобрение. С этой проблемой природа справилась сама. Но так бывает не всегда.
Каждый из вас знает, как должно выглядеть идеальное рабочее место, Сверкающая чистотой комната. А вот для наведения поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты
- экологи. Обратимся к толковому словарю. Экос – по - гречески значит дом, логос - наука или учение. Получается наука о нашем общем доме. Нашим общим домом является окружающая среда. Значит экология - это наука об окружающей среде. ЭКОЛОГИ - изучают жизнь растений, животных, влияние человека на окружающую среду.
В природе все взаимосвязано. То что делает человек в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не продумывают заранее свои поступки в природе, они могут нанести ей большой вред. Послушайте рассказ. (Пример из Китая - стр. 27 Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 3 класс ).
(Вопросы классу).
Оцените поступок китайцев. Думали они о последствиях или нет когда решили уничтожить всех воробьев?
Как вы думаете, с кем они должны были проконсультироваться прежде чем принять такое важное решение.? познавательные –
получение новой информации, умение использовать знаково – символические средства,
регулятивные – умение оценивать свои знания и делать выводы.
V. ФИЗМИНУТКА
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Работа с сенсорными крестами)
VI. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ:
1.Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека. ( Воздух, вода, продукты питания.)
2.Как защититься от грязного воздуха в квартире? (Не курить взрослым в квартире, проветривать помещение, разводить комнатные цветы.)
3. Какую воду можно пить в целях самозащиты? (Кипяченую воду.)
Экологические задачки.
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.
Мы дышим воздухом, а для того чтобы не болеть, нужен чистый воздух. Послушайте интересную и познавательную задачу.
Семье из 3человек требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг чистого воздуха потребуется для группы людей из 1О человек? для нашего класса?
3 чел. – 51 кг.
10 чел - ? кг.
51 : 3 = 17 (кг.) –потребуется одному человеку.
17 * 10 = 170 (кг.)
Ответ:170 кг чистого воздуха потребуется для группы людей из 10 человек в сутки.

Задача 2
Вяз и клен выделяют в год 16 кг кислорода, это в 8 раз больше, чем выделяет клен. Сколько килограмм кислорода выделяет вяз, если известно, что клен выделяет в 7 раз меньше?
16 : 8 =2 (кг) кислорода выделяет клен в год.
2 * 7 = 14 (кг)
Ответ: 14 кг кислорода выделяет в год вяз.

ИГР А «Отгадай слово» Выполните действия и расположите ответы в порядке возрастания.
940: 2+ 60: 12= Л
540:6+982= О
170 * 9 - 530 = Г
17*3*1= К
160 * 8 : 40= Э
350 * 2 - 38 : 2 = О
Какое слово получилось у вас? Кто он такой? Чем занимается эколог? (Эколог это человек, который не допускает загрязнения окружающей среды.)

Сколько кг чистого воздуха мы потребляем в сутки?
Сколько килограмм чистого воздуха потребляет наш класс в сутки, если у нас в классе 12 учеников и еще я?
(17 * 10+17*3= 221 (кг))

(Можно вычислить, сколько килограмм чистого воздуха потребляет человек в месяц, в год.)

Ребята, а теперь сопоставьте, пожалуйста, полученные данные предыдущей задачи с данными этой задачи и сделайте вывод: какое значение имеют для жизни растения?
Как нам надо относиться к растениям? Познавательные и регулятивные – формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию,
получение новой информации;
личностные – проявление интереса и терпения при выполнении, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
А. Работа по вариантам. Первый вариант читает начало предложения, а второй вариант дополняет. (См. приложение )

-Почему вы так думаете?

-Что нового было в этом задании для вас?
-Откуда вы узнали сведения, полезные для вас?

-Как поступить, если вы заметили на дороге (в лесу, на воде) мусор (пластиковые бутылки, пакеты и др.)
Где вам в жизни эти знания пригодятся?

- Нужны ли эти сведения вам и для чего?

Познавательные:
- формировать умение самостоятельно находить значения отдельных слов в Толковом словаре, находить значение незнакомых слов в словаре,
получение новой информации
познавательные ууд – выявлять особенности разных предметов в процессе их рассматривания, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,
получение новой информации
регулятивные – оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?, коммуникативные – формирование умения сотрудничать, приводить доказательства, личностные – формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества
регулятивные-
формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью.
IX ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.
- Всего четыре строки стихотворения Р.Рождественского, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений.
Природа - это чудо. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить жизнь.
Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, который вырос на земле. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...
М.Дудин
- Что для себя нового вы узнали?
Знали ли эти сведения раньше?
Где могут пригодиться в жизни они?
-Какая была тема нашего урока?
-Какие цели и задачи мы поставили перед собой?
-Достигли ли мы задач урока? Цели?
-Что вы узнали для себя нового на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?
-Ответим на вопрос:
- Что приятнее всего? (Достичь желаемого).
личностные – уважение к мнению другого, освоение роли проверяющего, познавательные – получение новой информации и
регулятивные – способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности, коммуникативные – учет другого мнения, умение работать в группе.
X. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ Какое задание больше всего понравилось на уроке?
Какое задание вызвало затруднения? Почему?
Что нового узнали на уроке?
Что вспомнили?
Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
Самооценка.
На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

Зеленый – «Я понял».
Желтый – «Я знаю».
Красный – «Я умею».
Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы. личностные –
формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выписать из словаря значения слов прогноз, охрана, эколог.
Нарисовать рисунок «Каким я хочу видеть планету»

Литература
1. Толковый словарь
2. Рассказ П. Надеждиной «Твое и наше» (интернет ресурс)
3. М.Дудин «Берегите Землю!..»
4. Р.Рождественского «Сборник стихов» М. «Просвещение 1884г.
5. Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч./ Плешаков А.А. – Москва «Просвещение», 2012г.
6. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Плешаков А.А. – Москва «Просвещение», 2012г.
7. Окружающий мир: тесты для учащихся общеобразовательных учреждений. 3 класс/ Москва «Просвещение» 2012г.
8. Энциклопедия «Я познаю мир» 2009г.
9. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»/ Дмитриева О.И., Максимова Т.В. 3кл./ Москва «Вако» 2006г.
10. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций . В 2 ч./ Моро М.И., Бантова М.А. и др. – Москва «Просвещение», 2011 г.
Категория: Начальная школа | Добавил: madosik (06.12.2014) | Автор: Ворукова Фатимат Инальевна E
Просмотров: 2991 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]